Использования интерактивных технологий в учебном процессе Роль интерактивной доски в р



Использования интерактивных технологий в учебном процессе.

Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

В современном мире для любой организации, в том числе и школы уже недостаточно просто приобрести проектор или экран. Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Компьютер является центральной фигурой в данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести обучение на новый уровень. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной и интерактивной техники, такой например, как: мультимедийные проекторы и интерактивные доски.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. В современной школе применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски.

Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающегося и обучающего. При этом мы обычно в роли обучающего видим учителя. Но сегодня у учителя есть замечательные помощники в деле обучения — компьютеры и иные средства информатизации, способные работать в интерактивном режиме.

Интерактивная модель обучения подразумевает процесс обучения в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, когда ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивное обучение как педагогическую технологию мы рассматриваем как разноуровневое и разноаспектное взаимодействие. Прежде всего это взаимодействие людей: учителя и ученика, учеников между собой. Но только этим не ограничивается сегодня понимание интерактивности: важно обеспечить полноценное взаимодействие ученика с учебным материалом. Часто интерактивную модель обучения напрямую связывают с компьютером, полагая, что без него “настоящей интерактивности” не достичь. Это мнение ошибочно, поскольку продуктивные диалоговые технологии (коллективные способы обучения, игры, мастерские, дебаты и пр.) вполне успешно использовались тогда, когда в школах не было современных компьютерных классов, и давали замечательные результаты.

При этом мы понимаем, что компьютер, работа которого основана на постоянном диалоге с пользователем, является эффективным средством, способным поддерживать интерактивные технологии.

Интернет как интерактивная среда сегодня активно используется в процессе обучения и рассматривается как важный и действенный инструмент формирования важнейших компетенций.

Таким образом, насыщение школ компьютерной техникой и подключение к Интернет стали стимулом для нового витка развития интерактивных технологий в образовании.

Интерактивные технологии, реализуемые на базе компьютера, сегодня развиваются в разных направлениях. Одним из них является использование современного оборудования, в основе которого изначально заложена идея интерактивности, способности находиться в живом диалоге с пользователем. Рассмотрим особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Сегодня рынок информационных технологий предлагает достаточно много интересных решений для сферы образования, а инструменты для ведения интерактивного обучения являются неоспоримыми лидерами.

На сегодняшний день существует огромное количество интерактивной техники. Представлено несколько технологий (и, соответственно, типов оборудования) интерактивных устройств. В большинстве своем это интерактивные доски, интерактивные приставки и интерактивные проекторы.

Все три типа решают основную задачу – постоянное взаимодействие с компьютером во время проведения презентации и показа видеоматериала. В этом – их основное назначение и сходство. Более подробно остановимся на рассмотрении использования в образовательном процессе интерактивной доски.

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Она удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно.

Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с ее использованием – достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Использование интерактивной доски позволяет на уроке создать проблемную ситуацию и возможность разрешить ее, выполняя виртуальные задания, мини-исследования. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Можно выделить следующие основные преимущества работы с интерактивными досками:

усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с различными ресурсами;

предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

развивает мотивацию.

Некоторые технологические приемы при работе с интерактивной доской:

— На уроках математики возможность использования клеточного поля и построения на нем прямых и точек позволяет заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач.

— Упражнения типа «установить соответствие» используются на уроках по разным предметам, когда учащимся необходимо захватить текстовый объект и перетащить его в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски.

— Эффективно работает прием выделения фрагмента рисунка и его подписи с помощью электронного маркера при работе с картами и схемами.

— Возможность работы с текстом как с отдельными блоками помогает учителям при его разборе или анализе. Меняя порядок слов в предложении, можно добиться максимальной наглядности при построении, например, вопросительного предложения или конструировании нового. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию. Учителя-словесники успешно используют электронные заготовки текстов для выполнения большого количества упражнений по расстановке знаков препинания.

Факты позволяют утверждать, что интерактивные доски сделали обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность, возможности интерактивной доски поощряют участие детей в уроке и концентрируют их внимание множеством разнообразных способов, использующих, все пять чувств, что очень важно в обучении школьника.

Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности

учащихся с ОВЗ

Использование информационных технологий в коррекционном ОУ помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют развивать восприятие ребенка, которое связано с функционированием различных сенсорных систем: и визуальной, и аудиальной и особенно кинестетической. Именно кинестетическая система связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.

Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Интерактивная доска является удобным инструментом в организации учебного процесса.

Особенность интерактивной доски – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения. Доска реагирует на прикосновение пальцев как на нажатие компьютерной мыши.

Методические образовательные решения на основе технологии Smart Board позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. В отличие от других компьютерных средств это не сужает функциональные возможности кисти, не превращает ее в простое приспособление для удерживания управляющей точки (мышки), а предлагает много других способов контакта. Кинезиологическая – двигательная активность человека, его мышечная пластика могут быть развиты, а при необходимости – и скорректированы, с помощью особенностей интерактивных досок резистивного типа. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети.

Итак, ИД — еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию пальцевой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

Если освоение ребенком материала идет только в виде просмотра и прослушивания, то получается один результат и, соответственно, прогноз. Если же человек не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

Эффективнее тот процесс, который максимально динамичен и пластичен, отражает особенности индивида. Если темп и ритм жизни конкретного учащегося может быть сохранен и поддержан электронной техникой, интерактивной доской, то это можно считать благоприятным фактором.

Интерактивные технологии, которые представлены доской Smart Board, позволяют создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы. Есть и самые простые, и достаточно сложные. Но они все отличаются важным качеством – могут быстро превращаться. Экран может закрываться-открываться шторкой; менять цвет; прятать и показывать объекты и прочее – достаточно дать команду одним касанием! Исчезновение и появление – важный элемент игры.

Таких волшебных возможностей много, вполне достаточно, чтобы ребенок увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив. Такие задания и игры с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с ОВЗ могут быть разработаны каждым педагогом к своему предмету и собраны в своеобразный методический электронный банк, который будет пополняться по мере использования найденных приемов и получения при их использовании определенных эффектов.

Применение интерактивных досок и другого интерактивного оборудования сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов к преподаванию. Кроме того,

проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями.

В интерактивном образовании качественное аппаратное обеспечение имеет важное, но не определяющее значение. Для продуктивного внедрения интерактивных досок в образование требуется хорошо построенная методология, поддержанная методическими материалами, качественным программным обеспечением, курсами повышения квалификации преподавателей. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений.

В процессе сопровождения оборудования фирмы-поставщики готовы познакомить учителей только с техническими основами использования своей продукции. За пределами их компетенции находятся общепедагогические, методические, дидактические возможности интерактивного оборудования. Поэтому учитель вынужден либо самостоятельно, методом поисков, проб и ошибок осваивать новое оборудование, либо работать с ним, практически не используя всех его многообразных возможностей, что резко снижает эффективность дорогостоящих и многофункциональных средств обучения.

Для того, чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, организована внутришкольная система методической поддержки учителей и воспитателей в области использования ИКТ. Основные направления ее деятельности:

проведение практических занятий и семинаров с группами педагогов по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ в соответствии с целевыми установками школы и потребностями учителей

оказание, на постоянной основе, индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств ИКТ в своей деятельности

распространение имеющегося и приобретенного опыта применения информационных технологий в образовательной деятельности

изучение рынка полезных web-сервисов и доступных, свободно распространяемых ЦОР и ПО, другой информации.

Прежде всего, в работе с учителями стоит определить позицию: не навязывать свое видение, не декларировать общепринятые приемы, а создать условия, предоставляющие возможность учителю найти свои подходы к решению проблемы. А когда подходы найдены, учитель точно может рассчитывать на поддержку и помощь в их реализации.

В рамках внутришкольной системы методической поддержки учителей и воспитателей в области использования ИКТ в школе организованы практические занятия и обучающие семинары. Цель данных мероприятий — формирование у педагогов компетенций и навыков организации образовательного процесса с использованием современного интерактивного оборудования. Для реализации цели определён круг задач:

познакомить педагогов с разнообразием интерактивного оборудования, применяемого в образовательном процессе;

изучить основные возможности интерактивной системы;

показать эффективность использования интерактивной доски в образовательном процессе;

продемонстрировать приемы использования электронных дидактических материалов, созданных с помощью программного обеспечения Smart Notebook, на различных типах и этапах уроков;

изучить основные возможности программного обеспечения Smart Notebook;

продемонстрировать приемы создания электронных дидактических материалов с помощью программного обеспечения Smart Notebook;

рассмотреть алгоритм подготовки к уроку с использованием интерактивной доски;

Процесс создания единой методической системы использования ИКТ находится в стадии непрерывного развития.

Показателем эффективности функционирования системы методической поддержки является готовность педагогов школы к участию в мероприятиях различного уровня, к передаче опыта работы коллегам.

Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к использованию интерактивных средств обучения в школе очень важная и многогранная задача, требующая всестороннего изучения, квалифицированных человеческих ресурсов и поддержки со стороны педагогического сообщества.

Список используемых источников.

Интерактивные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (методическая разработка). // Ярославцева Е.И. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. Умные уроки со Smart. – М.: POLYMEDIA, 2007.

Интерактивные доски и их использование в учебном процессе // Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. – СПб: Издательство «БВХ-Петербург», 2010г.

Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе, сборник метод. материалов, сост. Т.В.Лазыкина, СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2007г.

Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разра-боток / Сост. М.Н.Солоневичева. – СПб, РЦОКОиИТ, 2010

Особые потребности – особые возможности: Smart Board технологии для развития потенций нестандартного ребенка. // Ярославцева Е.И. Сб. XVII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» 9-11 ноября, 2007г. («ИТО – 2007г.»)

Электронные интерактивные доски SMARTboard – новые технологии в образовании [Электронный ресурс] / http://www.smartboard.ru/



sitemap
sitemap