Исследование о значении леса



Исследование о значении леса

Аннотация

С учетом перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) организация образовательного процесса конкретизировано соотношением между образованием и воспитанием. Воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно охватывает и пронизывает собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Исходя из этого, данное мероприятие проводится для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения.

Данную работу можно использовать как внеклассное мероприятие в 5-7 классах. В период подготовки мероприятия учащиеся проводит мини-исследования о лесе. Сами изучают санитарно-гигиеническое и лечебное значение и состояние леса в России. Также готовят пословицы, поговорки, учат стихи о лесе.

Цель: экологическое воспитание школьников.Задачи: Показать и рассказать детям о роли леса в жизни людей. Убедить их в том, что российские леса – важная часть национального богатства.

Оборудование: мини-исследовательские работы учащихся, выставка книг, картины о лесе, плакат: «Природа учит человека, облагораживает его, наполняет ощущением прекрасного»;

Мини-исследования учащихся:

Использование леса

Забота о сохранении и умножении богатства природы – долг каждого жителя планеты Земли

Санитарно-гигиеническое и лечебное значение леса

Лес и вода

Состояние леса в России

Ученик 1 (Мини-исследование: Использование леса). В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:

Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)

Источник энергии (дрова)

Строительный материал

Сырьё для производства (производство бумаги)

Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)

Ученик 2 (мини-исследование: Забота о сохранении и умножении богатств природы – долг каждого жителя планеты Земля). В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «легкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса – это также дом для многих животных, не будет леса – погибнут и они. Каждый час на планете уничтожают 24 км2 лесов. Это может привести к необратимым изменениям в климате планеты, в распределении осадков и температур. Вот как важно беречь и охранять наши леса!

К сожалению, сегодня объём вырубки леса нередко в несколько раз превышает объём его естественного восстановления.

В связи с этим в цивилизованных странах уделяется много внимания воспроизводству леса, как путём его восстанавливающих количество деревьев лесопосадок, так и полного запрещения в некоторых лесах любой хозяйственной деятельности. Благодаря этому в этих районах обеспечивается естественное воспроизводство лесов, а в некоторых странах существуют в небольшом количестве лесные участки, где никогда не имело места вмешательство человека в жизнь леса. В Германии эти леса называются «урвальд» — первобытный или древний лес. В них даже хвойные деревья (ель) доживают до возраста 400 лет.

Ученик 3 (мини-исследование: Санитарно-гигиеническое и целебное значение леса). В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.

Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.

Ученик 4(мини-исследование: Лес и вода). Удивительна способность живого дерева: один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие спасительные дожди – своего рода дистилляция воды. Чтобы «Выдать» в атмосферу такой объем влаги, лес обладает способностью сохранять влагу подолгу. Нет леса (а лесной покров Земли сократился на 60-65% по сравнению с доисторическими временами) – влага сразу стекает в ручьи, реки, вызывая разливы, наводнения. Нет леса – вода размывает в своем стремительном беге почву, уносит гумус в реки, забивает русла. Эта проблема тем более серьезна, что человек за последнее столетие успел «запрячь» многие реки в «упряжки» гидростанций, а наибольшая доля снесенной почвы попадает в водохранилища. Если верховья реки обезлесены, то недолго просуществует на ней и гидроэлектростанция: из-за интенсивного заполнения наносами водохранилище быстро обмелеет.

Ученик 5 (мини-исследование: Состояние леса в России). Россия обладает наибольшим в мире лесным потенциалом – свыше 22% мировой лесопокрытой площади и 21% мирового запаса древесины. Но используем мы это великое богатство очень плохо. По основным показателям лесной отрасли сейчас скатились до уровня послевоенного периода. Ежегодный прирост нашего леса составляет 700 миллионов кубов, а используем мы от этого объема официально лишь 23%. Норма вырубки леса не выполняется у нас ни в одном регионе. А в Финляндии, например, используют более 70% лесосеки и прирост леса у них в три раза выше, чем у нас. Но ведь лес здоровый, когда в нем топор стучит. Лес – живой организм, если его не обновлять, он погибает. Не вырубая нашу лесосеку даже на одну треть, мы тем самым уничтожаем наши лесные богатства.

В настоящее время в России из 82 миллиардов кубометров древесины 40% приходится на долю спелых и перестойных лесов.

Многолетнее сокращение объемов лесопользования привело к потере лесами технических и рекреационных свойств, сформировалось такое состояние лесного фонда, которое не отвечает ни экологическим, ни экономическим требованиям, а в отдельных регионах страны привело к созданию условий для возникновения пожаров и болезней леса.

Ведущая. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем: вспомним стихи о лесе и его жителях, пословицы, поговорки, загадки о лесе.

Ребята, а кто знает загадки о растениях и животных леса? Я предлагаю вам отгадать мои загадки, а затем вы загадаете свои.

Загадки.

1. Дом открыт со всех сторон,В доме — тысячи колонн.Над колоннами — шатры,Под колоннами — ковры.Там живут и на коврах,На колоннах и в шатрах. (Лес)

2. Не сосна я и не елка…Только осень на порог -Скину с веток все иголкиДо единой точно в срок. (Лиственница)

3.Что лее это за девица:Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год. (Ель)

4. Стоит Алена — платок зеленый,Тонкий стан — белый сарафан. (Береза)

5. Сучки рогатые,Плоды крылатые,А лист — ладошкой,С длинной ножкой. (Клен)

Конкурс «Все о лесе»

В этом конкурсе побеждает тот, кто назовет пословицу, поговорку о лесе последним. Кто-нибудь из учеников произносит первую пословицу. Второй продолжает. Повторять нельзя. (Домашнее задание)

Конкурс «Кто больше »

Из букв, входящих в слово «подснежник», составить максимально возможное число слов (имена существительные, в единственном числе). Варианты ответов: сон, нос, код, сок, дно, жок, пес, док, еж, песо, пион, кепи, пике, сено, депо, пони, пени, едок, седок, песок, пижон, пенни, пинок, синод, сонник, донник, денник, сенник, снежник.

Конкурс «Четвертый лишний»

В этой игре нужно убрать четвертое лишнее слово из ряда понятий.

ольха, дуб, шиповник, осина (шиповник)

липа, орешник, береза, секвойя (секвойя)

ель, сосна, пихта, кедр (кедр)

Конкурс «Кто быстрее»

Кто охраняет лес? (Лесник.)

Что грозит лесу? (Пожар.)

Каковы причины пожара? (Непотушенный костер.)

Красавица русского леса? (Береза.)

Что означает плач березы? (Сокодвижение.)

Листопадное хвойное дерево? (Лиственница.)

Конкурс «Кто лучше»

Ученики рассказывают стихи о лесе, выученные дома.

Ведущий.

Лес – верный друг и помощник человека. Народная мудрость гласит: человек прожил жизнь не зря, если он посадил хотя бы одно дерево. Так давайте же приумножать наше зеленое богатство, а не уничтожать его.

Леса уходят.

Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья.

Осинников смолкают голоса.

Когда-то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают – океан зеленый.

С.А.Орлов

Используемая литература

Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 кл. Ю.В.Щербакова, И.С.Козлова, М.:Глобус, 2008г.

Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. М.Е.Сергеева. – Волгоград: Учитель, 2007г.

Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. Л.В.Сорокина. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.



sitemap
sitemap