Использование современных педагогических технологий — одна из актуальных задач современ



Использование современных педагогических технологий — одна из актуальных задач современного профессионального образования

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого преподавателем и мастером производственного обучения взаимного общения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Слово “технология” применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии: “ …Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов ”.Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование технос – искусство, мастерство, логос – учение. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности. В новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, — «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» Этот подход распространен сейчас столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии (т.е. применение технических средств в обучении). Его суть заключена в идее полной управляемости работы любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена – учебного процесса. Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание- это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. “Если воспитание- постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом:- развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;- характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;- педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;- взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания. Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “учитель — ученик” встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни. Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов:- какие элементы составляют педагогическую технологию;- каково их необходимое и достаточное присутствие;- в какой взаимосвязи они находятся;- какие общие и специфические функции каждого элемента. В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место занимает такой элемент, как педагогическая техника. Педагогическая техника преломляет реализацию всех остальных элементов, искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние. Для реализации каждого из этих элементов педагогического воздействия, имеющего свои специфические функции, на практике используется не весь возможный набор, а выбираются отдельные операции, характерные именно для этого преподавателя. Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Виды современных педагогических технологий

Личностно-ориентированные технологии обучения

Технология педагогических мастерских

Технология обучения как учебного исследования

Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

Технология эвристического обучения

Метод проектов

Вероятностное образование (А. Лобок)

Развивающее обучение — РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

«Школа диалога культур — » ШДК» (В.С. Библер),

Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили), Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),

Дизайн-педагогика.

Предметно-ориентированные технологии обучения.

Технология постановки цели

Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

Технология концентрированного обучения

Модульное обучение.

  Информационные технологии.

ИКТ

Технологии дистанционного обучения

  Технологии оценивания достижений учащихся

Технология «Портфолио»



Безотметочное обучение

Рейтинговые технологии Анализ обобщенных педагогических технологий

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

^ Концентрированное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

Модульноеобучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

^ Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

^ Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей



Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

^ Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

^ Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

^ Обучение развитиюкритического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Таким образом, применяя данные технологии, процесс обучения становится более полным, интересным, насыщенным. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению подростка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективностью Итак, в ходе рассмотрения современных образовательных технологий в профессиональном образовании, мы убедились, что «педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» . К сожалению, в настоящий момент в профессиональном образовании имеет место быть традиционная педагогическая система без диагностических целей и объективного контроля с традиционной системой управления обучением. Чтобы перейти к более перспективной педагогической системе, например, с типом управления обучением «малые группы», (по нашему мнению, такой тип управления наиболее доступен в настоящий момент для профессионального образования) необходимо специальное ее проектирование и совершенствование до такой степени, когда гарантировано соотношение «цель-результат». «Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классе гарантирующих успех педагогических процессов» .

Список использованных источников

1.Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения, — М., 1969.

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М., — «Педагогика», 1989.



3.Капуслен Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., — 1999.

4.Кларин М.В. Технология обучения, Рига – 1999.

5.Границкая А.С. Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 1991.

6.Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.

7.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.








sitemap
sitemap