Исследовательская деятельность на уроках физики



Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино.

Исследовательская деятельность на уроках физики.

Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно. Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Главное – не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований.

Исследовательская деятельность учащихся многогранна и, организовать её можно на любом этапе обучения физике. В государственные стандарты, как основного, так и общего образования включены требования формирования методологических знаний, исследовательских умений. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнута необходимость исследовательского обучения, «чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения». Однако анализ сложившейся в современном среднем образовании ситуации показывает, что многие учителя испытывают затруднения при организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность учащихся позволяет решить многие задачи современного образования: повышает интерес к изучению физики и науки в целом, учит самостоятельно ставить и решать проблемы, позволяет школьникам более глубоко понимать изучаемый материал, позволяет осваивать научные методы познания.

Метод проектов позволяет решать задачи по формированию и развитию интеллектуальных умений. Совместная или индивидуальная работа над этой или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной, творческой деятельности использовать совокупность интеллектуальных умений.

Применение проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа, энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению предмета. В процессе использования информационных технологий, то есть системы приемов деятельности привлечением всех возможностей компьютера в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру. С помощью метода проектов можно устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

В своей работе в ходе работы над проектом я использую такие приемы, как домашние экспериментальные задания или опережающие задания. Например, при изучении темы «Электрические явления. Электрический ток. Работа и мощность тока» выполняется проект «Моя электрическая квартира». В подготовительный период работы над проектом, предлагаю учащимся, например, такие задания:

1. Узнайте, на какое напряжение рассчитаны электрические приборы в вашем доме. Познакомьтесь с паспортными данными приборов

2. Определите сопротивление вашего утюга, используя паспортные данные утюга. Как соединены все электрические приборы в вашей квартире? Как это доказать?

3. Рассмотрите счетчик в вашей квартире и выясните, как снимаются показания счетчика и вычисляется стоимость электроэнергии. Рассчитайте стоимость энергии за 1 сутки и, стараясь экономить электроэнергию, рассчитать ее стоимость. Рассчитайте, сколько денег вам удастся сберечь при подобной экономии за месяц.

4. Рассчитайте, сколько тепла получит ваша квартира при включении имеющегося у вас дома обогревателя на 4 часа в сеть. Используйте паспортные данные нагревателя.

5. Каким способом соединены все потребители тока в вашей квартире? Почему, если перегорит лампочка в зале, то в других комнатах лампочки горят? Если дома у вас имеется «старая» елочная гирлянда, посмотри как соединены в ней лампочки, проверь так ли это (со взрослыми), если гирлянда не горит, то как найти неисправную лампочку? Есть ли у вас дома «новые» гирлянды, подумай, почему к каждой лампочке подходят по два провода? Легко ли обнаружить перегоревшую лампочку в «новой» гирлянде?

6. Возьмите яблоко или соленый огурец и воткните в него два проводника: один — медный провод. А другой — железный гвоздь. Принесите изготовленный таким образом источник тока в школу и, подсоединив его проводами к гальванометру, убедитесь, что источник работает.

И многие другие задания.

Чтобы подготовиться к защите проекта, нужны прочные теоретические знания, для этого при работе с текстом учебника предлагаю учащимся дома составить тест с выбором ответа в форме ЕГЭ. Такие задания позволяют развивать у учащихся логическое мышление, внимание, умение правильно формулировать свои вопросы, а также подготовиться к сдаче экзамена по физике. Часто учащиеся используют вопросы параграфа, но я, учитывая это, предлагаю составить тест из вопросов, например, вдвое больше предложенных в конце текста учебника. Проверяя такие задания, вначале учащиеся меняются своими тестами, и проверяющий сам пытается ответить на вопросы своего одноклассника, делая замечания в формулировке заданий или ответов, затем задания проверяет учитель. В начале такой работы не все справляются с заданием, как правило, это «слабые» учащиеся, но при систематических таких заданиях все с удовольствием включаются в работу, находят такие «песчинки» теории, что каждый стремится очень внимательно подготовиться к уроку. В 7-9 классах в качестве творческих домашних заданий предлагаю составить кроссворд по изученному параграфу или полностью темы, предварительно показываю несколько приемов составления кроссвордов. Выполняя такие задания, некоторые учащиеся применяют компьютерные программы составления кроссвордов.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности является одной из форм обучения в современной школе.



sitemap
sitemap