Использование современных образовательных технологий для формирования экологически обос



Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа-интернат Министерства иностранных дел Российской Федерации»

Доклад на тему:

«Использование современных образовательных технологий для формирования экологически обоснованного отношения к среде обитания во время внеклассных занятий»

Воспитатель начальных классов

Нетребина В.В.

2010

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом,-

Наш добрый дом, просторный дом,-

Мы все с рожденья в нем живем.

(Р. Рождественский)

Экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения среды и  другие отрицательные влияния хозяйственной деятельности человека на Земле.   «Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей       на  природу, в  сознательно, целеустремленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею». Такое взаимодействие осуществимо. Но его основа – развитый в каждом человеке уровень экологического сознания, экологической культуры.

Важный аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее  поколение. Нашу планету может спасти только деятельность людей; деятельность, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в ее сообществах, сознание того, что человек не властелин природы, а ее часть и выходец из нее.

А. Яблоков писал: «Необходим новый уровень экологического сознания людей. На всем пути воспитания и обучения человека, от детского сада до вуза. Только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой так, чтобы не превратить ее в загнанную лошадь. Осознание серьезных экологических опасностей должно нам помочь верно мыслить и верно действовать».

Содержание экологического образования строится на основе развивающихся областей знания: социальной экологии, где человек рассматривается как сознательный компонент всей экосистемы, экологии человека, как науки             о связях человека и окружающей среды. Человек и природа – это единое интенсивно функционирующая система «природа — общество».

Экология. Как образованно это слово? (из двух греческих слов: «Экос» — дом и «логос» — наука). Выходит наука о доме. О каком доме? Речь идет                       о «природном» доме, который есть у каждого растения, животного, человека. Все то, что окружает их в природе, — вот их дом. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только                  со второй половины XX века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое          на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При воздействии гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.

Россия – великая страна, 17 млн кв. км от Атлантики до Тихого океана. Огромен природно-ресурсный потенциал России: 8 млн кв. км – не нарушенных экосистем Сибири и Дальнего Востока, 21% всех лесов мира, 15% — «дикой» природы планеты. Россия – экологический донор для многих национальных экосистем мира. Экос России – это тундры Заполярья и всхолмленные, выполошенные плугом пахаря просторы средней полосы России, это боры и березовые «колки» Западной Сибири, кедрачи Прибайкалья, полупустыни Прикаспия и субтропики Черноморья. Это более 100 народов, образовавших за века взаимодействия с природой и друг с другом российскую экологическую культуру.

Экологическую культуру нельзя привезти в страну как канадские чипсы или французскую косметику. Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта. В России сложился богатый комплекс традиций диалога человека с природой – подчеркнуто уважительное, почтительное, любовное отношение к Земле-матушке, кормилице. Из этих истоков вырастает в отечественной философии «русская идея» — идея всеединства, вселенскости, соборности, непотребительского отношения к миру, жертвенности. Человек собирает, скрепляет все доброе в себе самом, затем вокруг себя, расширяя поле своей ответственности до Вселенной.

В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учиться говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры. В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.

Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбуку природы необходимо изучать с детства.      С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ!

Сделать правильный выбор, обеспечить творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личности ученика в обществе – новая, важнейшая социокультурная функция педагога, всех образовательных систем.

Учитель в ответе за жизнь на планете! Столь велико предназначение педагога в третьем тысячелетии. Человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – «Эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходиться начинать думать по-иному, чем до сих пор. Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества       в целом. А учитель становиться одной из центральных фигур современного гражданского образования » (Н. Н. Моисеев).

Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются      в практику обучения и воспитания в начальных классах. В процессе учебной деятельности у младших школьников развиваются все познавательные процессы, ведущим из которых является мышление. Участие мышления в регуляции деятельности человека выражается в понимании вербальной и невербальной информации.

С. Л. Рубинштейн писал: «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять». Понять – значит обрести знание, такое знание, которое обретает суть вещей, соединяет нечто ранее известное с еще неизвестным, превращает ранее разрушенное в систему. Эта система ориентирована на применение знаний.

Это огромное воспитательное значение урока окружающего мира. Важное, значительное, актуальное. Но нельзя забывать о том, что каждое занятие должно выполнять образовательные функции, вырабатывать практические навыки и умения.

Технология личностно ориентированного обучения, которую я применяю,   предусматривает стимулирование школьников к  самостоятельной образовательной деятельности, создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт ребенка.

Говоря о понимании вербальной информации и в частности смыслового содержания текста, нужно иметь в виду глубину понимания, которая рассматривается, как умение обозначать получаемую информацию и использовать актуализируемые элементы прошлого опыта знаний.

В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические тексты, что приводит к прочному усвоению знаний,  к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для  этого можно использовать такие учебные действия, как подчеркивание, выписывание, трансформацию и эквивалентные замены. Практическая работа с текстами позволяет повышать уровень знаний и умений младших школьников.

Для понимания информации экологического характера в практике               я использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных.  Каждой теме соответствуют тексты непосредственно связанных с уже имеющимися знаниями детей, доступные для понимания, интересные и личностно значимые для младших школьников.

Работу над  смысловым содержанием текста провожу в 3 этапа. В свои тетради дети, читая тексты, выписывают слова и словосочетания, связанные        с предложенной темой, которые в последствии становятся зрительной опорой и помогают при пересказе прочитанного,  при создании своего собственного рассказа.

Каждый этап заканчиваю обобщающим уроком. Так, после первой серии занятий детям предлагаю интегрированный урок «Рисунок к понравившемуся рассказу». С помощью рисунков осуществляю контроль за пониманием содержания текста, а также за сохранением в памяти, полученной информации.

Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились рассказы о воде и воздухе. Их загрязняют нефть, отходы, кислотные дожди. Человеку приносит пользу природа. Я думаю, что, когда я вырасту, я буду охранять природу. (Кладова Ю.)

Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания. Мы читали рассказы о воздухе. Яд с неба попадает потому, что дым фабрик и заводов загрязняет воздух. Я думаю, что, для того чтобы воздух был чистым, надо придумать специальные фильтры. (Севрюков В.)

Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились рассказы о животных. Я прочитал рассказы о том, как хищники ловят больных животных. Хищники оказались санитарами природы. Беречь их значит беречь красоту природы. (Черномашенцев А.)

Обобщающий урок третьего этапа строю как урок-игра «Интервью корреспондента». Основная цель урока: обобщить полученную из прочитанных текстов информацию. Отвечая на вопросы «корреспондента», дети переходят    на свободное высказывание своих мыслей, рассуждают, приводят примеры.

Согласно требованиям технологии личностно ориентированного обучения обеспечиваю реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъективного опыта каждого ученика. Такие  занятия позволяют сформировать у обучающихся не только высокий уровень интеллекта, но и развивать их  личностные качества. Подход весьма актуален, ибо только личность развитая, ориентирующаяся на высоте ценности и идеалы, может осознать значимость знания, то есть сформировать эмоционально-ценностное отношение к нему.

С уверенностью  можно сказать, что усвоенные знания через систему уроков, направленных на понимание вербальной информации, приводят               к развитию всех процессов мышления и формируют навыки. Младший школьник высказывает и своё отношение к экологическим изменениям в окружающей среде, описываемых в рассказах и наблюдаемых в жизни.  

Резервы экологического образования младших школьников таят в себе комплексные экскурсии в природу. Моя задача – донести до ума и сердец малышей  мысль о том, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Дети очень любят экскурсии. Каждая новая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления. Главная цель этих путешествий  состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты                     в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании    с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт. При подготовке к экскурсии  тщательно продумываю задания для обучающихся и намечаю перспективу использования полученных на экскурсии материалов, результатов наблюдений и впечатлений     в последующей работе.

Особое внимание  уделяю системе заданий и вопросов, направленных      на распознавание природных объектов и явлений, на выявление их универсальной ценности в жизни природы и человека, на закрепление правил поведения в природе, организацию творческой и практической деятельности обучающихся.

Например, во время наблюдения за божьей коровкой на осенней экскурсии я детям задаю следующие вопросы и задания для наблюдений.

Как выглядит божья коровка?

Почему её относят к насекомым, а именно – к жукам?

Сколько ножек у этого жука?

Как вы думаете, почему этот жучек называется божьей коровкой?

Понаблюдайте, как передвигается, как питается божья коровка. 

 Информация о зеленых насаждениях, которые улавливают пыль и вредные газы в наиболее загрязненном нижнем слое, то есть в зоне пребывания человека, важное средство работы на уроках и внеклассных занятий. Она может быть оформлена в виде стенда, листков информации.  В течение года 1га зеленых насаждений очищает до 18 млн. мвоздуха.

Глубина и осознанность понятий во многом зависит от запаса конкретных представлений, накопленных в первую очередь в ходе наблюдений природных объектов и явлений. В связи с этим, провожу практические работы и опыты.

( Практическая работа по теме «Явления природы»).

В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Очень многие явления природы связаны    со сменой времен года, поэтому они называются сезонными. Сколько вы знаете времен года?

Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа будет изображать одно      из времен года. Группа должна выявить не мене 5 сезонных явлений.

Выслушав выступления всех групп,  обращаю внимание детей на предметы живой и неживой природы.  В конце практической работы задаю вопрос:

-А человека куда мы должны отнести?

Отгадай загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

                              (воздух)

Правильно, речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан, который находится  над нами, называть небом. Сегодня  мы подробнее познакомимся с ним.

 Проведем опыты.

Дети узнают, что без воздуха не было бы жизни на земле, что воздух влияет на растительный и животный мир  и человека.

Одной из современных технологий в настоящее время является технология проектного обучения. Данная технология решает следующие задачи:

формирование навыков работы в группе с коллективной ответственностью за результаты общей информационной деятельности;

обучение самооценки процесса и результата собственной деятельности в сравнении с другими учениками, формирование навыков самооценки;

планомерное формирование навыков библиотечно-библиографической ориентации в информационном пространстве.

Проект 

Тема. «Природа и человек – единое  целое».

Основополагающий вопрос.

Как связаны между собой человек и природа?

Результат проекта.

-Презентация «Дикие животные»

-Презентация «Пернатые жители»

-Сценарий устного журнала «Сохраним зеленый наряд планеты»

-Презентация «Человек в ответе за наш общий дом»

 Групповая работа позволяет раздвинуть, горизонт каждого ученика создает для него более широкие общественные контакты, чем это возможно     при традиционных формах классно-урочной системы.

Особенностью групповой работы:

способствует реализации общественно-воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим;

способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда обучающихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность;

расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между обучающимися;

делает объективным процесс самооценки, повышает объективность    в оценке других.

Класс делю на три группы, в каждой определяем «генератора идей», «критика», «исполнителей». Каждая команда получила учебные задания для комбинированной работы. По выполнении задания один-два ученика от каждой группы знакомят класс со своими вопросами и подготовленными ответами, остальные группы принимают участие в обсуждении. Такая организация деятельности позволяет за урок оценить работу значительно большего числа школьников, чем обычно.

Фрагмент 1.

1-ая группа. Что дают растения животным, а животные – растениям?

2-ая группа. Что дают растения человеку? Что дают животные человеку?

3-ая группа. Показать на динамической схеме что произойдет, если:

а) человек срубит все деревья в лесу?

б) люди будут мыть автомобили в водоеме?

Фрагмент 2.

Предлагается ситуация: «Горе – туристы» пришли в лес. Что произойдет?

1-ая группа. Что произойдет с травой, с лесными цветами?

2-ая группа. Что нельзя делать и оставлять в лесу?

3-ая группа. Можно ли шуметь в лесу и ломать деревья?

Итог фрагмента: в природе важно уметь правильно себя вести.

Фрагмент 3.

Знакомство с Красной книгой. Почему книга такого цвета?

1-ая группа. Работа по таблицам «Охраняемые растения».

2-ая группа. Работа по таблицам «Охраняемые животные».

Затем звучат индивидуальные сообщения обучающихся.

Итог фрагмента: беречь нужно не только редкие и исчезающие виды растений и животных, но и те, которые ещё встречаются в наших лесах и степях. Помни: в природе всё взаимосвязано.

Берегите землю! Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

 Экологическое образование в основном носит запретительную направленность и проводится на уровне призывов: «НЕ РВИ!», «НЕ ТОПЧИ!», «НЕ РАЗОРЯЙ!» и т.д. Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут и топчут, поэтому призывы педагогов не получают отклика, не эффективны.

Перед нами должна стоять точная цель: воспитать высокую экологическую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. Следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя, в том числе и игровые методы обучения.

С этой целью я использую фенологические и экологические рассказы-загадки на уроках окружающего мира и на внеклассных занятиях. При детальном анализе этих рассказов у учеников открывается дорога в мир книг, заинтересованность их красотой, точностью и уникальностью слова. Развитая речь даёт ребенку возможность лучше овладевать знаниями, формирует ум, волю, чувства. По словам К.Д. Ушинского «Дитя, которое не привыкло вникать  в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого рода другого предмета».

Фенологический рассказ приурочен к какому-то определенному сезону или даже месяцу года. В него намеренно включено 8 – 12 фенологических ошибок. Задача детей – найти эти ошибки во время чтения учителем рассказа. Перед проведением мы изготовили цветные картонные кружки. За правильный ответ ученик получает такой кружок. В конце подсчитывалось количество кружков. Те ошибки, которые школьники не заметили, после окончания чтения объясняю я.

Мало отметить ошибки, надо еще, чтобы ученики, объяснили, почему так не бывает. Кроме того, в некоторых рассказах упоминаются виды растений и животных, занесенных в  Красную книгу. Дети должны отметить их.

Например.                     «Зимний день»

                   (фенологический рассказ на тему «Зима»)

В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр за окном – 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброды положить в рюкзак – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов      в девять.

Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег. И хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? «Это, наверное, следы ежа», — сказал Петр. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», — возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега.

Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок?», — сказала Маша. «А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?», — ответил ей Петя. Где-то сверху доносится равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.

Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петя и это знал: «Это сойка!». Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», — сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

Ошибки: 1.Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает;

2.Ежи и суслики зимой впадают в спячку;

3.Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью;

4.Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни;

5.Зимой насиживает яйца не сойка , а клест;

6. «Мышкует» в сене не волк, а лисица.

Апробация рассказов показала, что дети с большим интересом участвуют  в этих уроках-играх.  Следует отметить, что ребята обнаруживают от 50 до 90 процентов ошибок.

Учитывая все знания и навыки детей, широко использую в своей школьной практике на внеклассных занятиях игровую деятельность: ситуативные и ролевые игры, КВН, экологические праздники, конкурсы и др.

 Цели этих занятий:

а) повторить все изученное о разнообразии природы,   взаимосвязь природы и человека;

б) воспитать любовь к природе;

в) повторять  правила поведения в лесу, на реке, на лугу;

г) воспитывать стремление быть другом всему живому на земле,  потребность быть активным участником жизни животных,  растений;

д) учить детей понимать происходящие в природе процессы.

Например, «КВН».

I.Приветствие.

Дети сообщают название, девиз и демонстрируют эмблему. Жюри оценивает конкурс.

II.Разминка.

Задаются вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить. На этот вопрос отвечает следующая команда.

-Что делает еж зимой?

-Кто был летом рыжий. А зимой становиться серой?

-Какой зверь похож на ежа?

-Какая перелетная птица не строит гнезда и не выводит птенцов?

-Как называются птицы, которые остаются зимовать?

-Какая птица выводит птенцов зимой?

-Какое дерево сбрасывает на зиму листву?

-Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?

-Из какого дерева делают спички?

-Какое дерево применяют для изготовления лыж?

-какое дерево цветет первым, а какое последним?

-У каких деревьев осенью листья красные?

-Из какого дерева делают пианино?

III.Почтовый ящик.

Ребята, на наш адрес пришло 3 письма. Угадайте, кто их писал. Я читаю письмо-описание для каждой команды, дети должны отгадать животное.

IV. «Пантомима».

Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное. Дается время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команда-соперница угадывает животное.

V. «Пословицы и поговорки».

VI. Игра «Прилетели птицы».

Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.

VII. «Загадочные животные».

Расшифруйте названия животных, записанные на доске, распределите их по группам.

Задание для 1 команды:

льдоша                       соль                                      вайруем

Задание для 2 команды:

зока                            бакоса                                   кабел

Задание для 3 команды:

девьем                       баабчак                                 шаугкял

VIII. Подведение итогов.

Такая работа способствует формированию развития внимания, восприятия, памяти, мышления, творческим поисковым процедурам. Учит приемам работы   с учебным текстом. Особую ценность представляет обучение способам смысловой обработки изучаемого при повторении и закреплении.

Соглашаясь с утверждением Н.Н. Моисеева хочется  отметить, что решающую роль в утверждении междисциплинарности экологического образования играет Учитель… Быть талантливым учителем, передавать экологические знания, свое целостное видение мира… «сеять добро», как говорили в старину, куда труднее, чем быть политиком, хозяйственным руководителем, генералом.

 «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», — говорил В.А. Сухомлинский.

 «Здравствуй. Планета!

Здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья.

Отныне мы вместе большая семья –

Цветы и деревья, птицы и я!»

                            (Г. В. Захарченко)



sitemap
sitemap