Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры



«Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках физической культуры»

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. По данным Министерства здравоохранения и образования лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–40% – хронические заболевания. И лишь 10% выпускников выходят из школ здоровыми.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, — это предмет “Физическая культура”.

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны — учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой — повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, — снижение интереса к урокам физической культуры.



Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью . Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.

Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:



валеологическое просвещение учащихся и их родителей;

современные средства физической культуры;

комбинирование методов, приемов физического воспитания.

внеклассные формы физического воспитания

Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

На родительских собраниях широко освещаются вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. Включаем родителей в процесс обсуждение проблем, приводим статистические данные.

На уроках практикуем беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняем детям значение каждого из них.

В процессе всех уроков прививаем гигиенические навыки ребенка, предусматриваем участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываем правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикуем занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе. Учим детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа).

Комбинируем игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываем возрастные особенности учащихся, не допускаем переутомления, направляем их действия и контролируем нагрузку.

С целью полного и точного описания техники упражнений показываем последовательность действий наглядно. В своей практике применяем методы разбора упражнений, подсказываем, помогаем выполнять, но при этом учитываем физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

Учим сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняем учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараемся создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Внеклассная работа по предмету

С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в определенной последовательности. Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках.

В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка команд к школьным, районным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Принятие участие в соревнованиях школьного и районного уровня во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.

Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, проводится тестирование учащихся. К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляю тесты президентских состязаний. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности.



По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке.

Результаты тестирования каждого класса заносятся в «Паспорт здоровья». Уровень физической подготовленности учащихся выводится по результатам тестирования по программе президентских тестов и определяется в целом по школе в конце учебного года.

Внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволит:

1. Повысить успеваемость по предмету.

Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.








Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры



Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредств вам внедрениям в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровьем обучающихся.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимает первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накаливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.



Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются ещё и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом « Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённом мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, — это предмет «Физическая культура»

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

проведение комплексной диагностики;

организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

пропаганда здорового образа жизни;

применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми;

Работа с детьми занимает особое место в моей педагогической деятельности, создавая условия, способствующие мотивации старшеклассников к занятиям физической культуры и осознанному отношению к своему здоровью. Решение проблемы я нашла в выборе средств физического воспитания:

утренняя гимнастика до занятий;

занятия в спортивных секций;

занятие в кружке «Юный стрелок»

внеклассные мероприятия физического воспитания;

уроки физической культуры;

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект. Основными в подготовительной части являются: упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия, беговые упражнения не высокой интенсивности, дыхательные упражнения, игры с элементами дыхательной гимнастики. В основной части урока у детей формирую навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. Создаю такие условия, чтобы у ребёнка « появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. В заключительной части (5-7мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющие в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.

Конспект интегрированного урока по физической культуре и ОБЖ в 10-м классе

Мурзина Марина Александровна, учитель физической культуры

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей



Цель: Формировать сложно координационные способности обучающихся.

Задачи:

1. Совершенствовать верхнюю прямую подачу и прием мяча с подачи

2. Способствовать развитию координационных способностей обучающихся (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, способность к согласованию отдельных движений).

3. Воспитывать коммуникативные навыки (взаимовыручки, толерантности).

4. Познакомить с влиянием пагубных привычек на организм человека.

Оборудование: сетка волейбольная, волейбольные мячи, гимнастические скамейки, плакаты, секундомер, 2 обруча.часть урокасодержаниевремяметодические указания1. Построение, сообщение задач урока.1мин

2. Ходьба: а) перекатами с пятки на носок с круговыми движениями рук вперед, кисти к плечам; б) быстрая.1мин

3. Бег: а) скрестно правым, левым боком; б) по свистку – остановка с имитацией приема мяча снизу; в) змейкой с приставными прыжками правым, левым боком; г) спиной вперед; д) с имитацией нападающего удара.2,5-3,5 минСледить за скоростью бега, соблюдать дистанцию

4. Ходьба: а) быстрая; б) с упражнениями на восстановление дыхания. 1 мин

5. Общеразвивающие упражнения в движении.3-4 мин

а) И.п.- руки перед грудью пальцы переплетены, 1-4 круговые движения кистями;4-5 разВыполнять в виде волны, к себе, от себя

б) И.п.- руки перед грудью, 1,2,3 -надавливание пальцами одной руки на пальцы другой; 4 – расслабляем пальцы.4-5 раз

в) И.п. — руки в стороны, кисти сжаты в кулак, 1,2 – 2 круговых движения вперед кистями, 3,4 – 2 круговых движения назад кистями, 5,6 – 2 круговых движения вперед предплечьем, 7,8 – 2 круговых движения назад предплечьем. Локти не опускать



г) И.п. – руки к плечам, 1-4 – круговые движения вперед, 5-8 – круговые движения назад.4-5 раз

д) И.п. — руки к плечам, 1-шаг правой, поворот туловища направо, руки к плечам, 2-шаг влево, поворот туловища налево, руки к плечам, 3, 4-тоже.4-5 разС максимальной амплитудой

Скручивание выполнять на каждый шаг

е) И.п. – руки к плечам, 1-выпад правой, руки в стороны, 2-и.п., 3-выпад вперед, руки в стороны, 4-и.п.4-5 раз

6. Перестроение в две команды. Основная часть.1. Расстановка: игроки встают спиной к сетке в зонах 2, 3, 4 на двух площадках, остальные в колонну по одному в зоне 1 на одной площадке, мячи у игроков у сетки.

Схема выполнения: игрок в зоне 2 выполняет передачу двумя руками сверху первому игроку в колонне. Тот выполняет прием мяча снизу и возвращает мяч обратно, перемещается приставными шагами параллельно сетке в зону 6, получает мяч от игрока из зоны 3 и выполняет прим мяча снизу, возвращая его назад и т.д. Пройдя по кругу зоны 2, 3, 4, 2,3, 4 (на другой стороне площадки), возвращается и встает в конец колонны. Выполнить 4-5 раз.5-6 минПринять правильное исходное положение перед приемом мяча

Выполнять точно передачу назад игрокам у сетки

2. Расстановка та же, что и в упражнении №1.

Схема выполнения: игрок из зоны 1 выполняет верхнюю подачу мяча на игрока в зоне 2, тот принимает мяч снизу, догоняет, ловит и отдает мяч игроку, выполнившему подачу. Игрок из зоны 1 перемещается приставными шагами в зону 6 и выполняет верхнюю подачу на игрока в зоне 3, тот принимает мяч снизу, догоняет, ловит его и возвращает его назад и т.д. Пройдя по кругу зоны 2, 3, 4, 2,3, 4 (на другой стороне площадки), возвращается и встает в конец колонны. Выполнить 4-5 раз5-6 миИгроки встают за линию подач или чуть ближе

Подачу выполнять точно на игрока, стоящего у сетки

3. Расстановка: Игроки работают в паре. Один из них подает, другой – принимает. Принимающие стоят в зоне 1,5,6 друг за другом. Подающие в зону 1 стоят в зоне 5, в зону 6 – в зоне 6, в зону 5 – в зоне 1 на другой стороне сетки.

Схема выполнения: Принимающий игрок стоит ближе к лицевой линии. Подающие стараются выполнить подачу точно в зону своего игрока. Игрок, который выполняет прием мяча, после приема старается мяч догнать, поймать и уйти за лицевую линию своей площадки.5-6 минМожно провести в виде игры, выигрывает команда, выполнившая больше результативных подач или результативных приемов

4. Круговая тренировка в сочетании с теорией — “Влияние табака на организм человека”.

1) Упражнения на мышцы брюшного пресса (Желудочно-кишечный тракт).

2) Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на скамейке (Мышечная и половая системы).

3) Челночный бег по 10м (Дыхательная система).

4) Передача мяча сверху на точность в цель на стене (Центральная нервная система).

5) Прыжки через скамейку боком (Сердечно — сосудистая система).

6) Прием мяча снизу от стены (Пассивное курение).7-8 мин по 25-30 сек на выпол. упр.Теоретический материал напечатан на листах, развешан на станциях

Сначала дети читают информацию, а потом выполняют упражнения и переход на следующую станцию

Заключительная часть.

1.Игра “ Пролезть в обруч”.

Все игроки встают в круг, взявшись за руки. Руки 2-х игроков, стоящих рядом проходят внутри обруча. Нужно не разрывая рук, пролезть каждому игроку через обруч (внутри) и вернуть его на место.

2.Подведение итогов.3-4 мин

1минПри выполнении задания обруч не должен касаться пола, руки разрывать нельзя, разговаривать нельзя.

Станция № 1 “Желудочно-кишечный тракт”.

От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает также пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту. Эти признаки могут быть проявлением гастрита, язвенной болезни желудка. Среди мужчин, заболевших язвенной болезнью желудка, 96-97% курили. Употребление табака повышает риск заболевания раком ротовой полости, горла, губы, гортани, пищевода, желудка, почек.

Задание: упражнения на мышцы брюшного пресса.

Станция №2 “Мышечная и половая системы”.

Курение может быть главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации (удалению) нижней конечности.

Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости – импотенции.

Задание: сгибание и разгибание рук в упоре сзади на скамейке.

Станция №3 “Дыхательная система”.

Курение ведет к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта. Велика роль курения в возникновении туберкулеза, т.к. 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.

Задание: челночный бег по 10м.

Станция№4 “Центральная нервная система”.

Никотин – очень сильный нервный яд. Смертельная доза для человека составляет 0,01-0,08 г. При выкуривании одной сигареты в дым переходит 10% смертельной дозы никотина, из которых 25% попадает в легкие курильщика, остальное остается в воздухе, которым дышат окружающие. Никотин в больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность центральной нервной системы, что проявляется в снижении трудоспособности, дрожании рук, ослаблении памяти.

Задание: передача мяча сверху на точность в цель на стене.

Станция №5 “Сердечно — сосудистая система”.

Окись углерода, содержащаяся в табаке, уменьшает количество кислорода, поступающего к сердечной мышце. А никотин вызывает подъем частоты сердечных сокращений, кровяного давления, увеличивает количество работы, производимой сердечной мышцей, вследствие этого увеличивается ее потребность в кислороде. Никотин и окись углерода увеличивает сужение артерий, образование тромбов, что приводит к инфаркту миокарда. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6-10 мин.

Задание: прыжки через скамейку боком.

Станция №6“Пассивное курение”.

В комнате площадью 50 кв. м, где выкуривают 6 сигарет за 2 часа, некурящий человек получает такую же дозу никотина и других табачных ядов, как будто он сам выкурил 1 сигарету.

В семьях курильщиков некурящие члены семьи в среднем на 20% чаще заболевают раком желудка и легких, чем в семьях, в которых не курят. Ежегодно фиксируется до 1000000 случаев бронхиальной астмы у детей, родители которых курят.

У детей, в семьях которых есть активные курильщики, почти 3 выше уровень тяжелых аллергических реакций.

Задание: прием мяча снизу от стены.








Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ»

г. МОЖАЙСКА

доклад на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках физической     культуры»

           

учитель физической культуры

Моносов

Николай Алексеевич

                                                           

2013 год

Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (В.В.Гусев, 2000), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики — воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее — ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Медицинский подход к здоровьесбережению, реализуемый в рамках профилактического направления, от психолого-педагогического отличается не только методами и профессиональной подготовкой специалистов, но и тем, что освобождает человека от ответственности за своё здоровье, передавая эту ответственность врачу, медицине. Противоположный подход состоит в мобилизации чувства ответственности человека за своё здоровье, воспитание постоянной потребности заботиться о нём (а значит — и о здоровье других людей). Это не предполагает запугивания, бывшего на вооружении у санитарного просвещения советских времён и активно используемого сейчас некоторыми врачами — наркологами и другими специалистами. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным «колпаком», защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во — вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания» ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации — физиологической, психологической, социальной. Если организовать работу школы в сфере охраны здоровья только задачей-минимум — защитой ученика от вредных воздействий — то лишь небольшая часть образовательного потенциала школы окажется задействованной в интересах здоровья учащихся. Такой подход на наш взгляд, не отвечает стратегическим принципам здоровьесбережения и не приводит к достижению целей системы образования. Ведь получается, что пока ребёнок в школе, о нём заботятся, за порогом же школы образовательное учреждение снимает с себя всякую ответственность за здоровье своего воспитанника. Усилия в этой сфере не могут ограничиваться только фильтрацией воздействий, непосредственно связанных с образовательным процессом, ролью щита от них. У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы. Это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей учащихся, и т.д. Содействие процессам формирования адаптационных ресурсов ребёнка, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды — как природной, так и социальной — важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными образовательным учреждениям средствами — обучением, воспитанием, содействием развитию.

В соответствии с этим и понимание ЗОТ представляет нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Перечень внутришкольных факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся.

I. Гигиенические условия, факторы

1.1. шум

1.2. освещенность

1.3. воздушная среда

1.4. размер помещений, кубатура

1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

1.6. используемые стройматериалы, краска

1.7. мебель: размеры, размещение в помещении

1.8. видеоэкранные средства — компьютеры, телевизоры

1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

1.10. качество питьевой воды, используемой в школе

1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории

1.12. состояние сантехнического оборудования.

II. Учебно-организационные факторы

2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника

2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

2.4. объем физической нагрузки — по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

2.5. медицинское и психологическое обеспечение школы

2.6. участие родителей учащихся в жизни школы

2.7. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы

2.8. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

2.9. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы

3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися

3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе

3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

3.10. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

3.11. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

ПРИНЦИПЫ   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

«НЕ НАВРЕДИ!» — ВСЕ ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ,  СРЕДСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСНОВАННЫМИ, ПРОВЕРЕННЫМИ НА ПРАКТИКЕ, НЕ НАНОСЯЩИМИ ВРЕДА  ЗДОРОВЬЮ УЧЕНИКА  И УЧИТЕЛЯ.

ПРИОРИТЕТ ЗАБОТЫ О ЗДОРОВЬЕ  УЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ  — ВСЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ  ОЦЕНЕНО С ПОЗИЦИИ  ВЛИЯНИЯ  НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ  УЧАСТНИКОВ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРИЕМСТВЕННОСТЬ —  РАБОТА ВЕДЕТСЯ НЕ ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ, А КАЖДЫЙ ДЕНЬ И НА КАЖДОМ УРОКЕ.

 СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  — УЧАЩИЙСЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ  УЧАСТНИКОМ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ  И В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ, И В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ  АСПЕКТАХ.

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ  ОБУЧЕНИЯ  ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ  УЧАЩИХСЯ  —  ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ, СЛОЖНОСТЬ МАТЕРИАЛА  ДОЛЖНЫ СООТВЕТСВОВАТЬ  ВОЗРАСТУ  УЧАЩИХСЯ.

КОМПЛЕКСНЫЙ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД  — ЕДИНСТВО В ДЕЙСТВИЯХ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ И ВРАЧЕЙ.

УСПЕХ ПОРОЖДАЕТ УСПЕХ —  АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ ТОЛЬКО НА  ХОРОШЕЕ; В ЛЮБОМ ПОСТУПКЕ, ДЕЙСТВИИ  СНАЧАЛА ВЫДЕЛЯЮТ    ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, А ПОТОМ ТОЛЬКО ОТМЕЧАЮТ НЕДОСТАТКИ.

АКТИВНОСТЬ – АКТИВНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛЮБОЙ ПРОЦЕСС  СНИЖАЕТ РИСК ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ —  У КАЖДОГО РЕБЕНКА НАДО СТАРАТЬСЯ  СФОРМИРОВАТЬ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ, ТОЛЬКО ТОГДА  ОН РЕАЛИЗУЕТ СВОИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ  ПО СОХРАННОСТИ ЗДОРОВЬЯ. ПЕРЕД ЛЮБЫМ УЧИТЕЛЕМ  НЕИЗБЕЖНО ВСТАЕТ  ЗАДАЧА   КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ  ПРЕДМЕТУ, ЧТО СОВЕРШЕННО НЕВОЗМОЖНО  БЕЗ ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ  МОТИВАЦИИ  ШКОЛЬНИКОВ. В РЕШЕНИИ ОЗНАЧЕННЫХ ЗАДАЧ  И МОГУТ  ПОМОЧЬ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБСТАНОВКА И  ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  В СПОРТЗАЛЕ

ТЕМПЕРАТУРА И СВЕЖЕСТЬ ВОЗДУХА, ОСВЕЩЕНИЕ, МОНОТОННЫЕ  НЕПРИЯТНЫЕ  ЗВУКОВЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  И ЧАСТОТА ЧЕРЕДОВАНИЯ  ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-10МИНУТ, ПОТОМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ СМЕНИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОЛИЧЕСТВО ВИДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ

ВИДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ: СЛОВЕСНЫЙ, НАГЛЯДНЫЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ВИДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ

НА УСМОТРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

НАЛИЧИЕ И МЕСТО МЕТОДОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИ

МЕТОД СВОБОДНОГО ВЫБОРА (СВОБОДНАЯ БЕСЕДА, ВЫБОР СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ, СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА).

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (УЧЕНИК В РОЛИ: УЧИТЕЛЯ, СУДЬИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ, КАПИТАНА КОМАНДЫ).

МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА САМОПОЗНАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА, ЭМОЦИЙ, ОБЩЕНИЯ, САМООЦЕНКИ, ВЗАИМООЦЕНКИ.

НАЛИЧИЕ МОТИВАЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ: ОЦЕНКА, ПОХВАЛА, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ.

СТИМУЛЯЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ: СТРЕМЛЕНИЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ, РАДОСТЬ ОТ АКТИВНОСТИ,  ИНТЕРЕС К ИЗУЧАЕМОМУ МАТЕРИАЛУ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

НА УРОКЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА УРОКЕ: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК (КОМФОРТ-НАПРЯЖЕНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО — АВТОРИТАРНОСТЬ, УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ);



УЧЕНИК – УЧЕНИК: СОТРУДНИЧЕСТВО – СОПЕРНИЧЕСТВО, ДРУЖЕЛЮБИЕ — ВРАЖДЕБНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ — ПАССИВНОСТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — БЕЗРАЗЛИЧИЕ)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗРЯДКИ НА УРОКЕ

ШУТКА, УЛЫБКА, ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ КАРТИНКА, ПОГОВОРКА, АФОРИЗМ, МУЗЫКАЛЬНАЯ МИНУТКА,

МОМЕНТ НАСТУПЛЕНИЯ УТОМЛЕНИЯ  И СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ХОДЕ НАБЛЮДЕНИЯ  ПО ВОЗРАСТАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ИЛИ ПАССИВНЫХ ОТВЛЕЧЕНИЙ  В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



ТЕМП ОКОНЧАНИЯ УРОКА

НЕ СКОМКАН, ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ НА СЛЕДУЮЩИЕ УРОКИ.

Использование  здоровьесберегающих  технологий на  уроках  физической  культуры

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, обучение его средствам психологической защиты.

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. 

Организация учебной деятельности

— строгие дозированные физические нагрузки;

— использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

— использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

— учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;

— построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;

— соблюдение гигиенических требований;

— благоприятный эмоциональный настрой;

— создание комфортности.

Создание комфортных условий на уроке

— температура и свежесть воздуха;

— рациональное освещение зала;

— исключение монотонных звуковых раздражителей;

— влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;

— наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;

— наличие аптечки;

— спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст- №5, старший возраст- №7, лыжный инвентарь, набивные мячи от 1кг до 3 кг);

— наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима). 

Учёт динамики работоспособности на уроке

1 фаза врабатывание 8-10 минут.

2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.

3 фаза преодолеваемого утомления.

Индивидуально-дифференцированный подход

1. Работа в индивидуальном темпе.



2. Использование источников информации.

3. Возможность обратиться за помощью.

4. Отсутствие страха ошибиться.

5. Положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности.

6. Высказывание и аргументирование своего мнения.

7. Контрольные испытания, задания, тестирования должны лишь давать исходную  информацию для разработки индивидуальных заданий. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.

Создание условий для заинтересованного отношения к учебе

     Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, таким образом, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Оздоровительные моменты

Дыхательные упражнения.

Сочетание нагрузки с восстановление

Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе. 








sitemap
sitemap