Исследование свадебных традиций англичан и татар



Исследование свадебных традиций англичан и татар.

ВВЕДЕНИЕ

В нынешнее время, молодые люди, собирающиеся вступить в брак, порой и не задумываются о том, какие свадебные обычаи и традиции испокон веков сопутствовали свадьбе. Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, всегда были красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Они вырабатывались столетиями и имели целью сделать союз прочным и счастливым. Пользуясь теми или иными вещами, мало кто задумывается, откуда они взялись, и кто их придумал. Если с лампочкой, колесом и телефоном все понятно, то с традициями и ритуалами дела обстоят куда сложнее. В связи с этим, объектом нашего исследования является свадьба англичан и татар; предметом исследования являются свадебные обычаи и традиции англичан и татар.

Целью данного исследования является сравнение свадебных традиций англичан и татар. Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:

изучение соответствующей литературы;

выяснение свадебных обычаев, примет, символов, аксессуаров англичан и татар.

Были использованы следующие методы: изучение литературы, теоретический анализ. Таким образом, данное исследование относится к теоретическим исследованиям.

Свадьба —   дань традициям и обычаям. При изучении и сравнении свадебных традиций и обрядов разных стран можно удивляться их непохожести и вместе с тем, находить общие черты. Происходит это потому, что, несмотря на разнообразие культур, большинство европейских и американских традиций пришли к нам из Древнего Рима и других культур античности.

Формы и мотивы брака у народов Европы на протяжении веков менялись, но отношение к нему оставалось одинаковым: безбрачие и бездетность осуждались, забота о детях была одной из главных целей супружеской жизни. Браки заключались, как правило, не по велению сердца, а были обычной сделкой.

Свадьба – это всегда яркое и запоминающееся событие, начало нового этапа в жизни каждого человека. Наверное, поэтому существует так много свадебных традиций, которые в отдельных странах могут быть свои и иметь разное значение. Верить или не верить в эти традиции – это уже пусть решает каждый для себя сам, но история возникновения некоторых из них стоит того, чтобы об этом знать.Во время свадьбы во многих странах принято бить посуду. Откуда пришел этот обычай? Издавна на Руси на второй день свадьбы били глиняные горшки, чтобы узнать целомудренная ли невеста или нет. Хорошо если горшок разбивался, тогда все знали, что невеста честная и порядочная. К тому же считалось, чем больше будет осколков от разбившейся посуды, тем больше счастья. Интересным является обычай вносить невесту в дом на руках. Основанием для этого обычая послужила вера в то, что на невесту легко могут повлиять злые духовные силы, навести сглаз или порчу. Для того чтобы создать видимость отсутствия невесты в данный момент (так как она не идет по земле) и обмануть черные силы – жених несет ее на руках. Обычай украшать лентами свадебные машины пришел из Европы, хотя корнями восходит к более древним временам. В XVII—XIX веках невесту по дороге в церковь сопровождали мальчики с розмаринами и бантами невесты на рукавах. По поверью – банты или узкие ленты были символом счастливого замужества. Позднее, невесты уже прекратили придерживаться этой традиции, но символическое значение лент и бантов осталось, и теперь ими украшают свадебные машины.

Обычай похищать невесту появился еще у русских славян: северян и вятичей. Древние народы устраивали игры, песни и пляски, во время которых выбирали каждый себе невесту и забирали ее в свой дом. Позже, в Шотландии, например, английский суверен обладал правом на первую брачную ночь, а на Руси этим правом обладал дворянин, барин или пан. Часто женихи были против этого обычая и в самый разгар гуляний воровали невесту. В случае если жених был в состоянии выкупить невесту у барина, ему предоставлялась такая возможность. После отмены крепостного права, это превратилось в просто веселую традицию, которая часто встречается на свадьбах.

Многие полагают, что обычай бросать свадебный букет принадлежит американцам. Хотя замечено, что подобный обряд присутствовал на свадьбах и в европейских странах, в том числе и на Украине. Цветочный венок означал будущую свадебную фату, поэтому невеста передавала его своей дружке, чтобы она вышла замуж. Позже свадебный венок бросали в толпу девушек, присутствовавших на свадебной церемонии. Девушка, поймавшая этот венок, и становилась претенденткой на роль будущей невесты.

По традиции родители всегда встречали молодоженов с караваем и солью. Этот обычай зародился еще в Древнем Египте. В те времена хлеб ценился египтянами так же высоко, как и золото. Об этом свидетельствуют найденные свитки, где золото и хлеб обозначены одним и тем же иероглифом. В этом нет ничего удивительного, ведь хлеб всегда считался символом изобилия и материального благополучия. Каравай на столе был знаком гостеприимства хозяев и божественного покровительства. Хлеб считался священным продуктом питания – к нему всегда относились с трепетом и уважением. Каравай украшали колосья пшеницы, что свидетельствовало о достатке и благополучии в семье. А сплетенные кольца на каравае означали бесконечную верность и любовь друг к другу.

Мы часто наблюдаем, как на свадьбах принято обсыпать молодоженов рисом, лепестками, монетами, инжиром. Этому обычаю следуют для того, чтобы брачный союз был прочным, счастливым и богатым. В некоторых странах во время свадьбы принято, чтобы молодожены сажали какое-то дерево возле дома, например, сосну. Считалось, что союз будет длиться столько, сколько будет жить это дерево. Конечно, невозможно следовать всем существующим свадебным традициям, да и не стоит этого делать. То, насколько счастливым и удачным будет брак, зависит, скорее всего, не от точного соблюдения традиций, а от того, какие усилия будут прилагать жених и невеста, чтобы сохранить любовь, верность и уважение на долгие годы.

ГЛАВА 1. СВЕДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ АНГЛИЧАН.

Англичане — тот самый народ, который свято соблюдает свои традиции. В Англии, пожалуй, перемены происходят медленнее, чем в других странах мира. Выбор дня и месяца свадьбы очень важен для англичан, даже тех, кто не устраивал свадьбу, а просто регистрировал брак. Май, как правило, считался неудачным месяцем. У англичан в ходу были поговорки: «браки в мае несчастливы», «вступать в брак в мае — навсегда раскаяться». Вступление в брак в Великий Пост тоже предвещало неудачу. Наиболее благоприятным временем для свадеб считалась неделя после Троицына дня. Из всех дней недели самым удачным днем для заключения брака называли среду.

В Шотландии жених, чтобы принять невесту в свою семью, после того, как они произнесут все полагающиеся клятвы, должен накинуть на ее плечи платок из клетчатой материи с цветами своего клана и заколоть его серебряными булавками. А в английском графстве Уэльс раньше существовала совсем уж экзотическая традиция сватовства: юношу и девушку связывали веревкой, оставляя узел, а затем они ложились спать. Если «повязанные» не желали вступать в брак, то ночью развязывали узел, а если узел оставался целым, то с этой ночи они считались женихом и невестой.По старой традиции у невесты должно быть что-то старое, что-то новое, что-то взятое в долг и что-то голубое(something old, something new, something borrowed, something blue). Старое — это подтяжка для чулок, ее дает невесте женщина, которая счастлива в браке, и передает таким образом свое счастье новой семье. Новое — свадебный подарок — символизирует счастье и процветание в будущем. Взятым в долг может быть ценный предмет, позаимствованный из семьи невесты. После свадьбы невеста должна вернуть этот предмет, чтобы не спугнуть удачу. В наши дни английские невесты часто «совмещают» сразу два обычая и надевают на одну ногу подтяжку с голубой ленточкой, не стесняясь продемонстрировать это окружающим. Еще одна старая традиция, дошедшая до нашего времени — невеста должна положить в туфельку монетку для благосостояния новой семьи.

В свадебный день свято придерживались традиций. По пути следования свадебного поезда разбрасывали цветы, главным образом болотный ирис, розмарин, ноготки. Нередко путь усеивали тростником, ракитником, а также пшеницей. В свадебный поезд помимо жениха и невесты входили их родители, подружки невесты (обычно ее сестры, близкие родственницы и подруги), а также сестры жениха и его дружки, родственники и друзья невесты и жениха. Подружки невесты, обычно их было человек шесть, были одеты в платья, фасон и цвет которых выбирала сама невеста, а ее матери следовало оплатить их стоимость. Среди этих подружек всегда имелась главная, которая несла букет невесты и в ходе церемонии венчания располагалась позади нее. Дружка жениха (брат, родственник или его друг) морально поддерживал его до свадьбы, платил гонорар священнику и чаевые церковнослужителям, а также вручал кольца жениху в церкви. Он должен был ухаживать за подружками невесты во время угощения и отвечать за произносимые тосты.

Шаферы, как правило, стояли внутри церкви и спрашивали каждого из гостей: «Невеста или жених?» Друзей невесты они помещали налево от придела, друзей жениха — направо. Подобную процедуру они проделывали и вовремя рассаживания гостей за столом. Шаферы раздавали гостям в церкви бланки с текстом проповедей, если они не были заранее разложены на церковных скамьях. Отца невесты, если он не присутствовал на церемонии, мог заменить ее брат, близкий родственник или даже друг семьи. Почетная роль посаженного отца доставалась отцу жениха: он подводил невесту к алтарю, отвечал на некоторые вопросы священника во время венчания, управлял всей свадьбой.

Все эти лица собирались утром у дома будущих новобрачных, и главная подружка невесты украшала входную дверь белыми цветами и веточками мирта из букета невесты. Если этим занималась сама невеста, то считалось, что ее семейная жизнь будет неудачной.

В церковь нередко отправлялись в сопровождении музыкантов, наигрывавших на скрипках и дудках, с пением. Исполнялись многоголосые свадебные песни, названия которых сохранились еще со времен поселения на Британских островах англосаксов. Вперемежку с песнями, в которых неоднократно упоминалась подвязка из туалета невесты, представители мужского пола, сопровождавшие свадебный поезд к церкви, усердно стреляли из ружей, что, по народным верованиям, отпугивало злую силу, и она не могла навредить новобрачным; по ходу продвижения свадебного поезда устраивали скачки на лошадях.

Иногда свадебный поезд трижды огибал по часовой стрелке — на счастье — церковь. Считалось очень плохим знаком, если во время венчания начинался бой часов. Поэтому предпочитали немного подождать перед входом, пока они пробьют. По прибытии к церкви перед входом в нее прежде соблюдалось много старинных обычаев: жених и невеста перепрыгивали через скамью, поставленную поперек входа в церковь, что символизировало удачное преодоление ими всех преград в их будущей семейной жизни. При этом невеста как будто невзначай теряла с ноги подвязку, которую немедленно подхватывали молодые мужчины и с триумфом шли вокруг церкви.

Невеста подъезжала к костелу вместе со своим кортежем. Затем выстраивались так: маленькая девочка, невеста, гости. Невеста и ее гости вместе идут до церкви. Возглавляет процессию маленькая девочка, разбрасывающая цветы по дороге, чтобы жизнь невесты протекала счастливо и была наполнена цветами. Англия по праву имеет звание наиболее консервативной страны, поэтому в вопросах обычаев и традиций вряд ли можно отыскать еще одну такую страну, где бы так трепетно относились к собственной истории. Данное утверждение в полной мере затрагивает практически все аспекты жизни в Англии, будь то домашние устои, свадьбы либо обыкновенные бытовые вопросы.В Сомерсете на пути свадебного поезда протягивали веревку, украшенную цветами, или запирали перед ним церковные ворота. В этих случаях жених должен был выкупить путь деньгами.

В Беркшире верили, что тот из молодых, кто первым поставит ногу на крутую церковную ступень, будет в дальнейшем властвовать в доме.

Венчание должно было состояться в течение трех месяцев после оглашения в церкви, украшенной белыми цветами и синим орнаментом в середине восточного окна. Группа лиц со стороны невесты располагалась на левом крыле, со стороны жениха — на правом; подруги и друзья — по обе стороны. После церемонии венчания новобрачные торжественно спускались со ступеней алтаря и в сопровождении родителей, ближайших родственников, шаферов, подружек невесты шли в ризницу подписывать свидетельство

Венчание происходило обычно между 8 часами утра и 12 часами дня. Гражданский же брак заключался с 8 часов утра до 18 часов вечера в отделе записи актов гражданского состояния в здании регистрации в присутствии уполномоченного лица. Уведомление об этом давалось одному из партнеров, если жених и невеста проживали в течение семи дней в одном округе. В случае если они проживали в различных округах, уведомление предназначалось тому из партнеров, кто сделал заявление. Регистрация брака в этом случае происходила в регистратуре подавшего заявление и должна была состояться в течение 21 дня после того, как получено уведомление. Данная церемония характеризовалась скучным и торопливым обрядом, и многие девушки мечтали о «белой свадьбе», т.е. о венчании в церкви.

В свадебном застолье главная роль отводилась пирогу. В Суссексе, например, в пирог помещали жареную курицу, наполненную сваренными вкрутую яйцами. Свадьба никогда не обходилась без пирога, и это практиковалось по всей Англии. Такой пирог невесте следовало разрезать самой. Иногда, впрочем, после пирога гостям предлагался позит — горячий напиток из молока, вина и пряностей. Его подавали в огромном котле, на дно которого клали обручальное кольцо. Сумевший достать его первым из присутствовавших холостых мужчин, согласно поверью, женится первым. После окончания застолья, которое могло продолжаться еще несколько дней, но не больше недели и на средства самих приглашенных, новобрачная первая переступала порог своего нового дома.

В Девоне порог поливали кипятком, и новобрачная на счастье смачивала в нем свои туфли. При входе в дом с фасада она попадала в комнату, где находился камин — символ ее роли в доме как хранительницы очага и хозяйки. Если новобрачная спотыкалась, то это рассматривалось как зловещая примета, и поэтому во многих местах Англии ее проносили над порогом. Затем подружки сопровождали ее в спальню и укладывали в постель. Их обязанностью было следить за тем, чтобы в постели не оказалось игл, булавок и прочих острых предметов. Они могли принести новобрачным несчастье.

На этом, собственно, и заканчивался свадебный обряд; на молодоженах лежала только моральная обязанность — одарить впоследствии тех, кто в будущем сам будет вступать в брак и кто принес им на свадьбу подарки. Буквально на следующий день после свадьбы они начинали жить отдельной семьей, не зависящей ни от кого и не обязанной никому ничем.

Описанная выше свадьба уже почти полностью исчезла в Англии к середине XIX в. Представители среднезажиточного слоя, как и самые бедные (а они составляли большинство населения), предпочитали обходиться без такого дорогостоящего обряда. В лучшем случае они венчались в церкви в присутствии очень тесного круга лиц, а застолье — чаще всего это был завтрак — устраивали где-нибудь в приличной кухмистерской или в кафе.

Помимо оплаты самого обряда венчания жених должен был оплатить цветы в церкви, угощение, кольца, лицензию, гонорары священнику, органисту и хору, чаевые священнослужителям, листы, на которых печатался текст службы, включая гимны и псалмы, букеты для матерей — своей и невесты, а также букеты для невесты и ее подружек, бутоньерки шаферов, мелкие подарки подружкам невесты. Кроме того, он должен был дать во время помолвки своей невесте кольцо на память с полудрагоценным камнем, стоимость которого колебалась в пределах пяти фунтов. Оно надевалось на безымянный палец левой руки, и после свадьбы его носили вместе с обручальным кольцом.

На протяжении XIX в. общепринятым для невест являлся белый цвет подвенечного платья. Материал подбирали преимущественно плотный: тяжелый шелк, бархат, атлас. На него нашивали белые кружева. Женщины, вступавшие в брак повторно, и вдовы, вновь выходившие замуж, одевались в платья, соответствующие той моде, которая господствовала в данное время, или очень часто надевали голубое платье, что имело место и в начале XX в.

Мужчины с 20-х годов XIX в. для свадебной церемонии надевали сюртуки с длинными фалдами и короткой талией, голубого цвета, узкие панталоны из трико, не доходящие немного до щиколотки, черные чулки и лакированные башмаки; с 30-х годов в моде были длинные черные штаны со штрипками и фраки из черного сатина с белыми жилетами. В 50-е годы мужчины вместо фрака надевали пиджак.

Разведенные венчались в особых церквях; они не имели права носить и обручальные кольца. Представители малообеспеченных слоев населения также из экономии предпочитали регистрировать брак и даже венчаться в церкви в своей лучшей повседневной одежде. Но во всех слоях общества было принято по случаю помолвки или заключения брачного союза надевать (как женщинам, так и мужчинам) белые перчатки.

Следует отметить, что в Англии имела место традиция, когда новобрачные, в зависимости от средств, совершали свадебное путешествие. Одни уезжали за границу, другие – на несколько дней в соседнее село или город.

ГЛАВА 2. СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ТАТАР.

Традиционно у тувинских татар и башкир существовало несколько вариантов заключения брака. Первым и весьма распространенным вариантом вступления в брак было похищение девушки — кыз урлау. Такая форма заключения брака известна у многих народов мира на самых разных ступенях их развития. В данном случае под понятием брака следует видеть условия, в силу которых заключается брак. Такими условиями могут быть или установившаяся на основе обычая традиция, по которой юноша имеет брачные права на девушку на основании определённых родовых, вернее, межродовых связей, куда частично могут быть отнесены некоторые категории кузенных браков, право жениться на вдове умершего брата (т.е. левират), брак покупкой (т.е. уплата калыма, как непременное условие брака), брак путём похищения невесты, брак по сватовству, брак отработкой и т.д.

Кыз урлау, то есть насильно увозили девушку без ее согласия на брак. Для этого парень уговаривал подружек привести ее в условленное место, где их поджидали сообщники парня. На выбранную девушку ребята накидывали тулуп и на лошади увозили в дом жениха. Отмечали, что односельчане девушки или её возлюбленный могли устроить погоню за похитителем. В случае поимки, его могли жестоко избить или даже убить. Дабы остаться целым и невредимым похититель мог обесчестить свою избранницу прямо по дороге в свой дом. Неблагоприятными днями недели для похищения невесты считались вторник и суббота, благоприятным — четверг.

Прежде, чем привезти девушку к себе, парень заезжал к своим родственникам, чтобы предупредить их о случившемся. Тетя парня давала что-нибудь девушке, обычно деньги или какой-то подарок для матери жениха, поскольку считалось, что входить в чужой дом с пустыми руками нельзя. Когда парень со своей избранницей заходили в дом, его родители уходили к соседям или родственникам, оставляя молодых одних. Украденную девушку родители жениха просили читать молитвы, а затем спрашивали ее согласия на брак. На следующее утро обязательно приглашали муллу, после чего молодые официально считались мужем и женой. Обряд никах в этом случае проводили позднее. После совместной ночи молодым обязательно топили баню. Этим делом обычно занималась женщина — старшая сестра жениха или жена его брата, иногда его мать. В тот же день родители парня отправлялись к родителям девушки, взяв конфеты, сладости. Они приходили и сообщали родителям невесты, что дочь находится у них. Если отец с матерью девушки были не против, то подарки принимались. Кроме того, бывали случаи, когда, обнаружив пропажу дочери, родители сами шли искать ее. Обычно предполагали место нахождения дочери. После обнаружения дочери они могли забрать ее, если парень не нравился. В тот же день, когда топили баню, пекли оладьи коймак, причём активное участие в этом принимали молодые. При такой форме вступления в брак девушка жила с парнем до никах.

Никах — это религиозный обряд заключения брака, на котором обязательно присутствует мулла. Именно он объявляет молодых мужем и женой и скрепляет их союз перед богом, а так же узаконивает родственные отношения брачующихся пред лицом общества. На следующий день, а иногда через одну-две недели родители жениха шли к родителям невесты договариваться о дне проведения никаха, самой свадьбы, обговаривали размеры мэхэр(калым) — всё то, что родители жениха отдают за невесту.

Следующую форму заключения брака можно назвать — брак уходом, бегством девушки со своим возлюбленным. Без согласия родителей девушка уходила жить к своему любимому. Такой брак осуждали, т.к. считали, что таким образом девушка показывает неуважение к своим родителям. В этом случае свадьба не устраивалась, но никах обязательно проводился.

Наиболее распространённой формой брака является брак по сватовству – кинэш иту, ярэшеп алу. В литературе этот брак ещё называют — брак покупкой или купли-продажи. В этом случае парень засылал сватов в дом невесты.

Сватами — яуче могли быть старший брат жениха с женой или другой старший родственник с супругой. Число сватов обычно было чётным. Их узнавали по спущенной поверх обуви штанине, причём такой вид принимали как мужчины, так и женщины. Сватать можно было в любой день кроме вторника. Если сватам на встречу попадался человек с пустыми вёдрами или вредный сосед, или же чёрная кошка перебежала дорогу, то сватовство откладывали на другой день. Перед тем, как идти сватать девушку, сваты заходили к мулле, чтобы он, в свою очередь, одобрил их замысел и пожелал удачи. Сваты, идя по улице, не показывали, тщательно скрывали свои замыслы. Объясняли это тем, что злые духи могли помешать намеченному действию. Штанину спускали непосредственно перед входом в дом. Заходили обязательно с правой ноги. Сваты нередко начинали разговор на посторонние темы, а уже затем переходили к главной цели своего визита. Девушка при сватовстве не присутствовала, в противном случае закрывала лицо платком. Обычно сваты приносили с собой сладости, выпечку, их в свою очередь угощали чаем. При удачном окончании данного визита стороны обговаривали сроки проведения свадьбы, уточняли размеры мэхэр, приданного. Девушка оставалась в родительском доме до тех пор, пока не выплатят весь мэхэр.

Сваты о цели своего прихода говорили в иносказательной форме, поскольку оно считалось магическим средством обмана и запутывания злых сил. Одной из распространённых фраз была следующая: “Бездэ кемеш, сезда — алтын, аларны бергэ кушыйк.” (перевод: У нас есть серебро, у вас — золото, давайте соединим их в одно целое.) Такого рода иносказания были характерны и для русского свадебного обряда. Согласия девушки не спрашивали, всё решали её родители. Если жених не нравился, либо был беден, или же снискал себе неблагоприятную репутацию, то ему, как правило, отказывали.

Итак, через 1-2 недели после сватовства, обычно в четверг или в пятницу во второй половине дня в доме невесты проводили никах туй. Единственным запретом на проведение никах был пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю. В более ранней традиции жениху и невесте до никах запрещали жить вместе. Но постепенно, со временем этот запрет смягчался и брачующиеся стали всё чаще нарушать данный запрет и вступали в супружеские отношения. В этом случае мать жениха заставляла невесту опускать руки в муку, желая тем самым богатой и счастливой жизни в браке.

На обряд никах приглашали только близких родственников с обеих сторон. Во время этого обряда мужчины и женщины сидели отдельно в разных комнатах. Если такой возможности не было, то комнату делили на две части при помощи занавески. Все гости на никах туй были с покрытой головой: женщины в платках, мужчины в тюбетейках. Брачующиеся сидели на мужской половине. Мулла, который был одним из главных действующих лиц на этом обряде, садился напротив молодых, иногда рядом с женихом и читал соответствующие для данного случая молитвы. Затем, согласно предписаниям ислама, он трижды спрашивал у парня, потом у девушки согласия на брак, после чего объявлял их мужем женой. Кроме того, мулла во всеуслышание объявлял размеры мэхэр. Естественно, что и на этом этапе свадебного обряда существовали свои запреты, обереги. Так, во время никах нужно было вести себя тихо, запрещалось шуметь, входить и выходить из дома, двери закрывали, окна завешивали шторами.

После официальной части начинался обмен подарками. Сначала матери жениха и невесты дарили мулле полотенце и намазлык — коврик для совершения намаза, а также давали деньги. Далее стороны начинали обмениваться подарками. Родители жениха одаривали всех присутствующих родственников невесты, а родители невесты, соответственно — всех родственников жениха. Женщинам и девушкам обычно вручали платок, отрез на платье, ленты; мужчинам дарили носовые платки, рубашки. Жених дарил невесте платье, платок, камзол, читек — сапожки с каблуком или без него с узором из разноцветных кусочков кожи. Невеста в свою очередь дарила жениху тюбетейку, штаны и вышитые портянки и рубашку. На никах туй и до окончания свадебного обряда невеста была с закрытым лицом, так как нельзя было показывать лицо, да и другие части тела старшим родственникам мужа. Подобного рода запреты и избегание между невесткой и родственниками мужа известны многим народам Средней Азии, в частности, киргизам, казахам, узбекам, таджикам. Если во время никах туй молодую взял за руку другой мужчина или посмотрел ей в лицо, то брак немедленно расторгался. Невеста показывала лицо на свадьбе, за что ей давали подарки. Что касается угощений, то сначала подавали чай, затем шурпу- суп из домашней лапши, картошку с мясом, и снова чай со сладостями, различной выпечкой. Спиртное не употребляли.Известен следующий обычай. На никах туй после объявления жениха невесты мужем и женой, после угощения в доме устраивали чаршау: в комнате девушки кыз булмэ кровать завешивали пологом, который назывался чаршау. Ткала, шила, вышивала его сама невеста. Если не было отдельной комнаты, то кровать ставили в центре дома. Постель готовила женщина счастливая в браке. Часто эту функцию выполняла кыз жинги — жена старшего брата или дяди невесты. Она стелила от 3 до 7 перин. По их количеству жених определял, сколько ночей он мог оставаться в доме невесты. На следующее утро после никах туй молодым обязательно топили баню. Обрядовая баня- распространённый эпизод в свадебном обряде у многих народов. В основе его лежат магические воззрения людей, связанных с верой в очистительную силу воды, а у башкир вода имеет ещё и чадодарующую функцию. Баню обычно топила кыз жинги или мать невесты. Жених в знак благодарности оставлял деньги либо подарок тому, кто готовил баню.

Необходимо отметить, что после обряда никах устанавливались строгие правила обращения родственников жениха и невесты друг к другу. Их родители называли друг друга кода и кодагый, т.е. сват и сватья. Родители жениха и его старшие родственники называли невесту килен, а младшие родственники жениха называли ее жинги. Родители невесты и ее старшие родственники обращались к жениху кияу, а младшие — йозни. Кайнэти — так обращался жених к отцу невесты, кайнэни — к её матери. Невеста же называла родителей жениха также как и своих: эни и эти. Такими образом был распространён обычай вместо имён новобрачных, а так же родственников мужа и жены употреблять соответствующие термины родства. После никах туй через 2-3 месяца играли большую свадьбу — зур туй или просто туй. Если жених был из небогатой семьи, то свадьбу могли отложить на год. Свадьбу справляли менее пышно, если за это время успевал родиться ребёнок. Как и никах, большая свадьба начиналась в доме невесты, причём если девушка до свадьбы жила с мужем, то накануне туй она приезжала в родной дом. Нужно отметить, что в татарском свадебном обряде основные действия сосредоточены на территории будущей жены, это, так называемая, уксорилокальность свадебного обряда.

Первыми в свадебном поезде ехали родители жениха. Объясняли это тем, что в случае возникновения какой-либо неблагоприятной ситуации, например, наведения порчи на жениха, смогли принять весь «удар» на себя. Следующими в свадебном поезде ехали жених с дружкой — кияу егет, а замыкали поезд друзья и родственники. По дороге к дому невесты поезжан могли остановить, перекрыв дорогу бревном или же натянув веревку с двух сторон и требуя подарка. Жених, как правило, выполнял их условия. Перед домом невесты жениха встречали её родители, родственники, подруги. Жених одаривал их подарками, конфетами, гостинцами — кияу кумэче, рассыпал по двору монеты, которые затем собирали дети и старики.Родственники невесты перед входом в дом клали ковер, по которому жених и шел до двери. В доме сразу после появления жениха устраивали чаршау, вход в который «охранялся» двумя женщинами- родственницами невесты.

Нужно отметить внешний виде жениха и невесты. Одежда новобрачных ничем не отличалась от праздничной. Прическа невесты тоже не изменялась, замужние женщины также заплетали две косы. Непосредственно свадебный пир начинался после выхода молодых из чаршау. Некоторые информаторы отмечали, что новобрачные на протяжении свадьбы в доме невесты находились в чаршау. Такая традиция является, вероятно, более архаичной, древней. Все гости располагались на полу, который застилали кошмой (кушмой) — тканый шерстяной палас, верхняя часть его обшивалась ситцем. На свадебном обряде существовали свои правила размещения за трапезой. Молодожены садились тургэ — самое почётное место в доме напротив двери, между окон. Рядом с невестой садились родители жениха. Невестины родители за стол не садились, так как ухаживали за гостями. С другой стороны жениха усаживался дружка. Остальные гости садились по кругу, в центре которого располагался ведущий свадьбы — туйны алып баручы. В некоторых населенных пунктах рассказывали, что во время свадебного пира у невесты её могли украсть, спрятать просить за неё выкуп.

Что касается угощений на свадебном столе, то обязательными были следующие блюда: гульбадия, чак — чак, гусь, шурпа. Гульбадия — сладкий слоёный пирог из пресного теста. Для его приготовления выпекались сочни из теста, которые потом чередовались с начинкой. Начинка — кок — была самой разной: сушеные малина, земляника, смородина, яблоки, изюм. Сверху гульбадию закрывали сочнем из теста и украшали. Обычно выпекали нечетное количество слоёв: 3-5-7-9, и их количество определяло, сколько ночей мог оставаться жених в доме невесты. Этот пирог готовили специальные мастерицы. Обычно в каждой деревне было два — три таких человека. Во многих населенных пунктах отмечали, что гульбадию привозил жених. Но также был записан вариант, согласно которому гульбадию пекли со стороны невесты.

Чак чак, как правило, данное блюдо готовила сторона невесты. Говорят: чак-чак — кыз кумэче (чак-чак — угощение невесты).

Непременным, обязательным блюдом на свадебном столе был гусь. Гуся привозили сторона жениха. Иногда гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Очевидно, что птица, в частности, водоплавающая несёт в себе некую символическую семантику. Ритуальный гусь на свадебном обеде — очень древняя, архаическая традиция. В памяти многих народов сохранялось представление о птице, как о предке рода, демиурге. В более поздней традиции у народов Урала водоплавающая птица является символом семейного благополучия, плодовитости.

При подаче гульбадии, чак-чак и гуся родители новобрачных устанавливали человека для разделывания перечисленных ритуальных блюд, после чего вручали ему подарки. Родители жениха объявляли человека, которому поручали разрезать гульбадию. Эту функцию могли выполнить как мужчины, так и женщины. Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Гульбадию резали осторожно, не отрываясь, так чтобы была видна середина пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то заставляли печь новую гульбадию. Свадьба при этом продолжалась, но настроение при этом испортилось. Новую гульбадию пекли уже после свадьбы и раздавали её близким родственникам обеих сторон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования, мы выяснили, что и у англичан, и у татар очень много разнообразных свадебных традиций и обычаев. Но среди них нет одинаковых. Мы думаем, что это связано с разной верой(христианство у англичан и мусульманство у татар). И англичане и татары уважали религиозные каноны. Единственным запретом на проведение никаха был пост месяц Рамазан по мусульманскому календарю, сватать можно было в любой день, кроме вторника; а у англичан вступление в брак в Великий Пост предвещало неудачу.. Наиболее благоприятным временем для свадеб считалась неделя после Троицына дня. Из всех дней недели самым удачным днем для заключения брака называли среду.



sitemap
sitemap