Использование возможностей проектного обучения на уроке русского языка



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Куренкова Н.К.

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования, город Хабаровск

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В двадцать первом веке объёмы учебного материала, высокие требования к учащемуся и учителю подталкивают нас, педагогов, к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов.

Поэтому особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого обучающегося. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к деятельностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.

Проектирование — это целенаправленная, в целом, самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно и социально значимой проблемы и получение конкретного результата .

Так как реализация проектов происходит в рамках действующих программ, выбирается значимая тема курса, на которую выделено достаточное количество часов. В содержании проекта предусматривается наличие значимой, в исследовательском плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска и творческого подхода.

Таким образом, содержание проекта — это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть оформлено в виде материального продукта и обладает социально значимым смыслом для его участников. В основе метода проектов — решение какой-либо проблемы, что предполагает возможность интеграции, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного и других), возможность поиска нового содержания учебной работы, освоения новых методических решений. Учащиеся в процессе реализации легко овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, развивают личностные качества, необходимые для жизни.

Необходимым этапом работы над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Очень важно в этом процессе уметь корректировать свои действия, то есть реконструировать их таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно–деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия обучающихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно–деятельностном способе обучения радикально изменяется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности обучающихся, выполняя роль компетентного консультанта. Учитель формирует мотивацию учащихся, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта на защите проекта, делает анализ проделанной работы, оценивает каждого участника проекта.

Организуя проектную деятельность, учитываю следующее:

Проект – это цельная работа, её нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание и опыт.

Проект – это сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, — все подвиды деятельности объединены цельностью.

Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование) – практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения учащегося.

Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая учит делать умозаключения.

Результатом работы над проектом, является продукт.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

С первого курса планирую поэтапное введение разновидности учебной деятельности — проектирование, при этом целенаправленное формирование навыков проектирования начинаю с практико-ориентированных мини-проектов. В результате обучающиеся создают конечный продукт в виде справочного материала: памяток, карманных словариков для обучающихся, схем, таблиц, рисунков и т.д.

Нормы литературного произношения: орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические – карманные словарики для обучающихся.

Справочники « Готовимся к экзаменам. Трудные случаи орфографии и пунктуации».

К истокам слова («В этимологических дебрях») – круглый стол «Слово и его биография»

Загадки русской фразеологии («В стране фразеологических оборотов») – заочное путешествие по созданному путеводителю.

Анатомическое путешествие внутрь слова («Словообразовательная Вселенная, ее тайны») — мастерская слова.

Словарь современного студента.

Язык и компьютер.



Поэтические сборники выпускников « Спасибо тебе, техникум».

Сборник творческих работ студентов «Да здравствует студенческое братство».

На втором курсе обучающиеся создают групповые продукты проектной деятельности, используют разнообразные формы презентации. Важный и трудный этап – поисковый, когда определяется тема проекта, ведется поиск и анализ проблемы.

Представляю подробную последовательность проектной деятельности:

Идея, замысел – представление результата в общей форме (краткое описание, рисунок, схема).

Краткое обоснование идеи (зачем, почему, кто заинтересован).

Цели – результаты (детальная формулировка конечной цели).

Анализ существующей ситуации и «проблемных зон».

Анализ возможных негативных последствий реализации проекта.

Постановка задач – промежуточных результатов.

Определение ресурсов: финансовых, кадровых, технических и др.

Формирование команды исполнителей, распределение обязанностей.

Определение системы мониторинга и контроля – разработка системы критериев и показателей эффективности проекта.

Рефлексия деятельности: по ходу реализации и итоговая.

Приведу пример конкретного проекта, реализованного вместе с учащимися по русскому языку.

Описание проектной работы учащихся:

Учебная дисциплина: русский язык

Название проекта: Где «копать» лингвистику?

Тема учебного курса: Русский язык в семье славянских языков.

Цель проекта: Лингвистический анализ текста; исследование исторических процессов в лингвистике; выявление источников информации лингвиста.

Основополагающий вопрос: Где «копать» лингвистику? Что можно найти в старых рукописях? Можно ли узнать знакомых в чужестранцах?

Конечный результат: исследование исторических изменений в языке, выявление их причин.

В рамках проектного обучения происходит усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе как самого предмета, так и исследовательской деятельности учащихся, затрагивающей предметную область — русский язык. В коллективную работу над проблемой вовлекаются не только одаренные ученики, но и дети с низкой учебной мотивацией.

В заключение хочется отметить, что проектное обучение не должно вытеснять классно – урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.








sitemap
sitemap