Использование поговорок на уроках в начальной школе и их значение в общем развитии учащ_27272



Фатиева Татьяна Петровна

Пословицы и поговорки

Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.



Пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом. Пословицы и поговорки, по словам А.М.Горького, «формирует весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа». В пословицах отразились, писал К.Д. Ушинский , «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений в жизни». Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и о семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге, о грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. «Грибы ищут – по лесу ищут» — это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, хорошенько поброди по лесу. Одновременно с этим пословица несёт с собой и переносный смысл – она приложена ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.

Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству с ними младших школьников: сначала дети отдают себе отчёт в прямом смысле пословицы, а затем усваивают её переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.

Чаще детям младшего школьного возраста предлагают для ознакомления пословицы, поговорки встречаются в единичных случаях. Однако они не редки в речи самих детей. И хотя нет никакой необходимости первоклассникам объяснять, в чем разница между этими малыми фольклорными жанрами, учителю об этом нужно знать.

Пословица по содержанию характеризуется, тем, что заключает в себе определённую мысль, законченное суждение. Поэтому её композиция чаще всего двучленна: в первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.



Поговорка – это лишь элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение, распространенный устойчивый оборот речи.

Образовательно – воспитательная важность такого понимания состоит в том, что оно облегчает использование пословично – поговорочных форм в повседневной речевой практике учащихся, обостряет их внимание к этим фольклорным жанрам в речи других людей, в литературе, способствует их запоминанию и оперативному применению.

Выдающийся отечественный методист, литературовед и фольклорист профессор М.А.Рыбникова писала : «Искусство, говорящего, заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: «Пословица к слову молвится». Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное – уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в ней выделяется ладностью и звучностью. И так, в работе над пословицами и поговорками с учащимися необходимы следующие условия:



Понимание учениками прямого и переносного смысла, заключенного в пословице

Владение известным запасом произведений данного жанра

Умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью

Выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.








sitemap
sitemap