Исследование физико-химических характеристик абиотической среды школьника



Тема: Исследование физико-химических характеристик абиотической среды школьников.

Смирнова Елизавета Александровна

РФ Мурманская область пгт Зеленоборский

МБОУ, СОШ №6, 10 класс

Научная статья

Содержание:

Вступление……………………………………….……………………………………………..1

Цели и задачи……………………………………………………………………………………1

Материалы и методы исследования………………………………………………………..….2

Ход работы………………………………………………………………………………………2

Полученные результаты и их обсуждение…………………………………………………….8

Выводы…………………………………………………………………………………………..9

Заключение и перспективы работы……………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………………………10

Вступление:

Организм человека приспособлен к определённому качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, могут произойти нарушения, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью. Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих в окружающей среде. Учащиеся – это то звено в нашем обществе, которое несёт на себе ответственность за будущее страны. И эта копилка будущей рабочей силы, науки, творчества должна быть эффективна, а для этого – здорова. В наше время дети болеют очень часто. И вся работа была проделана ради того, чтобы выяснить, какие факторы влияют на состояние здоровья ребёнка, какую роль при этом играет его школьная жизнь.

Цель: Определить влияние физико-химических характеристик абиотических факторов на здоровье школьников.

Задачи:

Изучить и проанализировать экологическую комфортабельность школы.

Изучить данные диспансеризации учащихся.

Провести исследование экологического воздействия на здоровье учащихся.



Создать систему школьного мониторинга.

Оценить состояние здоровья учащихся школы и выявить зависимость их здоровья от физико-химических характеристик школьного помещения;

Предложить способы нейтрализации вредного воздействия школы (если оно есть) на здоровье учащихся.

Дать рекомендации по проведённым исследованиям. Актуальность: Снижение уровня здоровья обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, средней общеобразовательной средней школы №6 пгт Зеленоборский побудило нас обратить внимание на влияние некоторых факторов внешней среды на организм школьника. В этом году я решила изучить влияние физико-химических характеристк абиотической среды школьника, таких как: свет, воздух, вода и радиация.

Объект исследования:

Экологическая комфортабельность школы

Состояние здоровья учащихся в условиях школы

Основная гипотеза: На здоровье школьников влияют физико-химические характеристики абиотической среды.

Методики:

Анализ школьной документации

Анализ медицинской документации

Физико-химический метод (свойства света, воды, пыли)

Статистический анализ данных.

Этапы работы

1. Теоретический

1.1. Знакомство с методами исследовательской деятельности

1.2. Понятие «здоровье», его составляющие

1.3. Факторы, влияющие на состояние здоровья человека

1.4. Характеристика основных заболеваний, которыми страдают учащиеся, их причины, симптомы и профилактика.

2. Практический (исследовательский)

2.1. Составление анкет и проведение анкетирования учащихся по проблемам здоровья.

2.2. Обработка данных анкетирования и составление диаграмм, оформление презентаций.

2.3. Изучение уровня физического развития обучающихся и работы основных систем органов.

2.4. Анализ заболеваемости обучающихся школы. Оформление результатов анализа.

2.5 Разработка рекомендаций для обучающихся школы и педагогического коллектива по снижению уровня заболеваемости школьников

2.6 Создание веб-сайта «Здоровье школьника»

Ход работы:

А почему меня заинтересовала именно это тема? Ученик большую часть своего времени проводит либо в школе, либо за подготовкой к урокам. Возникает вопрос: в какой связи находятся здоровье учащегося и условия его существования? Ведь очень часто дети и их родителями в погоне за оценками забывают о здоровье.

Оценить здоровье учеников, влияние школы на него и разобраться в природе появления заболеваний мне помогло следующее:

Данные диспансеризации, которая было проведена в прошлом году.

Анкетирование учащихся

Исследование факторов воздействия на здоровье.

Анализ школьной медицинской документации показал, что в 2012/ 13 учебном году на 7% увеличилось количество детей, имеющих отклонения в развитии и здоровье.

Чтобы лучше представить себе влияние школьного экологического состояния на здоровье учеников я рассмотрела отдельные заболевания и факторы, влияющие на них:

Факторы, влияющие на зрения

Факторы, влияющие на дыхательную систему

Факторы, влияющие на пищеварительную систему

Факторы, влияющие на нервную систему.

№1. Факторы, влияющие на зрение.

Примерно у 70% учеников в школьные годы зрение начинает падать. Развивается близорукость, дети надевают очки и редко кому потом их удаётся снять. Количество школьников, имеющих проблемы зрения – 119 человек (23%). Происходит это по нескольким причинам:

Освещённость. Этот фактор является самым главным. Очень важна грамотная освещенность помещений.

Искусственная освещённость производится лампами дневного света ЛП-40. Эти лампы намного выгодней и эффективней, чем лампы накаливания, которые были в школе несколько лет назад. Естественная освещённость рассчитывается по коэффициенту света. Ксвета для классов должен быть равен 0.25, для залов – 0.17.

Недостаточную освещённость может вызвать, конечно, небольшая собственная площадь окна, а также большое количество цветов на окне или других предметов, шторы, слишком плотные дневные занавески. Но в школе этому уделяется достаточно внимания, учтены все требования. В результате освещенность в школе полностью соответствует стандартам и зачастую бывает лучше, чем в домашних условиях.

Свет как элемент жизненной среды человека является одним из основных факторов важнейшей медико-биологической проблемы современности — организм и среда.

Свет, как видимое излучение, является единственным раздражителем глаза, вызывающим зрительные ощущения, обеспечивающие зрительное восприятия мира. Но действие света на глаз не ограничено только аспектом видения — возникновением на сетчатке глаза изображений и формированием зрительных образов. Кроме основного процесса видения, свет вызывает и другие важные реакции рефлекторного и гуморального характера. Видимый свет оказывает также влияние на иммунные и аллергические реакции, а также на различные показатели обмена, изменяет уровень аскорбиновой кислоты в крови, в надпочечных железах и мозге. Кроме того, свет действует и на сердечно-сосудистую систему. Наибольшее количество реакций вызываемых светом в организме человека, имеют положительный эффект. По результатам проведённых замеров я выяснила, что уровень освещённости в школе составляет 452,6 Лк

№2. Факторы, влияющие на дыхательную систему.

Влажность — это мера, что характеризирует содержание водяного пара в воздухе. Известно, что человек на 80-90% состоит из воды, но не все догадываются, что уровень влажности в атмосфере играет значительную роль в жизни человека.

Содержимое влаги в воздухе способно влиять на общее самочувствие человека. Отклонение этого параметра от нормальных значений способно незаметно и постепенно снизить иммунитет человека, ухудшить состояние кожи, повысить утомляемость, особенно негативно это отражается на маленьких детях. Нормальный уровень влажности благотворно отображается на нашем самочувствии. Оптимальный уровень — это 45-65% относительной влажности. Находясь в помещении, мы нарушаем естественный баланс влажности, который поддерживается природой.

Проблемы при отклонениях от оптимальной влажности: воздух влажность атмосфера здоровье

Симптомы ухудшения здоровья при избыточной сухости: обветривание кожи и губ, раздражение носа, ангина, проблемы с дыханием, аллергические реакции, проблемы с астмой, ринит.

Повторяясь изо дня в день эта неблагоприятная ситуация может привести к нежелательным последствиям, а именно: утомляемость. Поскольку пересушенный воздух затрудняет поступление в организм кислорода, пребывание в такой атмосфере вызывает ухудшение самочувствия, утомляемость, не способствует сосредоточенности. В результате сухости воздуха поражаются ухо-горло-носовая и бронхиальная области. Утрачивают свою защитную функцию слизистые оболочки верхних дыхательных путей, так называемый респираторный эпителий. Впрочем, после восстановления нормальной влажности, возможна регенерация защитных качеств эпителия. Слизистая глаз также утрачивает свои защитные функции, открывая дорогу бактериальной инфекции. Сухой воздух также вызывает дополнительное раздражение у тех, кто носит контактные линзы, поскольку ускоренное пересыхание линз вызывает дискомфорт, а при длительном действии неблагоприятно отражается на состоянии глаз в целом. Одним из главных факторов в уходе за ребенком является влажность воздуха, которым он дышит. Для здорового ребенка влажность должна быть не менее 50%, для больного респираторной инфекцией — не менее 60%. Если воздух в комнате слишком сухой, у ребенка пересыхает слизистая, закладывает нос, и он часто просыпается ночью. Слизь скапливается в полостях и становится питательной средой для бактерий. У грудного ребенка пересыхает слизистая оболочка полости рта и, как следствие, может возникать боль при сосании груди. Количество детей с проблемами органов дыхания – 19 человек (3,8%).

Влажность воздуха в школе в среднем равна 41, 6%, т.е. не является достаточной.

Пыль

Влажность «связывает» пыль. Сухой воздух и, вдобавок тепло, выделяемое обогревателями, напротив, приводят к тому, что пыль летает по всей комнате. Это особенно противопоказано астматикам и аллергикам. Одновременно усиливаются электростатические заряды на одежде и предметах. Таким образом, информация об относительной влажности и увлажнении воздуха в осенне-зимний сезон является актуальной для каждого человека, как дома, так, по возможности, и на работе. Загрязнённый воздух в кабинете оказывает отрицательное влияние на здоровье учащихся. Во-первых, пылевые частички попадают в наш организм, раздражая слизистые оболочки, оседая в лёгких, во-вторых, уменьшается объёмная доля кислорода, а его нехватка снижает работоспособность. В пыли есть сапрофитные пылевые клещи. И именно на этих клещиков у людей возникает аллергия. А если в пыли есть ещё какие-нибудь примеси, например, частички угля, то тогда может возникнуть силикоз лёгкого. Также в школе есть люди, страдающие астмой и др. подобными заболеваниями. Это связано с большим количеством народа. Конечно, эту проблему стараются решить: ежедневно проветривают окна, ежедневная влажная уборка. Во многих кабинетах ставят цветы, которые хорошо поглощают пыль, тем самым, очищая воздух. Ученики в школе не оставляют в кабинетах верхнюю одежду. Очень сильно загрязняет воздух в кабинетах меловая пыль. Листья растений, которые стоят рядом с доской, через некоторое время становятся почти белыми от мела: дети всем этим дышат. В кабинете информатики заменили меловые доски маркерными. Для уменьшения запылённости мелом, хотелось бы, чтобы доски поменяли и в остальных кабинетах.

Влияние пыли на здоровье человека. Экологи всего мира единодушны во мнении о том, что пыль небезопасна для здоровья человека. Вдыхание воздуха с высокой концентрацией пыли оказывает такое же вредное воздействие на лёгкие, как полсигареты. Кроме того, пыль, накапливающаяся у нас дома, способствует обострению таких хронических заболеваний, как астма, аллергия и сахарный диабет. Пыль не только будит уже имеющиеся в организме болезни, но приводит к возникновению новых, например: заболеваний вирусного характера, бронхиальной астмы, нарушениям слуха, заболеваниям почек, инфаркту миокарда, менингиту, артериосклерозу, заболеваниям кожи, конъюнктивитам. Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией. Но пыль «богата» не только опасными вирусами и микробами, но и «противными» микроорганизмами – клещами. После многочисленных исследований пыли и реакции на нее стало очевидным, что главным возбудителем аллергии является пылевой клещ, размер которого всего 0,4 миллиметра. Клещи хорошо размножаются и живут в условиях обычного микроклимата квартиры: +25°С и влажности 75-80%, а это означает, что в постели (перины, подушки, матрацы) обязательно будут заводиться клещи, даже если ее постоянно убирать, они будут появляться. Питаются пылевые клещи мелкими чешуйками кожи человека, которые мы теряет в среднем 1 грамм в неделю, а значит, им всегда будет, чем питаться и будет, где размножаться. Безусловно, человеку с аллергией на пыль очень тяжело противостоять возбудителю, но вполне реально.

Меры борьбы с пылью. Ведя войну с пылью и клещами, следует как можно чаще проветривать помещение, менять и обязательно гладить утюгом постельное бельё, пылесосить мебель, летом сушить одеяла, матрацы и подушки на солнце. Соблюдайте данные правила гигиены жилища, и счёт в борьбе с домашней пылью всегда будет в Вашу пользу! Победить пыль — полностью изгнать её — невозможно! Но следует стараться сократить масштабы её «проживания» в нашей школе. Единственным методом борьбы с пылью является уборка. Естественная вентиляция производится в каждом классе. В столовой, в кабинетах физики и химии установлена вытяжная вентиляция. В результате в этих помещениях воздух не загрязнён вредными выбросами. В школе с аллергическими заболеваниями – 19 человек (3,8%).

В результате смывов с листьев комнатного растения – хлорофитума – определения сухого вещества установлено, что уровень запылённости классов не высокая, стоит обратить внимание на библиотеку, кабинеты 12, 13, 14, 15, 17 и 34. Это кабинеты русского языка и математики. Высокая запылённость объясняется большим количеством пыли, в большей мере меловой.

№3. Факторы, влияющие на пищеварительную систему.

Состояние воды. Есть горячая и холодная вода, раковины на каждом этаже в туалетах и в столовой, что позволяет детям мыть руки перед и после еды. Питьевая вода находится в столовой на первом этаже. Но некоторым школьникам бывает очень лень спускаться с третьего на первый этаж, чтобы напиться воды. Ведь намного легче заскочить в туалет и попить прямо из-под крана. Итог: В результате проведённых экспериментов мною было установлено, что содержание ионов металлов и кислотных остатков на превышает ПДК, запах воды 1-2 балла, прозрачность 100%. Таким образом, водопроводная вода соответствует санитарным нормам, но не предназначена для питья, т.к. не прошла бактериологическую проверку. Ведь риск заразиться чем-нибудь, попив сырой воды, всегда очень велик. А как было бы здорово, если бы на каждом этаже был установлен бачок с питьевой водой! И все желающие могли бы напиться вдоволь без вреда для здоровья. Количество детей в школе с нарушениями органов пищеварения – 10 человек (2%).

№4. Факторы, влияющие на нервную систему.

Шумовое загрязнение. Сильное шумовое загрязнение может вызвать головные боли, стрессовые ситуации. Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма. Уровень шума измеряется в децибелах. 20-30 дБ практически безвредны, а выше 80 – уже существенно и довольно опасно. За неимением прибора, измеряющего шумовое загрязнение, я решила сделать по-своему. Был проведён опрос учащихся, и оказалось, что учителей слушаются по-разному. Например, на уроках своего классного руководителя шумовое загрязнение практически отсутствует. Ученик может услышать шёпот своего товарища на другом конце класса. На других уроках дело обстоит по-другому. Был проведен опрос второго, пятого и девятого классов. Оказалось, что радиус «слышания» в разных классах на разных уроках колеблется от 30 см до 7 м. Конечно, они превышают норму. И часто шумовое загрязнение превышает 60-70 дБ. Школа считается очень шумным местом. В школе проводятся меры по улучшению дисциплины на уроках и перемене, т. е. уменьшению шумового загрязнения.

№5 Воздействие радиации на человека. Естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическими лучами и излучением природных радионуклидов, естественно, распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Радиоактивный фон присутствует везде и всегда — где-то его уровень больше обычной нормы, где-то меньше. Человеческий организм не способен с помощью своих органов чувств воспринимать наличие радиоактивных веществ и их излучения, поэтому необходимы специальные измерительные приборы — дозиметрическая и радиометрическая аппаратура. Уровни безопасных величин поглощённой дозы излучения измеряемые радиометром или дозиметром, для населения Естественный радиационный фон везде свой, в зависимости от высоты территории над уровнем моря и геологического строения каждого конкретного района. Безопасным считается уровень радиации до величины, приблизительно 0.5 микрозиверт в ч а с (до 50 микрорентген в час). До 0.2 микрозиверт в час (соответствует значениям до 20 микрорентген в час) — это наиболее безопасный уровень внешнего облучения тела человека, когда»радиационный фон в норме». Верхний предел допустимой мощности дозы – примерно 0.5 мкЗв/час (50 мкР/ч). Исследования показали, что уровень радиации в школе находится в пределах нормы и равна 10 мкР/ч

Полученные результаты:

Сводная таблица физико-химических измерений абиотической среды школьников

№ п/п

№ каб.

влажность

освещенность

радиация

измеренное

норма

Измеренное

(среднее зн.)

норма

измеренное

Норма

мкР/ч

1

38

44,8

50-60

495

300-500

8

15-20

2

36

42,5

50-60

645

300-500

10

15-20

3

35

41,1

50-60

551

300-500

13

15-20

4

34

45,4

50-60

557

300-500

12

15-20

5

31

45

50-60

429

300-500

6

15-20

6

30

41

50-60

371

300-500

11

15-20

7

29

47

50-60

510

300-500

6

15-20

8

28

42,2

50-60

545

300-500

12

15-20

9

27

45,7

50-60

475

300-500

8

15-20

10

26

43,9

50-60

531

300-500

10

15-20

11

25

44,7

50-60

537

300-500

12

15-20

12

24

42,1

50-60

500

300-500

14

15-20

13

23

48,4

50-60

516

300-500



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap