Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях введ



«Речь – царица всех наук»

Еврипид

Обоснование актуальности.

Мы способны словом влиять на других, убеждать, спорить, производить впечатление, достигать успеха с помощью таланта оратора, управлять, получать удовольствие от спектакля, понимать юмор и шутить, создавать стихотворения, поэмы, песни и даже спасти отчаявшегося в жизни путем убеждения.

Но все более ухудшающаяся экология, стрессы, неблагоприятные социальные условия жизни повышают процент детей, рождающихся с проблемами в развитии центральной нервной системы и, как следствие, с речевой патологией. И не получив своевременной помощи, дети приобретают массу сопутствующих проблем.

Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками по причине своего аномального речевого развития.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.

(см.приложение №1)

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Одним из приоритетных направлений современной школы является решение проблемы сохранения здоровья детей. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания, неблагоприятная экологическая ситуация и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.

Как же помочь ребенку-логопату добиться успеха в учебной деятельности, стать счастливым человеком?

Логопедия — важное звено цепи здоровьесберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время, особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Я, как логопед, по специфике своей работы сталкиваюсь с детьми уже имеющими различные нарушения здоровья и развития. Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Поэтому передо мной, как перед логопедом, на современном этапе развития школьного образования в условиях внедрения ФГОС одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

Цель проекта: создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.

Задачи:

-изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера;

-осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения;

-организация взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей;

-организация взаимодействия с родителями.

Гипотеза: систематическое использование здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи учащихся.

Именно поэтому вот уже несколько лет я работаю над проблемой: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях в условиях ФГОС». В своей работе я опираюсь на научные концепции и теории таких ученых, как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жгутова, Е.М. Мастюкова. Они занимались изучением особенностей формирования речи и разработкой методик обучения. Авторы подчеркивают необходимость специальной коррекционной работы с детьми логопатами.

Условия реализации проекта:

1.«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей». Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

2. «Программа логопедической работы по преодолению ФФН» .Авторы: доктор педагогических наук, профессор Т.Б. Филичева, доктор педагогических наук, профессор Г.В. Чиркина.

3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

4.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1323).

5. ФГОС.

6. Индивидуальные программы по коррекции речи учащихся.

7.Повышение квалификации. Самообразование.

Этапы реализации проекта.

I.Подготовительный этап (июнь- август 2011года):

-изучение и анализ литературы, сбор информации по проблеме.

II. Организационно — методический этап (сентябрь 2011-2012 учебного года):

— диагностика первоклассников и составление диагностических карт;

-проведение «мозгового штурма» со школьным психологом и классным руководителем класса;

-выбор технологий, форм, методов, приёмов и средств для обучения и воспитания школьников;

-разработка перспективного плана;

-разработка индивидуальных коррекционных программ;

— создание логопедических групп.

III. Основной этап (сентябрь 2011-2012 — май 2012-2013 учебного года):

-выполнение перспективного плана;

-проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

— привлечение заинтересованных лиц (родителей, учителей);

-промежуточное обследование.

IVэтап. Заключительный (май-июнь 2013года):

-проведение мониторинга и диагностики для составления речевых профилей учащихся;

— анализ проделанной работы: определяются трудности, слабые места проекта.

Планируемый результат — достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.

Методическая реализация проекта.

Отставание в фонетико-фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Кроме того, наряду с данными отклонениями для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и мелкой моторики, словесно-логического мышления, пространственной и временной ориентировки. У многих детей повышена утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных образовательных программ. Недостатки произношения и лексики, грамматического оформления фразы и просодики речи, с которыми ребенок приходит в первый класс, являются актуальной проблемой для школьных логопедов, поскольку устная речь становится базой и средством дальнейшего обучения.

Традиционный подход к логопедической работе предусматривает использование определенной схемы занятий с включением динамических пауз. По условиям ФГТ возникла необходимость в непосредственно образовательной деятельности, которая обеспечивает каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе. В связи с этим наряду с традиционными методами в педагогическом процессе становится актуальным введение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для оптимизации процесса коррекции речи и оздоровления организма ребенка.

Целями применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе является:

оптимизация процесса коррекции речи;

-обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей;

-создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

В результате применения здоровьесберегающих  технологий 

повышаются адаптивные возможности детского организма (активизируются защитные свойства организма, повышается устойчивость к заболеваниям).

В 2011 году ко мне пришли новые дети, первоклассники, с которыми я работала 2 года.

Диагностика среди детей показала:

50% детей не имеют нарушений звукопроизношений, а остальные дети-

дети седьмого года жизни не выполняют нормы речевого развития.

Приложение 2.

У некоторых детей имеются недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, звуков [л] и [р]), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения При пересказах, описаниях предметов отмечаются нечеткость изложения текста, незавершенность высказываний.

Дети соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания

На основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей», «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи», «Программы логопедической работы по преодолению заикания» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной мною были составлены коррекционно- индивидуальные программы, адаптированные для каждого ребёнка согласно обследованию.

Основной формой моей логопедической деятельности являются занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное, всестороннее развитие речевых, творческих способностей каждого ребёнка. На своих занятиях наряду с традиционными  методами (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, пальчиковый театр, мимические упражнения, динамические паузы) я использую и нетрадиционные методы оздоровления (массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, элементы самомассажа  лица и пальцев, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, аурикотерапию и арт-терапию).

А в конце каждого урока провожу упражнения на релаксацию.

Традиционные  методы.

Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное использование поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); — улучшить подвижность артикуляционных органов; — укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; — уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную артикуляционную позу, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

2.Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки.

Она была разработана педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние. Также способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

В каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнениями добавляются новые.

3.Упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей младшего школьного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста. Гимнастика проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:

— для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз- для укрепления мышц глаз- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

4.Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Оздоровительные паузы, физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. Они проводятся в игровой форме в середине занятия.

5. Развитие мелкой моторики.

В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Пальчиковый кукольный театр.

Пальчиковый кукольный театр — это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. В пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине, но лучше сделать самому.

Пальчиковый театр – занятие и интересное, и полезное, сочетание этих двух свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.

Для специалистов развитие мелкой моторики, и в частности пальчиковый театр, помогает решить ряд очень важных задач:

• развивает точность и выразительность координации движений,

• стимулирует развитие внимания и памяти,

• повышает усидчивость и концентрацию внимания.

Пальчиковый театр – настоящая палочка-выручалочка, он рекомендован детям, у которых имеются проблемы при произношении звуков в предложениях или стихотворных текстах. Кроме этого, проигрывание сценок с помощью пальчиков подойдут и детям, испытывающим трудности при прочтении текста или его написании.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

7. Мимические упражнения.

Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они малодоступны. Можно предложить ребенку помочь себе пальцами приподнять брови, удерживать правый глаз открытым, в то время как закрывается левый глаз. Движения сопровождаются речью:

Спи, глазок, спи, другой. Спите сразу, оба глаза. Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения, которых дети учатся выражать эмоциональное состояние — печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, смущенность. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).

8.Динамические паузы

   Динамическая пауза — активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка.

Динамические паузы выполняют следующие функции:

1.Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;

2.Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;

3.Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;

4.Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки;

5.Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.

Нетрадиционные методы

Су- Джок терапия.

Су – джок терапия — это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника, болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связана с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» — связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапия может помочь организму справиться с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.

Позднее подобные рецепторные поля были открыты на ушной раковине (гомосистемы аурикулярной су-джок терапии), волосистой части головы (скальпе — су-джок скальпотерапия), языке и других частях тела.

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, эпликатором Кузнецова и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

2.Массаж и самомассаж

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии, необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: — массаж и самомассаж лицевых мышц;- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;- плантарный массаж (массаж стоп);- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);- массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

3.Аурикотерапия.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в су- джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

4. Кинезеологические упражнения

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Кинезеологические упражнения направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос», «Замок». А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

5.Арт-терапия

Арт-терапия (от англ.-art-искусство; therapy-терапия, лечение, уход, забота) — диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Арт-терапия-метод психотерапии, использующий для лечения и коррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Релаксация.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация — произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей.

Работа с родителями

Тесное сотрудничество с родителями начинается уже в сентябре.

Согласно плану методической работы проводятся родительские собрания, на которых родители знакомятся с результатами обследования, с коррекционной работой и необходимостью участия в ней. Каждый из родителей детей, зачисленных в логопедический пункт, получает возможность подробно ознакомиться с речевым профилем ребёнка, с информацией об имеющихся нарушениях звукопроизношения, фонематического восприятия, словарного запаса, развития мелкой моторики, пространственной ориентировки. Для родителей проводятся индивидуальные консультации, на которых даются рекомендации по устранению дефектов устной и письменной речи.

В течение года еженедельно проводились индивидуальные консультации для родителей: «Автоматизация поставленных звуков», «Выполнение рекомендаций логопеда».

Проведен показ открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений по теме «Родственные слова», выступление перед родителями на тему «Особенности речевого развития детей с ФФНР»

Проводились родительские собрания:

Итоги обследования.

Подведение итогов за первое полугодие.

Подведение итогов за учебный год.

Также проведены тематические консультации с родителями будущих первоклассников: «Речевое развитие ребенка 6-7 лет», «Взаимосвязь семьи и логопеда в коррекционной работе», «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу», «Почему необходимо детям читать».

Работа с педагогами

Работа с учителями и педагогом-психологом также начинается уже в сентябре в процессе диагностики речи обучающихся и продолжается в течение всего учебного года (взаимопосещение занятий, взаимопомощь, привлечение учителей к контролю речевой деятельности детей). Ежегодно принимаю активное участие в методической работе школы: участвую в мониторинге по адаптации обучающихся, в педагогических консилиумах, в семинарах учителей начальной школы, ПМПК.

Для учителей проводились консультации по темам согласно плану, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности специалистов, работающих с детьми.

Велось тесное сотрудничество с педагогом-психологом: совместное выявление детей для коррекции, проведение профилактических мероприятий с детьми, проведение коррекционного воздействия для нуждающихся детей.

В течение года регулярно посещались педсоветы, велась работа по самообразованию на тему: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях».

Я прошла обучение на курсах по повышению квалификации по теме: «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста».

Для кабинета создан банк игр по коррекции грамматического строя речи, пособия по обучению звуковому анализу, пополнена личная методическая библиотека.

Результативность проекта

Работа над проектом окончена.

Анализ проведённого мониторинга и диагностики для составления речевых профилей учащихся показал следующие результаты:

у детей, работающих в коррекционных группах и по индивидуальным программам, повысилось качество знаний и уровень обученности.

На уроках Литературное чтение и Окружающий мир дети начали свободнее пользоваться монологической речью: способны рассказать о пережитых событиях, пересказывать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, некоторые явления окружающей действительности.

У детей наблюдается обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интереснее и выразительнее передавать содержание художественного произведения.

Анализ позволил выявить сильные стороны проекта: использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов, средств и приёмов позволило улучшить не только речь учащихся, но и их здоровье, в чём и состояла цель проекта.

Я считаю, что моя деятельность за последние 2 года была продуктивной и способствовала повышению качества образования в школе. Использование новых инновационных технологий, методов и способов повысило качество моей работы. Доля выпущенных детей без дефектов речи за последние два года увеличилась, что вы можете наблюдать в таблице. Приложение 2.

Занятия с логопедом помогли учащимся овладеть ключевыми компетенциями и способствовали достижению успеха.

Личностный рост учащихся в овладении практическими умениями и навыками просматривается и через детские портфолио. Приложение 3.

Данная форма работы позволила родителям иметь возможность непосредственно участвовать в образовательном процессе.

За два года работы над проектом расширился круг заинтересованных и активных участников образовательного процесса: родителей, педагогов школы и дополнительного образования.

Несмотря на то, что мои дети закончили обучение в логопедической группе, я их не упускаю из вида, потому что коррекция речевых расстройств требует более длительного времени. Я слежу за их успехами, за положительными изменениями в усвоении образовательных программ.

«Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» – мой девиз, поэтому повышение профессиональной компетентности считаю одной из важнейших траекторий профессионального развития. Для того чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе событий, постоянно занимаюсь самообразованием и повышением профессионального уровня. Уровень профессионального мастерства повышаю, обучаясь на бюджетных, внебюджетных курсах (72 часа). Изучаю передовой логопедический опыт (печатные издания, электронные ресурсы) и его внедрение в практику работы начальной школы. Пополняю методическую копилку инновационными средствами, приёмами и формами. Участвую в обновлении школьного сайта. С целью распространения своего педагогического опыта создала персональный сайт http//nsportal.ru/ levcenko-galina-viktorovna-555.

«Учиться не трудно, если у тебя добросовестные наставники, и

ты сам умеешь учиться», так сказал Цицерон в 55 г. до н.э..

Приложение 1

Приложение 2

Приложение3



sitemap
sitemap