Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчес



Ермолина Л.В., педагог дополнительного образования,

МАОУ ДОД «Районный центр дополнительного образования»

г. Няндома

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Слайд 2

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Закономерно возросло внимание и к здоровью детей, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для ребенка в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и себе в том числе, и на своих занятиях, и в общей программе работы образовательного учреждения.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Слайд 3

В расширенном смысле под ними можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

Слайд 4

В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого педагога: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.

Слайд 5

И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия», рассчитанной на детей 8-15 лет.

Так, в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, я часто использую разные техники – это вязание крючком, вышивка, бисероплетение, гильоширование. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка, тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования здорового образа жизни.

Во-первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивают мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.

Во-вторых, эти занятия не ограничивают фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных действиях.

Поэтому, с одной стороны, рукоделие – это возможность для ребенка выразить свое «Я». Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.

С другой стороны, рукоделие – это приобщение ребенка к народной культуре.

По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

На своих занятиях я знакомлю детей с народным творчеством, показывая его красоту – ту всемогущую любовь к жизни, которая заложена в нем. А если ты и сам без остатка, до самого донышка своей души влюблен и предан нашему русскому декоративно-прикладному искусству, то, наверное, можно представить, какой огромный энергетический потенциал получают дети на таких занятиях.

По своему опыту могу сказать, что знакомство с народными художественными промыслами не только доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия – от вышивки до вязания. Наблюдая за детьми во время занятий, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому занятие рукоделием, как одним из видов декоративно-прикладного творчества, должно «увлечь, взволновать, а, взволновав, заставить задуматься». Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно нереально, недостижимо».

Задачу формирования у обучающихся осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространённую и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности.

Работа с крючком, бисером связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник, также работая с крючком, бисером идёт большая нагрузка на глаза, поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии.

Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены здоровьесберегающие технологии: релаксационные и кенезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.

Также можно использовать на занятиях элементы арт-терапии, так как арт-терапия включает в себя несколько аспектов здоровьесберегающих технологий.

В основе арт-терапии лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд (вязание крючком, бисероплетение) арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его способностей. Использование арт-терапии на занятии создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.

Формы здоровьесберегающих технологий.

Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности.

Индивидуальное дозирование объёма сложности.



Беседы и просветительская работа с обучающимися.

Слайд 6

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы, применяемые мною на занятиях, разнообразны:

подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);



игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);

диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;

Дети, даже подросткового возраста, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, «играть в сказку». Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. (Прием сказкотерапии). Но, как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на занятиях рукоделием.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии обучающихся, в формировании их мировоззрения.

Слайд 7

Известный советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказывает такую близкую мне мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)».

Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, педагогов, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Литература:

1​ Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Книга 2-я. Ташкент,1956.

2​ Адушт Оттоман. Наука о дыхании. – Лейпциг, 1909.

3​ Бурмин Ю.А., Зверев В.Л.. Подземные кладовые Подмосковья. – М.: Недра, 1982.

4​ Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.

5​ Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.



6​ Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.

7​ Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.

8​ Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.

9​ Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

10​ Соковня-Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.

11​ Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.

12​ Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.








sitemap
sitemap