Использование воспитательных технологий в работе с трудными подростками на занятиях сил



Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский морской центр «Нептун»

«Использование воспитательных технологий в работе с трудными подростками на занятиях силовыми видами спорта»

Разработал: педагог дополнительного

образования К.Л. Комелин



Березники, 2013

Тема: «Использование воспитательных технологий в работе с трудными подростками на занятиях силовыми видами спорта»

По роду своей деятельности мне часто приходится общаться с так называемыми трудными подростками. Причины их появления в пауэрлифтинге разные: одни хотят подкачать мышцы, другие уйти от безысходности, окружающей их, третьи приходят из интереса. Наше государство сейчас как-то отстранилось от проблем детства. Решая проблемы политического, национального, финансового характера, оно не в состоянии оказать подрастающему поколению действенную помощь в становлении подростка как полноправного члена социума. В данной ситуации система дополнительного образования играет особую роль, решая не только задачи обеспечения качественного образования, социально-экономические проблемы детей и семьи, но и проблемы оздоровления, стабильности российского общества в целом.

В общей системе воздействий на человека семьи, быта, школы, жизненных ситуаций и других причин и явлений спорт обладает большим потенциалом социального развития. В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатывается способность усваивать существующие правила и нормы общественного поведения и твёрдо следовать им.

На своих занятиях я ставлю перед собой в первую очередь следующую цель – воспитание таких личностных качеств, необходимых в жизни каждого будущего полноценного члена общества, как ответственность и самоуважение, опирающееся на понятие чести. Достигать цель мне помогают

следующие принципы воспитания:

Воспитание личности в коллективе

Подросток, попадая в наш коллектив, приобретает другой положительный социальный опыт. Он начинает взаимодействовать с людьми, у которых на первом месте дисциплинированность, ответственность, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, доброжелательность.

Перед подростком встаёт пример чётко организованной спортивной жизни нашего объединения со своими правилами, понятиями, целями. Эта жизнь основана на сотрудничестве и взаимопомощи, на строгом соблюдении норм спортивной этики.

Связь воспитания с жизнью

В условиях учебно-тренировочного процесса, включающего в себя соревновательную борьбу, на фоне большого физического и эмоционального напряжения у занимающихся возникают разнообразные достаточно сложные ситуации, требующие конкретных поведенческих действий. Честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки (использование допинга, нарушение правил соревнования, пренебрежение нормами спортивной этики и т. д.). Систематически упражняясь в выборе правильного решения, воспитанники могут формировать у себя определённый стереотип поведения не только в спорте, но и в повседневной жизни. Достигается это беседами, обсуждением действий товарищей, разбором соревнований

Организация досуговой деятельности

Помимо тренировочного процесса в нашем объединении часто проводятся внеклассные мероприятия, направленные на расширение неформального досугового общения. Мы часто устраиваем чаепития, например, по поводу дня рождения или удачного выступления на соревнованиях. Такие мероприятия в определённой степени укрепляют дружеские узы коллектива, препятствуют возникновению нежелательных контактов со случайными знакомыми.

Авторитет старших товарищей

Глядя на результаты, которых добиваются воспитанники со стажем, начинающие пауэрлифтеры пытаются им подражать, принимать не только технические аспекты тренировок, но и морально нравственные аспекты поведения. Успешные выступления моих воспитанников на чемпионатах России, Европы, Мира вселяют в новичков уверенность, веру в собственные возможности. С другой стороны они видят, что путь к успеху не прост. Только упорные ежедневные тренировки, целеустремлённость, старание, сила воли, дают свои плоды.

Работа с родителями, со школой

Я сторонник тесного общения с родителями подопечных, считаю, что родители должны стать моими союзниками во всех вопросах воспитания. Налаживаю контакты и со школьными учителями. Объединения наших общих усилий помогает достичь не только хорошего спортивного результата, но и дают неплохой воспитательный эффект.

Профилактика вредных привычек

К употреблению спиртного и к курению у нас относятся отрицательно. Жестко пресекаются случаи появления обучающихся в состоянии опьянения, причём как на тренировках, так и вне тренировок. Есть случаи, когда наркоманы со стажем, начинали заниматься пауэрлифтингом и этот вид спорта менял их основательно. Они не только бросали вредные привычки, но и утверждались в жизни, обзаводились семьёй, т.е. становили полноценными членами общества.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей

Наличие индивидуального подхода необходимо не только при обучении, но и при воспитании. Все занимающиеся разные, знание их особенностей, уровня развития, личного опыта, социальных характеристик помогает предотвратить нежелательные конфликты, а значит, способствует качественному процессу обучения.

Трудовое воспитание

Дежурство, уборка, мытьё душевых, техническое обслуживание тренажёров, спортивного инвентаря, ремонт помещения.

Сочетание требовательности с уважением личности воспитуемого

Даже категорично и жёстко предъявляемое требование об исправлении последствий серьёзного проступка не должно иметь грубой, оскорбляющей словесной формулировки, а организация деятельности по исправлению не должна унижать проштрафившегося. Слова и действия педагога не должны носить оскорбительный или унижающий воспитанника характер. Без этого невозможно сформировать у подопечных самоуважение и чувство личного достоинства.

Опора образовательного процесса на систему духовно-нравственных ориентиров

Речь идёт о формировании жизненной установки на служение благородным целям: сохранении здоровья для создания семьи, выполнения долга перед родителями, Родиной, следовании принципам гуманизма, справедливости, чести.

В заключении хочу сказать, что воспитательный эффект занятиями силовыми видами спорта трудно переоценить. Опыт моей работы показывает, что занятия пауэрлифтингом не только повышают уровень здоровья и физической подготовленности подростков, но и оказывают позитивное влияние на интересы и поведении обучающихся, повышают устойчивость к различным негативным социальным явлениям.








sitemap
sitemap