Использование техники оригами на уроках технологии_22076



ТЕМА: «Использование техники оригами на уроках технологии в начальной школе».

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Почему оригами нравится учителям и детям?

1.2 Каковы достоинства оригами?

1.3 Какие навыки и способности развивает оригами?

1.4 Как возникло и развивалось оригами?

1.5 А что сегодня?

1.6 Оригами и медицина. Возможно ли?

1.7 Что потребуется педагогам для начала занятий?

1.8Какую бумагу использовать?

2. Экспериментальная часть

2.1 Предисловие

2.2 Проведение уроков

2.3 План конспект урока оригами

Заключение

Список литературы

Введение

При сборе информации по данной теме я пришла к тому, что эта тема охватывает много областей искусств.

Работать с бумагой включает в себе:

Ø   рисование, причём, используя любые средства для его реализации – карандаши, краски, фломастеры и т.д.;

Ø   аппликации – освоения приема работы с бумагой – вырезанием;

Ø   изготовление поделок, при этом используя вырезание бумаги и его склеивание для получения какого-то изделия…

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами — японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора для творчества и фантазии. Необходимо показать детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребёнка.

Исследуя и применяя метод преподавания уроков оригами можно предоставить цели и задачи.

Цели воспитательной работы: всесторонне творческое формирование и развитие личности учащихся.

Задачи: 1. Дидактическая – знакомство детей с историей оригами и обучение навыкам обращения с бумагой, а так же используемыми при этой технологии вспомогательными инструментами, т.е. – ножницами, карандашами, линейкой и клеем.

2. Воспитание интереса и любви к искусству оригами, терпения и усидчивости на уроках, и аккуратности при выполнении работы.

3. Творческая – развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, наблюдательности, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности.

1. Теоретическая часть

 

1.1 Почему оригами нравится учителям и детям?

– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!

– Для занятий нужна только бумага и ваши знания!

– С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть

– Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей

– Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!

– Оригами не требует больших материальных затрат

– Для занятий оригами нет возрастных пределов

– Не требуется особых способностей – получается у всех!

– Помогает быстро оформить класс, комнату, зал

– С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки

1.2 Каковы достоинства оригами?

Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!

В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, её бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.

Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Ведь ещё Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Также, оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус.

1.3 Какие навыки и способности развивает оригами?

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.)

Одним из направлений культурного наследия народа является трудотерапия, оздоравливающее действие которой мы воплощаем в оригами. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда

– Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

– Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.

– Знакомит с основными геометрическими понятиями.

– Улучшает способность следовать устным инструкциям.

– Развивает уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих на уроках оригами не бывает!

– Помогает развитию чертежных навыков. Схему понравившегося изделия хочется записать в тетрадку.

– Стимулирует развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше фигурок на память.

– Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.

– Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.

– Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами играют часто и весело!

– Расширяет коммуникативные способности.

– Позволяет почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры.

1.4 Как возникло и развивалось оригами?

История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в III–IV веках до н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу.

Оригами в Японии ведет начало от периода Хэйан (794 – 1185 гг.). В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях.

Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоиских храмах. В периоды Камакура (1185–1333 гг.) и Муромати (1333 -15 73 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия, придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрическое фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека, Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

Однако настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Он родился в 1911 г. и сыграл в истории оригами уникальную роль. Во время Второй мировой войны, когда он был служащим военного завода, у него созрело решение заняться оригами профессионально. Много лет пришлось бороться ему с трудностями жизни, почти нищетой, но упорство и труд принесли свои результаты. Акира Иошизава изобрёл сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков – чертежей.

Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, весёлый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру.

Оригамисты – народ общительный и весёлый. Разве станет человек мрачный и хмурый тратить свое время на какую-то ерунду – складывание бумажек! А между тем это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и улететь вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательную страну Творчества.

1.5 А что сегодня?

Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин – «оригамика». Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребёнка, что прямо связано с развитием интеллекта. Для психологов оригами – это одно из направлений арттерапии, возможности оказания психологической помощи больному посредством искусства.

1.6 Оригами и медицина. Возможно ли?

Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.

Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа позволяет школьникам легко, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.

 

1.7 Что потребуется педагогам для начала занятий?

– Познакомиться с историей оригами.

– Выучить международные условные знаки, принятые в оригами.

– Уметь четко пользоваться терминологией, принятой в оригами.

– Овладеть основными приемами складывания.

– Знать все базовые формы и уметь их складывать на память.

– Научиться чертить схемы складывания.

– Уметь складывать все изделия, приведенные в этом учебнике.

– Уметь объяснить процесс складывания любой фигурки, правильно используя терминологию.

– Запас цветной бумаги, ножницы и клей.

1.8 Какую бумагу использовать?

В Японии выпускается специальная бумага различного формата и оттенков для занятий оригами. Она заранее нарезана на аккуратные квадратики и продается небольшими наборами. Работать с ней – одно удовольствие. Вам и вашим ученикам потребуется позаботиться о квадратах самим. Обычно в продаже можно найти бумагу квадратной формы, предназначенную для записей. Однако она, как правило, слишком мала для большинства изделий в технике оригами. Вы можете работать с обычной бумагой для машинописи.

2. Экспериментальная часть

 

2.1 Предисловие

Целью этих экспериментов является показание того, что нетрадиционные формы обучения наиболее эффективнее, нежели традиционных.

Однако многие решат, что само преподавание уроков оригами – это уже считается нетрадиционной частью преподавания. Но все, же это не так! Хоть и во многих школах ещё и не представляют, что же такое оригами, многие другие школы изучают этот вид искусства уже, прилично, давно, и знакомство с ним начинается в начальных классах.

Практика таких преподаваний уроков в школе показывает, что детям очень нравятся данные уроки. Они начинают не только повторять все последовательные действия сборки изделий, но и начинают стремиться показать свои знания другим, а так, же пытаются научить других тому, чем они уже владеют.

2.2 Проведение уроков

. Преподаватель оригами следует правилам, вытекающим из особенностей предмета оригами. Используются термины и понятия, принятые в оригами. При допущенной ошибке фигурка не исправляется, а делается снова и из другого листа бумаги, так как ошибочные складки не устранимы.

Используется качественная бумага, чтобы дети получали эстетическое наслаждении от работы.

Ребята приучаются работать играючи, так как жесткая концентрация внимания не может быть длительной – это вредно. Используется оптимальный уровень сложности. В заданиях новизна составляет 20-30%, то есть из десяти действий при складывании семь-восемь ученик выполняет сам, без помощи учителя.

. Познакомившись и представив детям курс проведений уроков в области оригами, в классах чувствовалось непонимание, недоверие и чувство боязни со стороны детей. Но после демонстрации, заранее приготовленных мною моделей, ребята ободрились. Было видно, что у них загорелись глаза, и с их стороны тут же раздались радостные возгласы – «А как это делается? А что нужно? А вы нас научите это делать?».

Конечно же, было очень приятно показаться для учеников кем-то вроде волшебника! И это означало, что одна из главных задач была решена – заинтересованность со стороны учеников.

На первом же уроке учащимся предлагается записать, а в дальнейшем запомнить и соблюдать семь главных правил оригамистов.

Семь главных правил юных оригамистов:

1. Готовь квадратики дома заранее.

2. Работай молча.

3. Хочешь спросить – подними руку.

4. Всегда держи фигурку так, как она нарисована на доске или в учебнике, или так, как ее держит учитель.

5. Складывай на столе или на парте.

6. Сделал правильно сам – помоги соседу.

7. После работы убери за собой весь мусор.

2.3 План конспект урока оригами

 

Урок №1

Структура урока

1.         Урок №1

2.         Класс – 3

3.         Тема урока – знакомство с оригами

4.         Объект труда – изготовление стаканчика

5.         Оборудование – бумага, ножницы, линейка и карандаш

6.         Цель – формирование личности учащегося

7.         Задачи – воспитательная и развивающая

8.         Принцип – наглядности

9.         Методы – словесные, наглядные, практические

10.      Форма обучения – фронтальная

11.      Время – 50 минут

План конспект урока

I. Организационный момент. (время на этот этап урока 3 – 5 минут)

– Приветствие;

– Проверка присутствующих;

– Раздача папок с бумагами и необходимыми инструментами;

– Активизация внимания и настрой учащихся на трудовую деятельность.

II. Сообщение теоретических сведений по новой теме.

(время на этот этап урока 5 – 10 минут)

Что такое оригами?

Дорогие ребята! Все вы умеете складывать из бумаги кораблики, пилотки и несложные самолетики. Однако вряд ли вы догадываетесь, что из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть и очень простыми, и очень сложными. Складывание из бумаги – настоящее искусство. Называется оно ОРИГАМИ. Это японское слово. Ведь первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Случилось это очень давно – много веков назад. Слово ОРИГАМИ так и переводится – «Сложенная бумага». Раньше оригами занимались только японцы. Сейчас оригами начинают увлекаться дети и взрослые. Они не только учатся складывать, известные модели, но и начинают изобретать собственные. Возникли клубы и кружки любителей складывания из бумаги. Появились книжки и журналы, посвященные оригами.

III. Вводный инструктаж. (время на этот этап урока 3 – 5 минут)

Объяснение учащимся техники безопасности.

1. Работать ножницами и другими режущими инструментами необходимо только по его прямому назначению.

2. Рабочую зону стола содержать в чистоте.

3. Внимательно слушать и следить за действиями учителя при объяснении материала.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

(время на этот этап урока 20 – 30 минут)

На первом же уроке с обоими классами мы пытаемся изготовить изделие. И первое изделие – это классическая модель – стаканчик (процесс изготовления стаканчика представлен в приложении курсовой работы, см. прил. Стр. 51). (Однако первой группе предлагается, просто, повторять за действиями учителя, а другой группе, помимо, демонстрации учителя, предоставляется показ видео изготовления этого изделия).

1. Ученики повторяют действия учителя, т.е. следят и выполняют последовательные этапы загиба бумаги.

2. Запоминают процесс выполнения изготовления.

V. Текущий инструктаж. (во время самостоятельной работы учащихся)

Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время выполнения оригами.

VI. Заключительный инструктаж. (к окончанию урока)

Подведение итогов: задание ученикам вопросов по теме данного урока, оценивание изготовленных изделий.

VII. Домашнее задание. (время на этот этап урока 3 – 5 минут)

Первой группе класса необходимо выполнить дома и принести на следующий урок все те изделия из бумаги, которые они умеют делать, используя лишь метод загиба (самолётики, кораблики и т. Д.). Другой же группе необходимо выполнить аналогичное задание, но при этом по возможности раскрасить свои изделия, используя краски, карандаши, фломастеры или же применить цветную бумагу.

VIII. Уборка помещения.

Наведение порядка и разложение инструментов по своим местам.

Таким образом, занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.



sitemap
sitemap