Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших



Выступление на заседании методического объединения учителей преподающих учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики»



Тема:



«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» Румянцева Е,Н. учитель начальных классов высшей квалификационной категории.



«Почётный работник общего образования РФ»

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Все это учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовному саморазвитию и понимание значения веры и религии в жизни человека и общества. Таким образом, фундаментальной основой преподавания учебного курса ОРКСЭ является приобретение учащимися базовых ценностных ориентиров, опытных представлений о морали и нравственности, которые способствуют формированию целостного мировоззрения учащихся. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом эффективности воспитательной работы с младшими школьниками. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

C  1 сентября 2011 года наша школа реализует стандарты второго поколения. В ФГОС большое внимание уделяется как духовно-нравственному воспитанию, так и ИКТ — компетентности как инструмента формирования  универсальных учебных действий. Решение задачи формирования ИКТ — компетентности должно проходить не только на учебных занятиях, но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий. Духовно-нравственное воспитание, как никакое другое, требует комплексного подхода. Одним, отдельно введенным спецкурсом или внеклассным мероприятием, проблему нравственной воспитанности не разрешить. Наиболее способствует этому курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Это предмет, где каждый урок реализует задачи духовно-нравственного воспитания учащихся. Сделать учебный процесс более эффективным, познавательным, продуктивным помогают возможности ИКТ. На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации (в моей коллекции имеются презентации по  темам: »Моя Родина – Россия», «Особенности морали», «Мораль и культура», «Добродетель и порок», «Справедливость», «Дружба»). Огромную помощь при проведении уроков духовно – нравственного воспитания школьников оказывает настоятель Храма Святой Троицы отец Анатолий. Совместная работа с храмом Святой Троицы и протоиереем отцом Анатолием (Копач А.П.) по духовно-нравственному воспитанию началась с 1990 года. Занятия реализуются в нашей школе в течение многих лет, они способствуют развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывают любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов. Информационные Интернет-сайты помогают сделать урок более ярким и интересным. Огромные ресурсы в образовательном процессе дает использование на уроке интерактивной доски.

Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это — визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации. При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей каждый учитель ставит перед собой задачи: — формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей. Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними; — формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными). Этому способствует просмотр на уроках курса ОРКСЭ видеофильмов, мультфильмов. Так на уроке по теме: «Справедливость» детям можно предложить просмотреть фрагмент сказки «Морозко» и разобрать вопросы: «Чьи поступки вы считаете справедливыми, а чьи несправедливые?» «Почему?» На уроке  « Добродетель и порок» предлагаю посмотреть мультфильм «Рождество ЛУ» с постановкой  предварительной задачи: как вы оцениваете поступки героя? Можно ли его назвать добродетелем? Считаю, что данный вид работы является наиболее эффективным, имеет практическую направленность. Использую  для работы учащихся: цифровые энциклопедии (Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия»), словари, справочники. Для темы, касающейся образов русских богатырей, можно приготовить виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, рассмотреть картину «Богатыри» В. Васнецова. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия, что немаловажно в наших условиях удаленности от духовных и культурных центров. С детьми работаем над проектами — презентациями  «Моя малая Родина», «Православные праздники», «Православная молитва» с учащимися собрали материал истории села, создали презентацию о нашем селе, которые теперь можно использовать на мероприятиях, проводимых в школе и  библиотеке. Внеклассные мероприятия – посещение музеев, театров, кинотеатров, выставок, праздников  могут  быть приурочены к различным темам, и хорошо, что есть возможность еще 1 час в неделю для обсуждения проведенных мероприятий, да еще с опорой на учебные пособия курса ОРКСЭ. Родители могут оказать большую помощь в подборе теоретического, практического, наглядного материала к урокам. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов. Детям очень нравится, когда родители активно участвуют в учебной и внеучебной деятельности, это тоже способствует тому, чтобы  повысить познавательный интерес к изучаемому курсу.

Считаю, что использование информационных технологий на уроках вообще и ОРКСЭ в частности носит не только обучающий характер, но воспитывающий. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания, резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Всё это приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Огромная роль в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Главенствующая роль в духовно-нравственном воспитании  всегда останется за учителем, ведь он дарит своим ученикам не только знания, но и мудрость познающего.

« Урок есть общность Учителя с Учеником. Истинное учительство есть вечное наполнение ученика Светом».








sitemap
sitemap