Исследование типов памяти и проблема запоминания у учащихся



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

1.Психологическая природа памяти7

1.1 Психологические аспекты памяти7

1.2 Характеристика процессов памяти.10

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ14

2.1 Психологическая характеристика видов памяти.15

2.2 Физиологические основы особенностей памяти.17

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ22

3.1.Исследование типов памяти.22

3.2. Приёмы по развитию памяти.26

3.3. Выводы.28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ33

ПРИЛОЖЕНИЕ34

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. «Без памяти,-писал С.Л. Рубинштейн,-мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»(3. С.302).

Таким образом, память— это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относиться к работе памяти. Актуальность проблем запоминания в современном мире, с постоянно увеличивающимся объёмом материала не подлежит сомнению. Ведь все разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях мы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с нами было, мы не смогли бы совершенствоваться дальше, так как то, что мы приобретали нам не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

На нашей планете, по утверждению генетиков, нет двух одинаковых людей ( за исключением однояйцевых близнецов). Одним людям для того, что бы лучше запомнить материал, обязательно нужно его прочесть, т.к. при запоминании и воспроизведении им лучше всего опираться на зрительные образы. У других преобладают слуховое восприятие и акустические образы, им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третья группа людей легче всего запомнит и воспроизведёт движения. Но большинство из нас даже не подозревает о том, какой вид (тип) памяти выступает доминирующим, а значит, не могут быстро и эффективно запоминать и воспроизводить материал, считая свою память слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями. Исходя из выше изложенного, мною были определены актуальная проблема, в процессе решения которой были сформулированы цели, задачи моего исследования, а так же гипотеза.

Проблема – незнание ведущих типов своей памяти, условий и приёмов, ведущих к увеличению запоминаемого материала, приводит к снижению успеваемости и самооценке учащихся.

Цель— изучение видов памяти и их индивидуальных различий, а так же условий и приёмов, расширяющих объем запечатленного материала. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы которым они подчиняются.

Задачи:1. Исследовать физиологические и психологические основы памяти.

2.Выявить условия, расширяющие объём запечатлённого материала.

3.Определить эффективные приёмы по увеличению объёма памяти у учащихся.

4.Рассмотреть вероятность генотипической и фенотипической корреляции типов памяти родителей и детей.

5. Проведение исследовательской работы по определению видов памяти родителей и учащихся, самооценки учащихся по качеству и объёму запоминаемого материала.

Гипотеза – возможно, что знание доминирующего типа памяти и долгосрочное, системное применение эффективных приёмов и условий запоминания смогут решить проблему запоминания на уровне индивида.

На первых порах исследовались в основном процессы памяти у человека, сводясь скорее к изучению специальной сознательной деятельности, чем к широкому анализу естественных механизмов запечатление следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. С развитием объективного исследования поведения животного, область изучения памяти была существенно расширена . В конце 19-го и в начале 20-го веков появились исследования известного американского психолога Торнайка, который впервые сделал предметом изучения формулирования навыков у животного, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии 20-го века исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процессов “ учения “ у животных составляли основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти. В своей работе я постаралась как можно более полно изучить теоретические вопросы, связанные с изучением памяти и на основе полученных материалов провести исследовательскую работу.

Психологическая природа памяти

1.1 Психологические аспекты памяти

Когда мы говорим о памяти в общеупотребительном смысле слова, мы имеем в виду два совершенно разных процесса. Психология различала два рода памяти механическую и логическую, или ассоциативную. Под механической памятью разумелась способность организма сохранять след многократно повторенных реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях. Этот процесс психологи совершенно правильно уподобляли дорожной колее и говорили о проторении путей как об основе для накопления индивидуального опыта. Вся та сумма личных навыков, которой мы располагаем, представляет из себя, не что иное как результат такого проторения. Многократно повторенное движение как бы оставляет в нервной системе и облегчает прохождение теми же путями для новых возбуждений.

Значение этого проторения нервных путей легче всего установить путем простейшего опыта на хроноскопе т. е. особых часах, употребляющихся в психологии для измерения скорости реакций, дающих точность до 0,001 доли секунды. Попробуем измерить время, которое нужно на то, чтобы реагировать на какую-нибудь цифру, следующую вслед за ней.

Например; испытуемому демонстрируется 17, требуется назвать 18. Затем ставим опыт так, что испытуемый на предъявленную цифру должен реагировать называнием не последующей, а предшествующей, т. е. назвать 16. При этом оказывается, что в первом случае времени на реакцию потребовалось в 2 раза меньше, чем во втором.(2)

Это объясняется тем, что реакция в прямом порядке привычнее для организма и совершается по проторенным путям, в то время, как реагирование в обратном порядке менее привычно для нервной системы и совершается более затрудненно, а объективным показателем затрудненности становится увеличение времени протекания реакции.

Другая форма памяти так называемая ассоциативная память. Учение об ассоциациях долгое время составляло основу психологии, и многие психологи называли ассоциацией всякую связь или сочетание реакций. Но при этом имелась в виду всегда только ассоциация представлений.

Между тем с таким же правом мы могли бы говорить и об ассоциациях решительно всяких движений. И так под ассоциацией мы будем понимать такую связь реакций, при которой наступление одной из них непременно влечет за собой появление и другой. В самой простой форме учение об ассоциациях превосходило учение об условных рефлексах, которые в сущности, являются частным случаем и разновидностью ассоциаций.

Правильно было бы рассматривать условный рефлекс как случай неполной ассоциацией, когда связь замыкается полностью не между двумя реакциями, а между раздражителем одной и ответной частью другой ассоциаций: по сходству, по смежности и по контрасту.

Надобности в подобных различиях нет, так как они выражают скорее логическую разницу в ходе нашего мышления, чем психологическую особенность каждого процесса. Таким образом прежняя психология знала, что все богатство личного поведения возникает из опыта.

То, что обычно мы называем памятью, вовсе не представляет собой чего-либо однородного, но на самом деле заключается в себе ряд сложных моментов. Прежняя психология насчитывала четыре таких момента, называя первым самозакрепление реакции, то есть наличие первого следа от данного раздражения. Этот момент присущ, вероятно, всем решительно раздражителям, которые проходят через наш мозг.

Второй момент процесса памяти заключается в том, что по известному сигналу испытуемый производит заученное движение или произносит нужное слово. Так если испытуемый произносит несколько раз стихотворение, держа перед глазами книжку, то моментом воспроизведения реакций мы будем называть тот, когда эти реакции сумеют у него возникать без наличия соответствующих раздражителей, то есть когда стихотворение сможет быть произнесено без наличия книги. Но мы прекрасно знаем, что никакая реакция без наличия раздражителей невозможна, следовательно, и воспроизведение которое означает в сущности реакцию, всегда для своего возникновения нуждается в известных раздражителях. Каковы же будут эти раздражители в данном случае? Все дело сводится, очевидно, к тому, что процесс воспроизведения реакции в качестве своего основного толчка подчиняется внутреннему раздражителю. Затем все части воспроизводимых реакций связываются между собой так, что ответ на одну реакцию служит раздражителем для следующей. Это чрезвычайно легко видеть на простейшем примере, когда, забыв какую-нибудь строчку, мы начинаем читать стихотворение с самого начала, и тогда предшествующая строчка сама вызывает не достающую. Таким образом, второй момент сводится к установлению связей между внутренним раздражителем и данной группой, реакций, с одной стороны, и между отдельными членами группы, с другой.

Третий момент в процессе памяти так называемый момент узнавания, который сводится к тому, что воспроизведенная реакция осознается нами как уже бывшая. В данном случае речь идет о том, что к воспроизведенной реакции присоединяется новая реакция, которая как бы отождествляет воспроизведенную реакцию с бывшей прежней.

Наконец, на четвертом месте должен быть поставлен последний момент, в сущности представляющий собой опять совершенно новую реакцию – момент локализации, то есть нахождение места и времени и той связи обстоятельства, в которых проявилась данная реакция. Нам должно быть совершенно понятно, почему каждый из этих моментов может существовать совершенно раздельно, без остальных. Причиной этого является то, что перед нами совершенно разные роды деятельности памяти.(2)

1.2 Характеристика процессов памяти.

Запоминание. Первоначальная форма запоминания- так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, то есть запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и так далее, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях оно даже превосходит его.

Объём кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память и имеет тенденцию к сохранению в течении всей жизни. Им определяется механическая память и её возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью её объёма, связано «замещение» — когда при переполнении индивидуального ограниченного объёма кратковременной памяти, вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, и не попадает в долговременное хранилище памяти. Благодаря ей перерабатывается самый большой объём материала, сразу отсеивается ненужная и остаётся потенциально полезная информация, это экономит время. Данный вид памяти активно работает при общении людей. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека, все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

«Временное кодирование»- один из механизмов кратковременного запоминания. Это отражение запоминаемого материала в виде определённых, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. При этом мы стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами, стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определённую реакцию.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить то, что намечено, и использовано. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, заполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и так далее. Поставленная цель – запомнить, играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания.

Исследование П. И. Зинченко в этом плане убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация, оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача, картинки запомнить.

Посвященное той же проблеме исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнить прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, то есть, по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.

Переход информации из кратковременной в долговременную память, связан с рядом особенностей: 1. В долговременную память из кратковременной попадают последние 5или 6 единиц информации , поступившие через органы чувств. 2. «Запоминание путём повторения» сознательным усилием может обеспечить перевод в долгосрочную память того количества информации, которое превышает индивидуальный объём кратковременной памяти.3. Что бы информация попала в долговременное хранилище памяти нужно провести обработку информации ещё в кратковременной памяти по осмыслению и структурированию материала( группировке). Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счёте можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что что близко к нему по смыслу.(7)

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают, как единое целое. Концепция видов памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину(7. С.227)

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ

Закрепление и воспроизведение реакций, как и все остальные формы поведения, не представляют собой постоянную величину, но сильно колеблются в зависимости от возраста, пола и индивидуальности. В частности, память принято различать со стороны быстроты и прочности запоминания. Джейм сравнивает в этом отношении память различных людей с воском и желе, так как и там и здесь благодаря пластичности вещества легко и быстро получается нужный отпечаток, но если воск не удерживает, с желе он быстро исчезает. Далее, память варьирует в смысле объема, то есть количества закрепленных реакций, длительности того срока, в течение которого сохраняется закрепленная реакция, точности и так далее. Все эти стороны имеют при различного рода закреплениях далеко не одинаковую важность. Иной раз нам важно получить продолжительное, но не особенно точное запоминание, другой раз, напротив, необходимо иметь наиболее точное, но не особенно длительное запоминание. У детей память развивается не сразу, и в первой стадии ребенок является, по выражению Штерна, существом настоящего времени. Несколько позже память начинает развиваться у детей, но все же непосредственная память у детей слабее, чем у взрослых. Эббингауз проделавший экспериментальное исследование памяти при помощи заучивания бессмысленных слогов, нашел, что в 8 –10 лет дети способны воспроизвести в полтора раза меньше слогов непосредственно после заучивания, чем люди в 18 –20 лет. Такие же результаты получил Бине, исследуя память трех классов школы.

Младший класс дал 75% ошибочных ответов, средний 69% и старший 50%.

Согласно всем данным, следует думать, что память растет и развивается в детском возрасте, доходя до высшей точки, по Лейману, в 25 лет, но после начинает медленно понижаться.(3)

2.1 Психологическая характеристика видов памяти.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются критериям:

1.по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно –логическую,

2.по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную,

3.по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности и объёму запоминания. Всё это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются доминирования отдельных видов памяти и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области коры больших полушарий доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную( моторную) и разнообразие их сочетаний.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами.Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и так далее.

Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде,“ золотые ручки .“

Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляется наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет в жизни и деятельности каждого человека. Сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, основана на эмоциональной памяти.

Образная память –память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она обладает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами.

Содержанием словесно –логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно –логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Существует, однако, и такое деление на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные степени развития памяти.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Такой памятью обладают люди, способные в течение продолжительного времени « видеть» воспринятую картинку в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на организм. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. То, что человек может себе зрительно представить, он лучше всего и запоминает.

Слуховая память — хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков( музыкальных, речевых). Человек с такого рода памятью, быстро и точно запоминает смысл событий, логику рассуждений, доказательств, смысл текста. Этот смысл он может передать собственными словами.(7)

2.2 Физиологические основы особенностей памяти.

Психологическое изучение механизмов памяти хронологически старше других. Самое большое распределение получили ассоциативные теории памяти. Предметы и явления действительности запечатляются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова “ группами или рядами “. Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обуславливает реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведение. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно – временных отношением предметов и явлений, другие отражают их сходство, третьи –противоположность, четвертые – причинно – следственные отношения.

Важнейшая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В 18 –19 веках учение об ассоциации лежало в основе так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Юм, Д. Джеймс, Спенсер).

Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову ассоциации – не что иное как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

Нейронные и биохимические теории памяти.

Человеческий мозг во многом продолжает оставаться тайной. Его строение чрезвычайно сложно. Как же происходит приобретение новых знаний? Вероятно, оно должно сопровождаться какими-то структурными или химическими изменениями в мозгу. Существует немало популярных теорий, но все они носят умозрительный характер. Наука еще очень далека от того, чтобы дать действительно точное и исчерпывающее описания способа, каким нервная система накапливает информацию. Но эти теории являются полезными вехами на пути к пониманию системы памяти. Существует почти полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в головном мозге. Практически все согласны с тем, что запоминание осуществляется посредством электрической активности, то есть химические или структурные изменения в мозге должны каким-то образом влиять на электрическую активность.

Пределы развития возможности памяти человека.



Естественно возникает вопрос: можно ли улучшить природу и силу человеческой памяти посредством воспитательного воздействия?

Так как в основе памяти лежит известная пластичность нашей нервной системы, то само собой разумеется, что природные силы памяти не могут быть увеличены или уменьшены никакими другими средствами, кроме тех, которые непосредственно ведут к расслаблению и восстановлению нервной системы. Сильное малокровие, наличие в организме ядов, общая расслабленность нервной системы связываются конечно, с ослаблением памяти. И всякое питание, усиление и укрепление нервной системы восстанавливают память. Поэтому Джеймс считает несомненным тот факт, что природные качества нашей памяти не могут быть улучшены никакими упражнениями. Однако запоминание может легко быть улучшено при помощи упражнений и воспитания. Мейман нашел, что его испытуемый в результате нескольких недель упражнений сократил время для заучивания бессмысленных слогов, сократил время для заучивания 12 слогов с 56 повторений до 25 и с другой 18 до 6. Запоминание есть деятельность, и, как таковая, она может быть улучшена при помощи упражнений. Могут быть выработаны специальные навыки и умения – запомнить. И первый эффект воспитания памяти заключается именно в улучшении запоминании. Далее, память в специальных отношениях может быть всегда улучшена и усилена, хотя это и не означает повышение природной способности памяти. Мы помним, что психологически память означает связь, устанавливающую между одной и другой реакцией. Чем большим количеством ассоциаций мы располагаем, тем легче устанавливается новая ассоциация и, следовательно, повышается качество нашей специальной памяти. Надо отметить, то, что прежде называлось памятью, представляет из себя сложную и комбинированную форму поведения, начиная с простой реакции и кончая сложными мыслительными рефлексами. В зависимости от этого путем специальных упражнений могут быть улучшены как отдельные стороны поведения так и самые главные взаимные соединения его различных частей.

Согласно другой точке зрения память может быть результатом возникновения новых синапсов. Это означает, что всякий раз при заучивании нового материала в мозгу возникают физиологические изменения.

Но микроскопической техникой эти изменения обнаружить не удается, в частности в следствии исключительной трудности наблюдения живых нервных клеток под микроскопом. Как бы ни происходило дело, ясно одно, что именно синапс является тем местом, где происходят перестройки.(5)

Другая гипотеза заключается в следующем: если память кодируется химически, то обе половины сохраняют задачу в памяти, если запоминание хранится в скоплениях нервных клеток – головных ганглиях, то животное, регенерировавшее из хвостовой части, не будет обладать соответствующими навыками. Под действием электрического тока планария рефлекторно сокращается .Если сочетать удар электрического тока с яркой вспышкой света, то животное начинает сокращаться, даже если вспышка не сопровождается электрическим раздражителем. Результат проверки показал, что после перерезания и регенерирования обе половины: «помнят задачу». Это результат поразителен. Ведь если система памяти является результатом электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными цепями, т.е., что электрический импульс, переданный нейроном, проходит от тела нейрона через аксон к телу следующего нейрона.

Место, где аксон соприкасается со следующим нейроном, называется синапсом. На отдельном нейроне(теле) могут находиться тысячи синапсов(6). Поляризация проведения нервного импульса по цепи нейронов определяется синапсами. Различают синапсы с химической и электрической передачей. Синапсы с химической передачей импульса имеют пресинаптический и постсинаптический полюса. В первом содержатся медиаторы- ацетилхолин или норадреналин. Роль медиаторов могут играть и другие биологически активные вещества- адреналин, серотонин и др. Простсинаптический полюс содержит особый белок-«рецептор» медиатора. Между двумя полюсами сохраняется синаптическая щель. При деполяризации (возбуждении) клеточной мембраны пресинаптического полюса медиаторы порциями поступают в синаптическую щель, где взаимодействуют с белком- рецептором постсинаптической мембраны. Это вызывает волну деполяризации последний, т.е. возбуждение следующего нейрона. Синапсы с электрической передачей нервных импульсов образуются при плотном прилежании клеточных мембран двух нейронов, преимущественно их дендритов и тел нейронов.

Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией . Существует гипотеза, что долговременная память заключена в структуре белковых молекул в каждом синапсе.(4)

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1.Исследование типов памяти.

Испытуемым учащимся 8 «А» класса в количестве 29 человек было предложено участие в моём проекте по исследованию у них типов памяти и решению индивидуальных проблем с запоминанием. Начало исследований было заложено 1 сентября2010г на классном часе, предваряющем занятия в новом учебном году. То есть как раз в то время ,когда головы подавляющего большинства моих одноклассников были свободны от новой информации и с не тренированной системой запоминания материала. Изучение типа памяти я взяла из книги Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Роспедагенство,1994г(9). Вся методика исследования представлена в Приложении 1. Обработка первичных результатов и самооценка были проведены моими товарищами. Затем на первом организационном собрании родители провели исследование своего типа памяти и соотнесли с типом памяти своего ребёнка, расчитывая увидеть корреляцию по доминирующему типу памяти.

Нужно отметить, что 9 человек не попали в экспериментальную группу, т.к. некоторые не сразу приступили к обучению 01.09.2010г., а часть учащихся отсутствовало в последствии на контрольном исследовании 21.01.2011г. А так как первого сентября все учащиеся пожелали быть задействованы в эксперименте, то мне не удалось набрать контрольную группу для чистоты эксперимента из учеников моего класса.

Далее на классных часах и уроках психологии учащимся были предложены ряд приёмов по развитию памяти. Которые при их систематическом применении в течении полугода должны были повысить эффективность запоминания и воспроизведения материала. Так же были проведены несколько тренажёрных занятий с использованием популярных методик по повышению продуктивности запоминания информации.(см. Приложение 2)

Повторное контрольное исследование типов памяти у учащихся было произведено 21 января2011г. Результаты исследований представлены в диаграммах.

Диаграмма 1

Слуховая память экспериментальная группа

Выводы: в результате эксперимента у 50% учащихся увеличился показаталь слуховой памяти, у 25% он остался прежним, а у 25% произошло незначительное снижение коэффициента.

Диаграмма 2

Зрительная память экспериментальная группа

Вывод: анализируя диаграмму зрительной памяти у экспериментальной группы , очевидно, что у 65% показатель вырос, 10% сохранили свой коэффициент на прежнем уровне и у 25% результат ухудшился.

Диаграмма 3

Слухово – моторная память экспериментальная группа

Вывод: коэффициент слухово моторной памяти увеличился только у 25% а вот у 50% этот показатель стал нижи и ещё у 25% он остался на прежнем уровне.

Диаграмма 4

Зрительно – слухово – моторная память экспериментальная группа

Вывод: при анализе диаграммы видно, что у примерно 50% улучшились показатели, и только у 10% они остались на том же уровне, а вот у приблизительно 40% показатели стали ниже.

Диаграмма 5

Средние показатели типов памяти в экспериментальной группе

Вывод: показатели среднего балла по типам памяти увеличились все, кроме зрительно-слухово-моторной ,где показатели остались прежними, и слухово-моторной, где снижение составило 0,6%.

3.2. Приёмы по развитию памяти.

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т. е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере развития индивида. Благодаря различным формам речи- устной, письменной, внешней, внутренней- человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Поэтому процесс совершенствования памяти человека идёт рука об руку с развитием речи. Подведём итоги того, что мы узнали из теоретических глав и параграфов и на основании изложенных материалов попробуем сформулировать некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.

Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.

Если предметом запоминания является текст, то нужно заранее придумать и сформулировать к нему вопросы, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста. В таком случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится.

Поскольку от внимания к материалу, непосредственно зависит его запоминание, то нужно постараться сделать так, что бы он вызывал к себе непроизвольный интерес и привлекал внимание.

Положительные эмоции, как правило, способствуют, запоминанию, а отрицательные препятствуют.

Приём «ускоренного чтения» — научиться обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом этот материал, сознательно пропуская всё остальное. Знать смысловую структуру текста.

Способность, что либо представить положительно влияет на запоминание, то приёмы направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию памяти.

Привычка к осмысленному восприятию материала. Составление планов текста, приёмы стенографирования, составление схем.

Лучше всего опираться на те типы памяти, которые развиты лучше всего.

Формирование ассоциаций для лучшего запоминания иностранных слов, теорем. Тогда нужно поставить перед собой задачу «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» Чем больше разнообразных ассоциаций вызывает материал, тем больше времени мы потратим на разработку ассоциаций, тем лучше запомнится сам материал.

Для лучшего запоминания информации рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями.(7)

3.3. Выводы.

1. Благодаря моим исследованиям по психофизическим основам памяти были найдены методики, которые позволили определить типы памяти учеников и коэффициент их объёма.

2. Были найдены условия и эффективные приёмы повышения продуктивности запоминания и воспроизведения материала.

3. В результате проведённой исследовательской работы можно подтвердить эффективность приёмов, решающих проблемы запоминания. Так среди 20 участников эксперимента в контрольном исследовании по типам памяти около 50% учащихся показали увеличение коэффициента в слуховой, зрительной и зрительно-слухово-моторной. Примерно 25%учащихся сохранили свои показатели на прежнем уровне в слухово-моторной и слуховой памяти, и на 10% в зрительной и зрительно-слухово-моторной типах памяти.

Снижение показателей больше всего затронуло слухово-моторную память и составило 50% от общего числа учеников, снизивших коэффициент. Возможно в данном случае на чистоте эксперимента отразился тот факт, что контрольное исследование проводилось в пятницу, в конце недели , да к тому же на 6 уроке. Это находит своё подтверждение в теории физиологов И.М. Сеченова и А.А. Ухтомского об утомлении сенсорных центров коры больших полушарий, т. к. к сожалению основной наш вид деятельности на уроках- это слушать и писать.

Однако, если проанализировать средние показатели, то мы увидим увеличение коэффициентов всех типов памяти, кроме, как уже пояснялось, слухово-моторной.

4. Каждый ученик в моём классе знает теперь доминантные типы своей памяти и может, выбрав для себя оптимальные условия и приёмы решать проблему запоминания индивидуально.

5. К сожалению,не подтвердились ожидаемые совпадения по типам памяти родителей и детей. Привожу результаты моих исследований в виде таблицы в (Приложении3). Причин мне кажется несколько: у родителей богаче жизненный опыт по развитию своей памяти, поэтому у многих родителей несколько ведущих типов памяти и потом, родительские собрания проводят вечером, после рабочего дня, что отрицательно сказывается на продуктивности запоминания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация поставленных мною целей и задач исследовательского проекта позволяет сделать вывод, что человеческая память – это индивидуальный психофизиологический процесс, связанный с запоминанием и воспроизведением материала.1.Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти не возможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот на, которых он сейчас находится.2.Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроением, интересами и потребностями, а так же с физическим состоянием в целом. 3. Память совершенствуется у всех людей по мере общественного прогресса и постепенно улучшается у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщении его к материальным и культурным достижениям цивилизации.4. В процессе развития само запоминание сводится к мышлению « запоминать — значит понять, осмыслить, сообразить».

Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этого процесса немыслим. Большой вклад в изучение проблем памяти внесли отечественные психологи. Например, Л. С. Выготский выдающийся отечественный психолог, который в конце 20-го века впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания (1). Исследования сложнейших форм произвольной деятельности, в которых процессы памяти связались с процессами мышления, были существенно доказаны отечественными исследователями, которые обратили внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного запоминания, и детально описали формы организации запоминаемого материала, который происходят в процессе сознательного, осмысленного заучивания. Именно исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделяли основные приемы запоминания сложного материала:

При воспроизведении какого либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нём мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить текст.

«Установка на запоминание» т.е. запоминание происходит лучше в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Следовательно, что бы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким- то образом связать его с основной целью деятельности.

Большую роль в запоминании и воспроизведении играют «повторения». И зависит от того, насыщен ли интеллектуально данный процесс, не является ли он механическим повторением, а новым способом структурно-логической обработки материала. Особо нужно обращать внимание на понимание материала и осознание процесса его обработки.

Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу учить его наизусть. Лучше, если на начало и конец заучивания придётся большее число повторений, чем на середину.

У разных людей процессы запоминания и воспроизведения информации протекают не одинаково. Наибольшие возможности по развитию памяти открываются перед теми людьми, которые зная тип своей памяти и, а также условия и эффективные приёмы запоминания, будут чаще всего этим пользоваться. Однако в связи с данными в предыдущих главах рекомендациями по улучшению памяти, следует помнить, что любые приёмы хороши лишь тогда, когда они подходят человеку, когда он сам их для себя выбрал, адаптировал, исходя из собственного жизненного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Общая психология. – СПб., 2000. – 000с.

2. Рогов. Курс лекций. 2000 г

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В двух томах. Том1. М.198 г

4.Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология. В помощь выпускнику и абитуриенту. СПб-Паритет.2000г.

5.МамонтовС.Г., Захаров В.Б. Основы биологии.М.-Просвещение.1992г.

6.Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.- Просвещение.1988г.

7. Немов Р. С. Психология. В трёх книгах. Книга1. Общие основы психологии. М.- Владос. 2000г.

8. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Роспедагенство,1994г.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ping.alfaspace.net

ПРИЛОЖЕНИЕ








sitemap
sitemap