Использование сказок для индивидуального консультирования



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 Сказки для индивидуального консультирования можно использовать на различных этапах консультационного процесса. Например, на стадии установления контакта психолог может сказать о том, что пишет сказки или любит использовать сказки в своей работе. Если клиент выказывает определенный интерес, говорит о том, что любит сказки или о том, что тоже пишет сказки, то это может быть первым основанием для использования сказок для психологической помощи.

Сказка может быть предложена также на стадии формулирования первоначального запроса. Когда мы имеем дело с подростком, то должны быть готовы к тому, что он (или она) абсолютно не готов не только четко сформулировать, но и назвать свою проблему. Это связано и со слабым представлением о себе, и с отсутствием психологических знаний (вместо них зачастую присутствуют различные мифы о человеке вообще вперемежку с гороскопами), а также с застенчивостью. Следует помнить, что для подростка контакт с психологом является не обдуманным решением, а скорее эмоциональным импульсом, поэтому степень готовности к разговору у него ниже, чем у взрослого клиента. При этом подростки часто используют метафоры, описывая свою ситуацию или свое состояние. («Как трудно к Вам подниматься!» — сказала пришедшая на консультацию девушка, и я не стала ей напоминать, что консультационный кабинет находится на первом этаже и отделен от коридора лишь невысоким порогом.) Метафорическое описание проблемы помогает сделать следующий шаг — разворачивание метафоры в сказку.

На стадии ориентировки в проблеме психолог может предложить несколько сказок, особенно те, которые носят прожективный* характер, или даже все тексты, для того, чтобы клиент мог выбрать «свою» и с ее помощью подойти к осмыслению проблемы. В дальнейшей работе иногда полезно предложить клиенту написать собственную сказку, поскольку процесс написания несет в себе большой психотерапевтический потенциал. Иногда в ходе консультации сказка сочиняется устно, подчас вместе с психологом, когда клиент не знает, как герой может выйти из какого-либо сложного положения. При этом сказочный сюжет открывает новые возможности для психологического решения проблемы. Например, конфликтующий со своими близкими герой, отправляясь странствовать, обретает в странствиях качество, которого ему не хватало, после чего имеет возможность примириться с ними. Сказочный сюжет помогает переключить недовольство клиента людьми, с которыми он не ладит, на свои проблемы, заметить себя как активного участника этих взаимоотношений. Для подростка особенно актуальным является процесс «превращения в героя» — это может стать для него шагом к «превращению в субъекта». Для этого возраста крайне актуально отказаться от «страдательного наклонения», от формулировок «они со мной неправильно поступают» или «со мной что-то не так, со мной происходят плохие вещи, случаются плохие истории». Сказка может помочь подростку занять активную позицию по отношению к собственной жизни еще и потому, что она не представляет собой никакого назидания и не дает готового ответа или даже совета. Решение сказочного героя нужно суметь применить к обстоятельствам собственной жизни, тогда оно станет собственным решением.

И еще один аспект действия сказки. Сочиненные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жизни, отношений, на необходимость принятия себя как личности и борьбы с некоторыми своими негативными пристрастиями.

 

 



sitemap
sitemap