Использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе



Использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как она определяет бедующие страны, научный и экономический потенциал общества.

Целью здоровье сберегающих технологий обучения является обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого.

Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, но чаще это не врождённое отклонение, а приобретённое за время обучения в школе. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

• значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%);

• стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний;

• резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;

• увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

На сегодня, по данным углублённого медосмотра, лишь 31,5 % осмотренных в школе детей можно отнести к первой группе здоровья. В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.

Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по сохранению и улучшению здоровья детей становятся всё актуальней.

По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?

Давайте заглянем в обычную школу ХХ1 в. Что откроется нашему взгляду? Какой предстанет перед нами работа школы по сохранению здоровья детей?

Урок физической культуры.

На уроке активно работают те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные сидят на скамье запасных. При этом у детей масса аргументов в защиту себя (разрешение родителей, ссылка на плохое самочувствие, боли в животе, насморк и т.д.). Но даже если дети постоянно посещают уроки физкультуры, то это недостаточно, чтобы вырасти здоровым физически и духовно. Два – тир урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должна сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детям полюбить себя, своё тело, соё здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни.

Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости (продолжительность урока до 45 минут, учебного дня и учебной недели, организация самого урока, расписание уроков, перемены).

Практика показывает, что в 1 классе уже к началу четвёртого урока скорость и точность работы значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. Падение работоспособности к четвёртому уроку особенно заметно к концу недели.

В связи с изложенным можно достаточно определённо сказать, что с точки зрения охраны здоровья детей в начальной школе должно быть не более трёх уроков в день. Однако это пока невозможно из-за объёма учебной программы.

Важную роль в сохранении работоспособности играют валеологические паузы. Они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей – это на 10-15- й и 25-30-й минутах. Средняя продолжительность пауз 30-60 минут.

На уроках математики во время выполнения физических упражнений дети больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.

Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Ни для кого не секрет, что дети, имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда так успешны в учебе. Возможность для таких детей провести активную переменку, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога о них и их возможностях, помогает детям быстрее войти в коллектив. И такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

Приведу в качестве примера упражнения, психологическое назначение которого – развитие умения понимать друг друга без слов, умения общаться, развитие наблюдательности, сопереживать и помогать друг другу.

Клоуны.

Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

— брови свести и развести;

— глаза прищурить, затем широко открыть;

— губы максимально растянуть и импровизированной улыбке , а затем поджать;

— шею максимально вытянуть, затем опустить;

— плечи максимально свести и развести;

— руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учёбе.

Таким образом, рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем»- вот цель, к которой стремится школа.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. – Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Здоровьесберегающие технологии, которые должны использоваться учителями начальной школы:

-Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и внеурочных мероприятий;

-Строго нормированный объём домашних заданий, при необходимости осуществляется индивидуальность домашнего задания;

-Проведение зарядки перед 1-ым уроком;

-Проведение физминуток на уроке в момент утомления;

-Проведение гимнастики для глаз;

-Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;

-Частая смена видов деятельности на уроке»

-Развитие мелкой моторики руки;

-Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей здоровья ребёнка;

-Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных игр.

Подвижные перемены и прогулки.

игра «Мама, ниточку распутай»: с помощью считалки назначают ведущего игры – «маму». Остальные дети становятся в кружок, взявшись за руки. Ведущий отворачивается, а дети начинают «запутываться», не разжимая рук, переплетаясь друг с другом руками и ногами. После этого дети хором произносят: – Мама, ниточку распутай, только не порви. Задача ведущего – распутать детей обратно в кружок, постараясь не расцеплять их рук.

В игре «Жмурки» также считалкой выбирают ведущего, ему завязывают платком глаза и ставят посередине школьного коридора. Дети спрашивают: – На чем стоишь? Ведущий отвечает: – на мосту. Дети: – Что ешь? Ведущий: – Колбасу. Дети: – Что пьешь? Ведущий: – Квас. Дети: – Ищи мышей, а не нас. При этих словах дети разбегаются по коридору. Ведущий должен не только поймать какого-нибудь ребенка, но и угадать его имя.

Игра «Хвост и голова» интереснее проводится при большом количестве участников. Выбирают «голову» и «хвост» змейки, между ними становятся остальные дети, положив руки на плечи соседу. Задачей «головы» в начале колонны будет поимка «хвоста», стоящего в конце. Остальные участники колонны стараются следовать за «головой», не убирая рук с плеч соседей.

Игра «Море волнуется» также способна заинтересовать школьников, количество участников в ней должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становиться в круг, детишки ходят по кругу, взявшись за ручки, меняя направление движения и хором говоря: – Море волнуется раз (идут по часовой стрелке), море волнуется два (идут против часовой стрелки), море волнуется три (по часовой стрелке), морская фигура замри! После этих слов руки расцепляются, и каждый ребенок старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней не шевелясь. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если ребенок начнет двигаться или смеяться, он из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.

Подвижных игр, в которые можно играть на школьных переменах, очень много. Здесь важно знать меру и стараться не перевозбудить детей, иначе им потом трудно будет сразу сосредоточиться на уроке. На каждой переменке играть нужно в какую-то одну игру.

Перебежки

Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место – небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центе, все участники меняют свои места, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

Передача меча

Играющие делятся на 2 или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача меча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю за ней. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.

Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.

Смена номеро

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

«Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

Эстафета со скакалкой

Играющие делятся на 2 команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Физкультурные минутки.

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 — 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 — 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 — 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 — 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 — 4 вверх, на счет 1 — 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 — 6. Повторить 3 — 4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 — 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 — 4, затем налево на счет 1 — 4 и прямо на счет 1 — 6. Поднять глаза вверх на счет 1 — 4, опустить вниз на счет 1 — 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 — 30 см, на счет 1 — 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 1 — 2 раза.

Физкультминутка.

1 комплекс

1. И. п. — о. с. 1 — 2 — встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками, 3 — 4 — дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 — 8 раз. Темп быстрый.



2. И. п. — стойка ноги врозь, руки вперед, 1 — поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и. п. 3 — 4 — то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 — 8 раз. Темп быстрый.

3. И. п. 1 — согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 — приставить ногу, руки вверх-наружу, 3 — 4 — то же другой ногой. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2 комплекс

1. И. п. — о. с. 1 — 2 — дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3 — 4 — то же, но круги наружу. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

2 И. п. — стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 — 3 — круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо.

4 — заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И. п. — о. с. 1 — с шагом вправо руки в стороны. 2 — два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 — и. п. 1 — 4 — то же влево. Повторить 4 — 6 раз в каждую сторону. Темп средний.

3 комплекс

1. И. п. — стойка ноги врозь, 1 — руки назад. 2 — 3 — руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 — расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. — стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 — с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперед. 2 — и. п. 3 — 4 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Дыхание не задерживать.

4 комплекс

1. И. п. — руки в стороны. 1 — 4 — восьмеркообразные движения руками. 5 — 8 — то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

2. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — 3 — три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и. п. плечевого пояса. 4 и. п. Повторить 4 — 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.

3. И. п. — о. с. 1 — руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 — руки вверх. 3 — руки за голову. 4 — и. п. Повторить 4 — 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1 комплекс

1. И. п. — о. с. 1 — руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 — локти вперед, 3 — 4 — руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. — стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 — мах левой рукой назад, правой вверх — назад. 2 — встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — сидя на стуле. 1 — 2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2 комплекс

1. И. п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — 2 — круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 — 4 — то же левой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. — стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 — обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 — и. п. То же налево. Повторить 4 — 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. — сидя на стуле, руки на пояс. 1 — повернуть голову направо. 2 — и. п. То же налево. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

3 комплекс

1. И. п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и. п. 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. — о. с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 — движение рук через стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 — 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо. 2 и. п. 3 — голову наклонить влево. 4 — и. п. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. п. — стоя или сидя. 1 — руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 — повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

2. И. п. — стоя или сидя, руки в стороны. 1 — 3 — три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4 и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 4 — 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. — сидя. 1 — голову наклонить вправо. 2 — и. п. 3 голову наклонить влево. 4 — и. п. 5 — голову повернуть направо. 6 — и. п. 7 — голову повернуть налево. 8 — и. п. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1 комплекс

1. И. п. — о. с. 1 — поднять плечи. 2 — опустить плечи. Повторить 6 — 8 раз, затем пауза 2 — 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И. п. — руки согнуты перед грудью. 1 — 2 — два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 — 4 — то же прямыми руками. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И. п. — стойка ноги врозь. 1 — 4 — четыре последовательных круга руками назад. 5 — 8 — то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 — 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

2 комплекс

1. И. п. — о. с. — кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

2. И. п. — о. с. 1 — 4 — дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5 — 8 — дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И. п. — тыльной стороной кисти на пояс. 1 — 2 — свести вперед, голову наклонить вперед. 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3 комплекс

1. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 — дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 — и. п. 3 — 4 — то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2. И. п. — о. с. 1 — руки вперед, ладони книзу. 2 — 4 зигзагообразными движениями руки в стороны. 5 — 6 — руки вперед. 7 — 8 — руки расслабленно вниз. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И. п. — о. с. 1 — руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 — расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. п. — о. с. 1 — дугами внутрь, руки вверх — в стороны, прогнуться, голову назад. 2 — руки за голову, голову наклонить вперед. 3 — «уронить» руки. 4 — и. п. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

2. И. п. — руки к плечам, кисти в кулаках. 1 — 2 — напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 — руки расслабленно вниз. 4 — и. п. Повторить 6 — 8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.

3. И. п. — о. с. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положение рук. Повторить 3 — 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

1 комплекс

1. И. п. — о. с. 1 — шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 — и. п. 3 — 4 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

2. И. п. — стойка ноги врозь. 1 — упор присев. 2 — и. п. 3 наклон вперед, руки впереди. 4 — и. п. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 3 — круговые движения тазом в одну сторону. 4 — 6 — то же в другую сторону. 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

2 комплекс

1. И. п. — о. с. 1 — выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 — толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3 — 4 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2. И. п. — о. с. 1 — 2 — присед на носках, колени врозь, руки вперед — в стороны. 3 — встать на правую, мах левой назад, руки вверх, 4 — приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5 — 8 — то же с махом правой ногой назад. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И. п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 — 4 — и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3 комплекс

1. И. п. — руки скрестно перед грудью. 1 — взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 — и. п. 3 — 4 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2. И. п. — стойка ноги врозь пошире, руки вверх — в стороны. 1 — полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 — и. п. 3 — 4 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — выпад левой вперед. 1 — мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 — мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. п. — стойка ноги врозь, руки вправо. 1 — полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2 — то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

2. И. п. — руки в стороны. 1 — 2 — присед, колени вместе, руки за спину. 3 — выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 — и. п. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

Комплексы упражнений физкультурных пауз

Физкультурная пауза 1

Ходьба на месте 20 — 30 с. Темп средний.

1. Исходное положение (и. п.) — основная стойка (о. с.). 1 — руки вперед, ладони книзу. 2 — руки в стороны, ладони кверху, 3 — встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 — и. п. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. — ноги врозь, немного шире плеч. 1 — 3 наклон назад, руки за спину. 3 — 4 — и. п. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — ноги на ширине плеч. 1 — руки за голову, поворот туловища направо. 2 — туловище в и. п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 — выпрямиться,

руки за голову, поворот туловища налево. 4 — и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

И. п. — руки к плечам. 1 — выпад вправо, руки в стороны. 2 — и. п. 3 — присесть, руки вверх. 4 — и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

И. п. — ноги врозь, руки на пояс. 1 — 4 — круговые движения туловищем вправо. 5 — 8 — круговые движения туловищем влево. Повторить 4 раза. Темп средний.

И. п. — о. с. 1 — мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 — и. п. 3 — 4 — то же левой ногой. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

И. п. — ноги врозь, руки на пояс. 1 — голову наклонить вправо. 2 — не выпрямляя головы, наклонить ее назад. 3 — голову наклонить вперед. 4 — и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

Физкультурная пауза 2

Ходьба на месте 20 — 30 с. Темп средний.

1. И. п. — о. с. Руки за голову. 1 — 2 — встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3 — 4 — опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

2. И. п. — о. с. 1 — шаг вправо, руки в стороны. 2 — повернуть кисти ладонями вверх. 3 — приставить левую ногу, руки вверх. 4 — руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5 — 8 — то же влево. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 — наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 — и. п. 3 — 4 то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

4. И. п. — стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1 — 3 — три пружинистых полуприседа на левой ноге. 4 — переменить положение ног. 5 — 7 — то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4 — 6 раз. Перейти на ходьбу 20 — 25 с. Темп средний.

5. И. п. — стойка ноги врозь пошире. 1 — с поворотом туловища влево, наклон назад, руки назад. 2 — 3 — сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 — и. п. 5 — 8 — то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4 — 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

6. И. п. — придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 — вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону — назад. 2 — и. п. 3 — 4 — то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

7. И. п. — о. с. 1 — руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 — руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

Физкультурная пауза 3

Ходьба на месте 20 — 30 с. Темп средний.

1. И. п. — о. с. Правой рукой дугой внутрь. 2 — то же левой и руки вверх, встать на носки. 3 — 4 — руки дугами в стороны. И. п. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. — о. с. 1 — с шагом вправо руки в стороны, ладони кверху. 2 — с поворотом туловища направо дугой кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 — выпрямиться. 4 — и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.



3. И. п. — стойка ноги врозь. 1 — 3 — руки в стороны, наклон вперед и три размашистых поворота туловища в стороны. 4 — и. п. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

4. И. п. — о. с. 1 — 2 — присед, колени врозь, руки вперед. 3 — 4 — встать, правую руку вверх, левую за голову. 5 — 8 — то же, но правую за голову. Повторить 6 — 10 раз. Темп медленный.

5. И. п. — о. с. 1 — выпад влево, руки в стороны. 2 — 3 — руки вверх, два пружинистых наклона вправо. 4 — и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

6. И. п. — правую руку на пояс, левой поддерживаться за опору. 1 — мах правой ногой вперед. 2 — мах правой ногой назад, захлестывая голень. То же проделать левой ногой. Повторить по 6 — 8 махов каждой ногой. Темп средний.

7. И. п. — о. с. 1 — 2 — правую ногу назад на носок, руки слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову наклонить назад. 3 — 4 ногу приставить, руки расслабленно опустить, голову наклонить вперед. 5 — 8 то же, отставляя другую ногу назад. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 со зрительными метками

В компьютерном зале заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4 — 6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок. Сюжеты преподаватель может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены — цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Методика проведения упражнения

Поднять детей с рабочих мест: упражнение проводится у рабочего места.

Объяснить детям, что они должны делать: по команде преподавателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз, прослеживать движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д.

Преподаватель предлагает переводить взгляд с одной метки на другую под счет 1 — 4.

Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взгляд ребенка последовательно на каждую метку, а можно — в случайном порядке.

Скорость перевода взгляда не должна быть очень большой. Переводить взгляд надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

Преподаватель должен вести контроль за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.

Упражнение 2 со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.

Методика выполнения упражнения

1. Преподаватель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к преподавателю.

2. Объясняется задача: вот елочка (на столе, или большое изображение елочки на картинке в центре стены или чуть ниже), ее нужно нарядить.

3. Преподаватель просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку и назовите их».

4. Темп выполнения упражнения — произвольный.

5. Продолжительность — 1 мин.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap