Использование возможностей интерактивной доски на уроках в начальной школе



Миронова О.Ю.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 120

Использование возможностей интерактивной доски на уроках

в начальной школе.



Традиционный образ школьного класса включает присутствие неизменных атрибутов: парты, стулья, учительский стол, указка, доска, мел. Именно такая атмосфера школы знакома большинству граждан нынешнего старшего поколения. Все учителя начальных классов и учителя-предметники пользовались мелом при написании на доске необходимых сведений. И такая система обучения имела положительные результаты. На доске писались примеры для самостоятельной работы, решали задачи, чертили схемы и строили графики, учились писать буквы первоклассники. То есть, обыкновенная школьная доска представляла собой и поле для размышлений, если перед учеником стояла творческая задача, и проверочный рубеж, если выходили отвечать к доске, и тетрадный лист, если на доске учительница писала слова и письменные буквы красивым почерком.

А когда появились цветные мелки, то доска могла превращаться в открытку или афишу, можно было написать объявление или поздравление.

А ещё к доске «вызывали». Иногда предлагали прочитать перед классом стихотворение, а иногда и с целью проработки отличившегося ученика, проведения воспитатель ной беседы. Следовательно, доска выполняла многофункциональную роль в обучении школьников, она притягивала к себе взоры школьников. В прежние времена учитель мог обойтись мелом и доской для изложения всей программы обучения и воспитания подопечных. И тогда делалось это неплохо. Современность внесла массу изменений в облик класса: появились компьютеры, белоснежные экраны для демонстрации репродукций, масса цветных наглядных пособий и иллюстрированных красочных учебников. В школу пришёл компьютер, а подключение к сети интернет подарила школьному учителю широчайшие возможности для изложения своих педагогических идей. Вопрос данной статьи-размышления заключается в следующем: насколько в современное время обычная доска утратила свои функции, и каковы приоритеты интерактивной доски в обучении младших школьников, например, предметам художественного цикла.

В 2012-2013 учебном году при материально-техническом обновлении школы в кабинете была стационарно установлена интерактивная доска в комплекте с компьютером и проектором. Возникло, конечно, много вопросов: как эта новинка поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью интерактивной доски от привычных методов обучения? Как сочетать возможности интерактивной доски с реализацией дидактических принципов? Апробировав возможности доски, можно высказать мнение, поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового. Любой урок имеет двух субъектов – учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким как может сделать его учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

Приведу пример использования интерактивной доски на уроках практического направления. Доска реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты). Очень пригодились возможности данного вида техники при изучении народных художественных промыслов с учащимися начальной школы. Демонстрации не только готового изделия, выполненного мастерами, но и непосредственно технического процесса изготовления изделия вызывает у детей и чувство восхищения, но и желание воспроизведения, копирования лучших образцов. У учителя есть возможность демонстрации главных технических приёмов в изготовлении того или иного изделия, приближения крупным планом, момент паузы. Во время остановки репродуцируемой картинки на моменте росписи ученик может подойти к доске и повторить движения за мастером, что даёт великолепный опыт собственного участия в обучении основам традиционных видов росписи и лепки. Используя доску, у учителя не возникает необходимости тратить время на смену наглядных пособий, разлиновку доски для показа написания букв и цифр, записи новых упражнений, не уходит время на очистку доски. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с такой доской позволяет сэкономить время урока.

Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь – способ сосредоточить и удержать внимание школьников младшего школьного возраста, у которых процессы возбуждения и торможения ещё не уравновешены.

Необязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе. Например, в ходе уроков художественного направления, когда время распределяется с точностью до минут, важны этапы теоретической подготовки и исполнения собственной творческой работы. Применение репродукций, выполненных в цифровой технике, почти не искажает цвет и форму предметов, потому впечатление о художественном объекте у детей возникает приближенное к оригиналу, что особенно ценно при обучении школьников основам истории изобразительного искусства.

Ещё один важный момент при работе с доской – управление демонстрацией(смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше, в центре внимания.

Вывод: наличие в классе электронной интерактивной доски явилось тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения школьников начального звена и эффективность учительского труда.








sitemap
sitemap