Использование проектной технологии на уроках химии



ГОУ НПО ПУ № 60

Доклад

Использование проектной технологии на уроках химии

Преподаватель химии:

Лосоногова Инна Владимировна

гсинники

2013год

Использование проектной технологии на уроках химии

«Единственный путь,ведущий к знаниям – это деятельность» Б.Шоу.

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.

Технология классно-урочной системы эффективна лишь для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению и на сегодняшний день, в современных условиях является неконкурентоспособной. Реализовать развивающий потенциал курса химии помогает метод проектов. Результатом применения метода проектов по химии является формирование нового типа обучающегося, обладающего умениями и навыками самостоятельной работы, готового к сотрудничеству.

Развитие творческой активности обучающихся в значительной степени зависит от познавательной самостоятельности, что является чертой социально активной личности. Знания, которые приобретаются в результате собственного поиска, становятся стимулом для получения новых знаний. В современном мире большого количества информации необходимой является задача развития активности и самостоятельности учащегося, так как образованным может считается не только тот , кто владеет знаниями, но и умеет объяснять, характеризовать, приобретать знания, делать выводы и заключения и учащийся должен развивать свои способности к познанию нового, возможности решения проблем. Только в таком случае он может стать конкурентноспособным на современном рынке труда. В «Концепции модернизации российского образования» на период до 2010-2012 г была обоснована необходимость формирования компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе индивидуальных образовательных траекторий, развитие познавательных способностей личности и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности. И для решения этих задач применим метод проектов. Метод проектов -способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным критически результатом, оформленным тем или иным образом. На всем протяжении истории создано большое количество педагогических технологий, но за последние годы в связи с применением ИКТ возможности этих технологий видоизменились и расширились. В последнее время понятия «проектная деятельность», «проект» стали применяться достаточно широко.

Сам термин произошел от латинского projectus «брошенный вперед» и метод проектов имеет уже достаточную временную историю. Корни его уходят в начало 20 века и идею свободного воспитания в США. Разрабатывалась эта идея и дореволюционной России. В связи с этим существует несколько классификаций: по продолжительности, по числу участников, по структуре. Также классифицируют по форме представления результатов: сообщение как письменное так и устное, газета, буклет, презентация.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умение учащегося хорошо ориентироваться в окружающем информационном пространстве, развивать творческое мышление, выделять главное, ставить перед собой цели и задачи, обобщать и делать выводы. Учащиеся становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения, что позволяет развить стремление к обучению. Таким образом метод проектов выполняет поставленные цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

В своей работе я применяю метод проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Главной целью любого проекта является формирование самых разных компетенций: умение самостоятельно найти информацию и критически оценить , используя при этом различные источники информации, планировать работу, умение и навыки сотрудничества, поисковые, рефлексивные, увидеть ошибки , что позволяет избежать их в дальнейшем, и другие умения. При этом используются все пять компонентов проектной деятельности учащихся как дидактического метода: -наличие социально значимой задачи (проблемы)-исследовательской, информационной..; -реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы; -обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; -наличие значимого продукта(выхода проекта) как результата работы над проектом; -представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом. Темы проектов, как правило, берутся самые актуальные и предлагаются самими учащимися.

Проектная деятельность обучающихся – это самостоятельная творческая деятельность, результатом которой является информационный продукт – оформленный проект, обладающий субъективной или объективной новизной.

В работе над проектом, которую организует преподаватель химии, можно выделить 6 стадий.



Первая стадия – подготовка: формулирование темы проекта, его целей и задач, определение источников информации (список литературы, сайты Интернета, средства масс-медиа и др.)



Вторая стадия – планирование: выбор способов отбора и анализа информации, разработка плана действий; выдвижение гипотез, которые будут подтверждены или опровергнуты в ходе работы над проектом.

Третья стадия – исследование: на первом (теоретическом)этапе выбирают или разрабатывают методику проведения для второго (практического) этапа, на котором в соответствии с этой методикой и проводят эксперимент.



Четвертая стадия – подведение итогов и формулирование выводов:

анализ собранной теоретической и экспериментальной информации, оформление результатов проекта и формулировка выводов.

Пятая стадия – представление результатов :подготовка презентации, выступление с основными идеями проведенной работы, участие в научной дискуссии.

Шестая стадия – рефлексия: самооценка и оценка результатов ипроцесса проведения исследования обучающимися, его преподавателем и общественностью.

Проектная технология особенно актуальна в ходе профессиональной подготовки обучающихся, т.к. позволяет лучше понять сферу будущей трудовой деятельности. Проектное обучение позволяет мотивированно усваивать самостоятельно отобранную информацию и накапливать опыт конструирования своей деятельности как в предметном, так и в профессиональном образовании.

Особую значимость проектное обучение получает в связи с введением в систему среднего общего и профессионального образования стандартов второго поколения, которые предусматривают выделение значительного объёма учебного времени на самостоятельную учебную деятельность обучающихся.

Метод проектов — это творческая, самостоятельная работа, которая вовлекает учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, что в конечном итоге формирует положительное отношение к учебной деятельности и труду.

Во время работы над проектом формируется активная личность , обладающая умениями самостоятельного поиска, планирования, анализа и использования отобранной информации, коммуникативными и презентационными умениями, личность открытая для самообразования.

Список использованной литературы

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия”, 2001. – 272 с.

Артеменко А.И.Органическая химия: Теоретические основы: Углубленный курс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с углуб. изучением предмета. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.

Вивюрский В.Я. «Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями: 10-11 кл. – М.: Гуманит.изд. цент ВЛАДОС, 2002. – 688 с.

Кузнецова Н.Е. и др. Химия 10 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Современные педагогические технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. – М.: 5 за знания, 2007.

О.С.Габриелян, И.Г Остроумов, С.А.Сладков, Н.М.Дорофеева; под редакцией О.С.Габриеляна. Химия: практикум: учебное пособие. Начальное и среднее профессиональное образование. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.-304с.








sitemap
sitemap