Использование творческих задач на уроках биологии



Использование творческих задач на уроках биологии.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете.

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использования жизненного опыта и повседневных наблюдений. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что является предпосылкой для создания творческой атмосферы на уроке.

Творческая задача — это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.

Творческие задачи позволяют мне на уроках:

обобщить, повторить и усвоить учебный материал;

развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;

Любая познавательная учебная задача по биологии, используемая в учебном процессе, выражает какое-то биологическое явление (группу явлений). Соотношение между искомыми и известными величинами содержатся внутри этого явления. Для того чтобы найти эти соотношения, необходимо не только знать сущность данного явления, систему его параметров, но и уметь эти параметры в данной задаче выделить, т.е. анализ задачи сводится к выделению и анализу явления. В практике работы в школе учащиеся чаще всего стремятся ответить на вопрос задачи «ДА» – «НЕТ», совершенно не рассматривая явление.

В своей практике я убедилась, что решение задачи – это не только ответ на вопрос задачи, а система умственных действий на основе анализа, рассуждений рассматривающих описанное явление,

постепенного её решения и формулирования ответа и выводов по рассмотренному явлению.

На уроках биологии творческие задачи, я использую в 7, 8 классах. Некоторые задачи использую как проблему урока при изучении новой темы. Например: 8 класс тема: «Пищеварение в желудке», в начале урока зачитываю задачу:

Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?

В конце урока мы находим ответ на вопросы, при этом обучающиеся учатся из задачи выводить проблему и находить решение этой проблемы.

В 7 классе обучающиеся сами составляют творческие задачи при изучении темы: «Млекопитающие».

Например:

Большинство приматов живут в густых зарослях. Передвигаются прыжками с ветки на ветку. Какая особенность зрения помогает им так передвигаться.

Зимой пруды в рыбных хозяйствах покрываются толстым льдом, и рыба может погибнуть от недостатка кислорода. Как быть? Предложите дешевое и простое решение проблемы.

Пути решения познавательных учебных задач могут быть разными, но для привлечения обучающихся к проблеме решения задач по биологии можно использовать различные формы:

составление задачи, аналогично решённой, и выяснение способов и путей её решения;

составление задачи обратной;

решение задачи другими способами;

Исследования показывают, что мы используем лишь десятую часть возможностей нашего мозга. Но те, же исследования говорят: мы можем неограниченно совершенствовать свои умственные способности.

Дело не в том, чтобы иметь мозги, а в том, чтобы пользоваться ими.

И именно творческие задачи, которые обучающиеся решают, составляют сами, стимулируют их к развитию творческого мышления.

Решение творческих задач необходимо и для учащихся, так как они способствуют развитию познавательного интереса к предмету через радость творчества и те положительные эмоции, которые они испытывают при решении творческих задач. Учащиеся, работая в группе, приобретают навыки совместной работы в группе и решения проблемных ситуаций, в том числе на социальном и бытовом уровне. Это обязательно им поможет при решении жизненных проблем, и выжить в современном обществе.

Мстиславская Н.В

учитель биологии

МОУ «Чойская СОШ»



sitemap
sitemap