Исследование влияния растений пришкольного участка на здоровье учащихся



Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………… 4

2.1. определение растений пришкольного участка;

2.2. выявление лекарственных растений пришкольного участка;

2.3. выявление аллергенных растений;

2.4. изучение пользы зелёных насаждений участка;

2.5. сбор информации о народной медицине у коренных жителей посёлка.

Заключение…………………………………………………………………………6

Литература………………………………………………………………………… 7

Приложения……………………………………………………………………… 8

Введение

Жизнь человека неразрывно связана с природой а, следовательно, и с жизнью растений. Обычай украшать свой двор и жилище растениями возник в странах с резко выраженной сменой времен года с целью задержать частичку живой природы как можно дольше. Создавая свой «лесной» уголок, человек решает проблему профилактики заболеваний и лечения целебными дарами природы. Растения, посаженные на пришкольном участке, придают школьному двору привлекательный вид, благотворно влияют на эмоциональное состояние детей. Создают благоприятные условия: помогают поддерживать чистоту воздуха, оздоравливают окружающую среду, что при современной экологической обстановке совершенно необходимо. Работа «Исследование влияния растений пришкольного участка на здоровье учащихся», выполнена учащейся 4 а класса МОУ СОШ №2 п. Пангоды Никитиной Валерией. Меня заинтересовал вопрос взаимодействия человека с природой. Всегда ли оно благотворно для человека?

Я задалась целью изучить растения на пришкольном участке, выявить лекарственные растения и растения, которые могут принести вред учащимся.

Объект исследования — пришкольный участок, он стал исследовательской площадкой, на которой проводилась работа.

Цель исследования

— изучение видового состава растений пришкольного участка и выявление его влияния на здоровье учащихся.

Задачи:

— пользуясь определителями, уточнить видовой состав растений пришкольного участка;

— определить лекарственные растения, произрастающие на пришкольном участке;

— изучить пользу зелёных насаждений участка;

— собрать информацию о народной медицине данной местности;

— дать рекомендации по составлению витаминных чаев (из лекарственных трав) для укрепления здоровья.

Гипотеза:

а) если при озеленении пришкольных территорий исключить посадки больших количеств аллергенных растений, то это даст возможность снизить риск проявления аллергических реакций у учащихся и работников школы;

б) если правильно использовать свойства лекарственных растений, то они помогут укрепить здоровье.

Предполагаемые результаты:

— учащиеся узнают растения, вызывающие аллергическую реакцию, их сроки пыления, и ограничат контакт с ними;

— изучат свойства лекарственных растений, научатся применять их для профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

— будут бережно относиться к природе.

Основная часть

Определение растений пришкольного участка

Пользуясь иллюстрированным школьным определителем растений под редакцией А.А. Быстрова и Ю.К. Круберга, мы с руководителем исследовательской группы Бурдаевой Мариной Павловной уточнили видовой состав растений пришкольного участка.

Нами определено, что на территории пришкольного участка встречаются следующие виды деревьев и кустарников:

1. Ива серебристая или Ветла (сем. ивовые).

2. Ива остролистная или Верба (сем. ивовые).

3. Рябина обыкновенная (сем. розоцветные).

4. Сосна обыкновенная (сем. сосновые).

5. Ель (сем. сосновые)

6. Лиственница (сем. сосновые)

7. Берёза бородавчатая (сем. берёзовые)

8. Брусника (сем. вересковые)

9 Багульник (сем. вересковые)

10. Шиповник коричный (сем. розоцветные)

Дикорастущие травы:

1. Плевел многолетний (сем. злаковые).

2. Овсяница луговая (сем. злаковые).

3. Сурепка обыкновенная (сем. крестоцветные).

4. Иван-чай (сем. кипрейные)

5. Пижма обыкновенная (сем. сложноцветные).

6. Цикорий обыкновенный (сем. сложноцветные).

7. Одуванчик лекарственный (сем. сложноцветные).

8. Ромашка лекарственная (сем. сложноцветные)

9. Цетрария исландская или олений мох (лишайники)

Выявление лекарственных растений пришкольного участка

Используя сборник «Лекарственные растения» выяснили, какие из растений пришкольного участка являются лекарственными, и составили на них паспорта (приложение № 1).

Выявление аллергенных растений

Известно, что некоторые виды растений способны вызвать аллергию – состояние повышенной чувствительности. Мы решили выявить эти растения на нашем пришкольном участке. Для начала побеседовали со школьным фельдшером Соколовой Кариной Викторовной. Какие растения, произрастающие на территории посёлка, вызывают аллергию у учащихся? И исследовали их наличие на школьном участке.

Таким образом, мы выяснили, что на нашем пришкольном участке произрастают следующие группы аллергенных растений:

1. Лиственные деревья, пыльца которых вызывает аллергию:

сем. Березовые (береза бородавчатая); сем. Ивовые (верба,);

2. Хвойные деревья, пыльца которых вызывает аллергию:

сем. Сосновые (Сосна обыкновенная, Ель обыкновенная,).

3. Злаковые травы, пыльца которых вызывает аллергию:

(овсяница, плевел).

4.Сорные растения, вызывающие аллергию (одуванчик)

Как развивается аллергическая реакция? Какие условия способствуют развитию заболеваний? Как можно предупредить этот процесс? Ответы на эти вопросы мы нашли в энциклопедии «Твоё здоровье». Совместно со школьным фельдшером мы разработали рекомендации по ограничению контакта с растениями, которые могут вызвать аллергию. (приложение № 2, приложение № 3)



Изучение пользы зелёных насаждений участка

Наша исследовательская группа решила узнать как можно больше о пользе зелёных насаждений. За помощью мы обратились к заведующей информационно – библиотечного центра школы Климентьевой Р.П. Раиса Петровна предложила интересную литературу и помогла нам выйти в Интернет.

Мы узнали:

-зеленый цвет растений снижает зрительное напряжение, нормализует внутриглазное давление;

— вредные выбросы автомобильного транспорта от 10% до 30% усваиваются зелеными насаждениями;

— одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо за сутки трем людям.

Коллектив учащихся и учителей нашей школы насчитывает около 900 человек. Нас заинтересовал вопрос: достаточно ли кислорода, выделяемого деревьями нашего участка на весь коллектив школы? Исследовательская группа произвела определённые расчеты и сделала вывод: растения пришкольного участка выделяют кислорода больше, чем это необходимо для учащихся и работников школы. На пришкольном участке произрастает 342 дерева средней величины, умножив это количество на 3, мы получили число1026. Отсюда следует, что растения нашего пришкольного участка полностью обеспечивают кислородом наш коллектив и ещё на 126 человек дополнительно.

Мы узнали, что за 1 день 1 гектар леса поглощает из воздуха 200-280 кг углекислого газа, а выделяет до 200 кг кислорода. Наш пришкольный участок имеет площадь 3 га. Мы решили вычислить, сколько углекислого газа поглощают растения, растущие в школьном дворе, и сколько кислорода они выделяют? Произведя необходимые расчёты, мы узнали, что растения нашего участка за 1 день поглощают из воздуха 720 кг углекислого газа, а выделяют до 600 кг кислорода, а за месяц 21600 кг и 18000 кг соответственно.

Период

Поглощено углекислого газа (кг)

Выделено кислорода (кг)

1 день

720 кг

600 кг

1 месяц

21т 600 кг

18 т

Вегетационный период

108 т

90 т

Растения пришкольного участка снижают уровень уличного шума за счет поглощения звуковой энергии, выделяют фитонциды, являются основными пылеуловителями. Нам стало известно, что один гектар хвойных деревьев задерживает за год 40 т пыли, а 1 га лиственных деревьев – 100 тонн пыли. На нашем пришкольном участке произрастают представители смешанного леса. Сколько килограммов пыли улавливают растения нашего участка, решили мы ответить и на этот вопрос. По расчётам выполненными нами, растениями улавливается более 1 т пыли за весенне- осенний период.

Период

Задержано пыли (кг)

1 день

57,5 кг

1 месяц

172,5 кг

Весенне — осенний период

1 т 207,5 кг

Результаты исследования ещё раз нас убедили в том, какую огромную пользу приносят зелёные насаждения нашему здоровью. А хорошо ли живётся растениям на нашем участке? Для ответа на этот вопрос мы тщательно осмотрели все деревья и кустарники, растущие на пришкольном участке. К сожалению, мы обнаружили поломанные ветки у 7 деревьев, что составило 2 % от древесных растений всего участка. Мы решили помочь деревьям. Перекопали почву вокруг стволов. Нарисовали экологические знаки, написали листовки и развесили их в школьном дворе и на улицах нашего посёлка. (приложение № 4)

Сбор информации о народной медицине у коренных жителей посёлка

Ребята из исследовательской группы обратились к представителям коренного населения – ненцам с просьбой рассказать, как они используют лекарственные растения зоны тундры.

Из беседы с Зоей Макаровной Худи, 1930 года рождения, уроженкой п. Кутопьюган, мы узнали, как её в детстве лечила бабушка. Вот что она нам поведала: «Моя бабушка – большой знаток лекарственных растений. Рану промывала настоем ягеля, если она загноилась, то в ход шёл настой багульника.

А если фурункул вскочил, нужно приложить мазь из внутреннего оленьего сала со смолой лиственницы. От боли в животе – кора черёмухи и морошка. Каждую весну жители тундры собирают смолу сосны, лиственницы (чтобы зубы были белыми и крепкими). А ещё моя бабушка вместо чая нам давала разные настои, которые помогают быть здоровыми. На зиму она заготавливала весенние листья берёзы, древесный гриб – чагу, иван-чай, листья смородины и брусники. Даже мухоморы были в её аптеке, ведь настойка из них лечит суставы».

Какие настои из лекарственных трав нашего пришкольного участка помогают быть здоровыми? Мы побеседовали со своими родителями, бабушками и дедушками. На основании сборника «Лекарственные растения. Лечебное и профилактическое использование» мы предложили учащимся нашего класса витаминные чаи

(приложение № 5).

Заключение

Нас окружает чудесный и удивительный мир растений. Выполняя работу «Исследование растений пришкольного участка и выявление их влияния на здоровье учащихся», мы убедились, какую огромную пользу приносят растения человеку.

Растения пришкольного участка, как добрые волшебники, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, снижают зрительное напряжение, нормализуют внутриглазное давление, усваивают вредные выбросы автомобильного транспорта, снижают уровень уличного шума, выделяют фитонциды, являются основными пылеуловителями, оберегают здоровье. Но наши исследования показали, что растения могут быть не только «друзьями», но и «врагами». Ведь некоторые растения способны вызывать аллергические реакции. Поэтому составленная нами Памятка позволит учащимся, родителям, педагогам ограничить контакт с пыльцевыми аллергенами. Но большую группу дикорастущих нашего участка составляют лекарственные растения. Использование их целебных, витаминных свойств помогут учащимся укрепить здоровье.

Охрана и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности. И не следует забывать советы мудрейших: «Если хочешь сохранить тело здоровым и сильным, познай все, что может принести пользу твоему телу или повредить ему».

Литература

1.Бартенев О.С. Энциклопедия. Я познаю мир. «Удивительные растения». Чита, «Астрель», 2001.

2.Быстров А.А. Школьный определитель растений. М., «Авента»,1998.

3.Дютийоль Э.А. Энциклопедия. Я познаю мир. «Природа». М., «Астрель», 2002.

4.Завражнов В.И. Лекарственные растения. Воронеж, «Университет», 1994.

5.Лучник А.Н. Энциклопедия декоративных растений. М., «Астрель», 2003.

6.Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. Издательский Дом «Светлячок», 2002.








sitemap
sitemap