Исследование профильного обучения на примере МБОУ СОШ 13 города Приморско-Ахтарска



Машкина Татьяна Сергеевна

Краснодарский край, город Приморско-Ахтарск

МБОУ СОШ № 13, 10 класс

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ(НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ № 13 ГОРОДА ПРИМОРСКО-АХТАРСКА)

Научный руководитель

Мастерова Светлана Ильинична, учитель истории МБОУ СОШ № 13

Введение

В современном информационном обществе образование играет огромную роль в жизни государства. От уровня развития данного социального института будет зависеть судьба страны и ее будущих поколений. Поэтому в России вопросы, связанные с образованием являются злободневными, актуальными и обсуждаемыми всеми гражданами страны.

Для развития образования в последние годы делается все необходимое: оснащаются школы, вводятся новые программы обучения, повышаются зарплаты педагогическим работникам, введены новые способы оценки знаний учащихся. В 2007 году именно для этого было введено профильное обучение. Я обучаюсь в профильной группе 10 класса и мне стало интересно, влияет ли профильное образование на результаты обучения учащихся.

Цель работы – сравнить результаты обучения учащихся профильных и непрофильных классов.

Задачи:

1.Сравнить результаты сдачи ЕГЭ профильных и непрофильных классов.

2. Сравнить качество обучения учащихся профильных и универсальных классов.

3. Проанализировать процесс поступления учащихся профильных классов.

4.Провести анкетирование учащихся и педагогических работников СОШ № 13 города Приморско-Ахтарска.

При проведении исследования для достижения его цели и задач были применены методы сравнительный, описательный и анкетирования.

Для проведения исследования мною были использованы издания Департамента образования и науки Краснодарского края «Результаты Единого Государственного Экзамена» за 2007, 2008, 2009, 2010 годы, а также издания управления образования администрации муниципального образования Приморско- Ахтарский район «Вестник УО» за тот же период времени, а также результаты анкетирования учащихся и педагогических работников СОШ № 13 города Приморско-Ахтарска.

Глава 1. Результаты 2006-2007 учебного года.

В 2006 -2007 учебном году в МБОУ СОШ № 13 впервые был создан социально-экономический профильный класс из 21 ученика. Его состав указан в приложении № 1. Универсальный класс состоял из 14 учеников.(приложение № 2).

Чем же отличалось обучения в профильном классе от обучения в универсальном? Для ответа на этот вопрос я обратилась к завучу школы № 13 города Приморско-Ахтарска Климиной Л.М. Она рассказала о том, что в профильном классе для реализации профиля были введены новые предметы, которые ранее в школе никогда не изучались и не изучались они соответственно в универсальном классе и, кроме того, были добавлены часы на некоторые предметы. Новые предметы: право, экономика, основы маркетинга и менеджмента, основы предпринимательской деятельности. Были увеличены часы на преподавание математики, обществознания, географии. А это значит, что учащиеся профильного класса получили возможность расширить свои знания и они могли сдавать экзамены по большему количеству предметов, что повышало возможность поступления в тот вуз, который они для себя выбрали. Перечень сдаваемых предметов учащимися 11 классов, который подтверждает сказанное выше, указаны в приложении № 3.

В 2007 году ЕГЭ проходил в экспериментальном порядке и поэтому в форме и по материалам ЕГЭ сдавались не все предметы. Обязательными для сдачи были математика и русский язык. На основе анализа приложения № 4 и 5 мы видим, что СОШ № 13 в 2007 году входила в число 20 лучших школ края по результатам ЕГЭ. По математике школа занимала 7 место, а по русскому языку 18 место в крае. И большой вклад в этот результат внесли именно учащиеся профильного класса. Так как особенностью сдачи ЕГЭ в 2007 году являлось выставление оценок, то при анализе приложения 6 и 7 мы можем сделать следующие выводы. Профильный класс написал русский и математику одинаково с 91% качества(количество 4 и 5), в универсальном классе качество знаний(количество 4 и 5 ) гораздо ниже, чем в профильном классе, но при этом по математике результаты лучше практически в 2 раза.

Обратимся к результатам полученных аттестатов выпускниками 2007 года. Итоги обучения представлены в приложении № 8. Из анализа данных диаграммы мы видим, что в профильном классе 4 из 21 закончили обучение с 3. Из отличников 3 золотых медалистки и 4 серебряных. В универсальном классе из 14 обучаемых только 2 закончили школу без троек.

И еще один вопрос я проанализировала. Сколько учащихся выпускников профильного класса 2007 года поступили в учебные заведения по выбранному профилю. Из 21 ученика все поступили в учебные заведения среднего специального и высшего образования. Из этого числа 18 учащихся поступили в высшие учебные заведения, где предметами для поступления были те, которые они изучали углубленно. Выпускники 2007 года закончили или заканчивают учебные заведения в Краснодаре, Ростове, Москве, Санкт-Петербурге.

Глава 2. Результаты 2007-2008 учебного года.

В 2007-2008 учебном году в школе так же были сформированы социально-экономический профильный класс и универсальный класс. Состав данных классов представлены в приложении 9 и 10. Классы были сформированы на основе итоговой аттестации 9 класса и заявлений учащихся.

Как и предыдущем учебном году ЕГЭ проводился в пробном режиме, поэтому в форме и по материалам ЕГЭ сдавались не все предметы и ставились оценки по тем предметам, которые сдавали ученики. Как и в прошлом учебном году для учащихся профильного класса предоставлялся большая возможность для выбора предметов, которые они хотят сдавать. Если учащиеся профильного класса сдавали экзамен по 15 предметов, то учащиеся универсального класса только по 6.

Результаты сдачи экзамена по математике и русскому языку в профильном и универсальном классе представлены в приложении 11и 12. На основе анализа данных диаграмм можно сделать выводы о том, что результаты профильного класса лучше, чем универсального. При этом можно заметить, что математика в двух классах была сдана лучше, чем русский язык. Оба экзамена сданы без двоек. Однако в отличие от прошлого учебного года СОШ № 13 не входила в число лучших школ края по итогам сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике.

Рассмотрим результаты обучения в профильном и универсальном классе(приложение 13). Проанализировав данные диаграммы можно сделать вывод о том, что качество обучения в профильном классе гораздо выше, чем в универсальном. В универсальном классе преобладают выпускники с троечным аттестатом.

Из 24 выпускников профильного класса 21 поступили в учебные заведения. Из них 17 поступили в высшие учебные заведения, где предметами для поступления были те, которые они изучали углубленно.

Глава 3.Результаты 2009-2010 учебного года.

В 2008-2009 учебном году в школе не было выпускного 11 класса, поэтому обратимся к итогам 2009-2010 учебного года.

В этом учебном году так же были сформированы два 10,а соответственно и 11 классов. Состав данных классов представлены в приложении 14 и 15. Классы были сформированы на основе итоговой аттестации 9 класса и заявлений учащихся.

В этом учебном году эксперимент по введению ЕГЭ был окончен. Поэтому все предметы сдавались учащимися в форме и по материалам ЕГЭ. Это привело к уменьшению количества сдаваемых предметов. Как и раньше, в профильном классе были увеличены часы на преподавание математики, обществознания, а так же введены такие предметы, как право, экономика, социология, политология, основы предпринимательской деятельности, которые помогали в реализации социально-экономического профиля.

Результаты сдачи экзаменов по математике, русскому языку, истории, обществознанию в профильном и универсальном классе представлены в приложении16, а также протокол сдачи ЕГЭ по обществознанию в приложении 17. Из анализа данных диаграммы и протокола можно сделать вывод о том, что учащиеся профильного класса сдали экзамены гораздо лучше, чем универсального, особенно по математике и обществознанию, которые являются профилирующими.

Рассмотрим результаты обучения в профильном и универсальном классе(приложение 18). Проанализировав данные диаграммы можно сделать вывод о том, что качество обучения в профильном классе гораздо выше, чем в универсальном. В универсальном классе преобладают выпускники с троечным аттестатом.

Из 24 выпускников профильного класса 21 поступили в учебные заведения. Из них все поступили в высшие учебные заведения, где предметами для поступления были те, которые они изучали углубленно.

Глава 3.Результаты 2010-2011 учебного года.

Обратимся к итогам 2010-2011 учебного года. В этом учебном году так же были сформированы профильный социально-экономический и универсальный классы. Состав данных классов представлены в приложении 19 и 20. Классы были сформированы, как и в предыдущие годы, на основе итоговой аттестации 9 класса и заявлений учащихся.

. Как и раньше, в профильном классе были увеличены часы на преподавание математики, обществознания, а так же введены такие предметы, как право, экономика, социология, политология, основы предпринимательской деятельности, которые помогали в реализации социально-экономического профиля.

Результаты сдачи экзаменов по математике, русскому языку, истории, обществознанию в профильном и универсальном классе представлены в приложении21. .Из анализа данных диаграммы можно сделать вывод о том, что учащиеся профильного класса сдали экзамены гораздо лучше, чем универсального, особенно по русскому языку.

Рассмотрим результаты обучения в профильном и универсальном классе(приложение 22). Проанализировав данные диаграммы можно сделать вывод о том, что качество обучения в профильном классе гораздо выше, чем в универсальном. И хотя в универсальном классе так же есть отличник, но все же в этом классе преобладают выпускники с троечным аттестатом.

Из 22 выпускников профильного класса 18 поступили в учебные заведения. Из них все поступили в высшие учебные заведения, где предметами для поступления были те, которые они изучали углубленно.

В 2012 году впервые за 5 лет существования профильных классов был набран 1 десятый класс, а значит, в нем существовала только профильная группа. Почему же так произошло. Я провела опрос среди учителей и учеников школы № 13. В нем участвовали 20 учителей и 55 учащихся 10-11 классов. Результаты опроса представлены в приложении 23. Из анализа данных диаграммы большая часть учителей и учащихся считают, что отсутствие профильного класса вызвано следующими причинами:

Ужесточение требований к сдаче ЕГЭ.

Усложнение заданий ЕГЭ.

После 9 класса необходимо сдавать экзамены муниципальной комиссии.

Заключение

Необходимость преобразований в стране приводит и к необходимости преобразований в такой очень важной для каждой страны, как образование.

В рамках преобразований в 2005 году в школах было введено профильное обучение в 10-11 классах. Профильное обучение было направлено на то, чтобы дать возможность учащимся выбрать необходимые им предметы и подготовиться более качественно к сдаче ЕГЭ, а значит и к поступлению в учебное заведение.

Проведя исследование, я пришла к следующим выводам:

1.В профильном классе изучается больше предметов, которые помогают реализовать способности и раскрыть возможности учащихся.

2. Результаты сдачи ЕГЭ учащихся профильных классов выше, чем у учащихся универсальных классов, особенно по профильным предметам( математика и обществознание).

3. Качество обучения в профильных классах выше, чем в универсальном.

4. Большинство учащихся профильных классов поступают в учебные заведения по выбранному профилю.

В 2012 году впервые за 5 последних лет в СОШ № 13 был набран только один 10 класс и соответственно в этом классе существовала только профильная группа. Почему же так случилось? Проведя анкетирование учащихся и учителей (приложение 19) я сделала такие выводы:

Ужесточились требования к сдаче ЕГЭ.

Усложнились задания ЕГЭ.

После 9 класса необходимо сдавать экзамены муниципальной комиссии.

Данное исследование имеет большое практическое значение. С его результатами будут ознакомлены учителя школы и я надеюсь, что этот поможет им в их работе.

Данная работа будет продолжена. Исследование будет посвящено изучению результативности обучения учащихся профильных групп. А также анкетирование будет проведено среди родителей учащихся профильных групп.

Список использованных источников и литературы

Результаты ЕГЭ 2007 года

Результаты ЕГЭ 2008 года

Результаты ЕГЭ 2010 года

Результаты ЕГЭ 2011 года

5.Итоги работы управления образования администрации муниципального

образования Приморско- Ахтарский район за 2006-2007 учебный год

6.Итоги работы управления образования администрации муниципального

образования Приморско- Ахтарский район за 2007-2008 учебный год

7.Итоги работы управления образования администрации муниципального образования Приморско- Ахтарский район за 2009-2010 учебный год

8. Итоги работы управления образования администрации муниципального образования Приморско- Ахтарский район за 2010-2011 учебный год

9. Результаты анкетирования учащихся и учителей МБОУ СОШ № 13 в 2012 году










sitemap
sitemap