Использование модульной технологии на уроках биологии_67421



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа№1 г. Кореновск

муниципального образования Кореновский район Краснодарский край

Модульные уроки биологии

Учитель биологии МОБУ СОШ№1

высшей квалификационной категории

Тищенко Любовь Васильевна

Г.Кореновск 2012г

Использование модульной технологии на уроках биологии

При переводе общеобразовательной школы в новое качественное состояние значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых — модульное обучение. Авторами модульной технологии являются И. Б. Сенновский и О.Ю.Бурцева. В своей работе я использую элементы данной технологии.

Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Под модулем понимается целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами- это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. На модуль нужно смотреть глазами учащегося и с позиции его деятельности- что нужно сделать, чтобы научиться. Модуль- это не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и рекомендации по их выполнению. Через модули на печатной основе учитель «говорит» с каждым отдельным учеником.

Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:

гарантированность достижения результатов обучения;

паритетные отношения учителя и учеников;

возможность выбора уровня обучения;

возможность работы в индивидуальном темпе;

возможность работы учащихся в парах, группах;

возможность общения с товарищами;

раннее предъявление результатов обучения;

«мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Один из элементов модульной технологии обучения — модульная программа.

Модульная программа составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы, последовательность уроков). Это не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению данной темы. Что включает в себя модульная программа?

Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование.

Отбор содержания учебного материала и приема учебной деятельности по овладению им.

Распределения содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации теоретический материал темы); отработка содержания обучения ( семинары, лабораторные работы); контроль усвоения знаний ( итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

Подбор обязательной и дополнительной литературы.

Написание модульной программы.

Распечатка модульных программ для учеников.

Другой элемент модульной технологии обучения — модульный урок. Для меня- это наиболее приемлемая форма использования этой технологии на уроках. Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными. Как правило, модульный урок лучше должен быть спаренным, так как необходимо определить исходный уровень знаний, дать новую информацию и отработать учебный материал. Но можно создавать и небольшие модули на один урок. Можно в урок включить всего 2-3 учебных элемента в 6 классе, когда учащиеся только знакомятся с данной методикой обучения. В прилагающихся модулях вы это увидите Приложение Урок в 6 классе «Значение листьев, его видоизменения»

Составляется модульный урок по следующему алгоритму:

формулировка темы урока;

определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения

разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы ( УЭ) и определение цели каждого из них;

подбор необходимого фактического материала;

определение способов учебной деятельности учащихся;

отбор методов и форм преподавания и контроля;

составление модуля данного урока;

подготовка необходимого количества копий текста урока ( для каждого ученика или один на парту)

Каждый учебный элемент в модульном уроке — это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержания которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много ( максимальное количество-7), но обязательны следующие:

УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1- включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом.

УЭ-2- отработка учебного материала.

УЭ-n (где n- номер последнего учебного элемента)- включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания ( оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию ( оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).

В начале урока необходимо определить цели деятельности учащихся — чему они научатся за урок. Например, в результате овладения содержанием модуля вы узнаете как правильно и рационально питаться, какие гигиенические правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи и т. д.

Далее каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. д.

Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщения учащихся, работа с учебником или дополнительной литературой.

После этого — отработка материала: лабораторные работы, ответы на вопросы, решение биологических задач. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля- само- и взаимоконтроль.

Заканчивается модульное занятие экспертным контролем ( контроль учителя), коррекцией знаний и умений. Экспертный контроль- это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после проведения контроля, а не на следующем, как при традиционном обучении.

На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия. В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. Приложение Урок в 8 классе «Строение и функции органов дыхания»

На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. В модульном уроке учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям.

Самая результативная работа по технологии модульных уроков наблюдается в 10-11 классах. Учащиеся уже умеют работать по данной технологии, и мотивация к обучению у них высока. В старших классах лучше создавать модули с элементами зачетной системы. Для этого нужны спаренные уроки. Можно создавать модули в виде лекции и конференции. Есть модули-зачеты. Приложение. Обобщающий урок в 9классе по теме «Учение об эволюции» Рекомендую внедрять элементы данной технологию в работу учителей района и предлагаю помощь в обучении данной технологии.

Урок №22

Тема: «Значение листа в жизни растения, его видоизменения»

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий. Оценка

УЭ-0

Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать: 1.Какие многочисленные функции выполняет лист 2. Как и почему происходит листопад.3. Какие бывают необычные листья; уметь объяснять механизм газообмена; развивать умение самостоятельно работать с текстом, выполнять творческие задания.

Внимательно прочитайте цель урока. Настройтесь на работу. Вы сможете сами оценить свои знания и получить хорошую оценку. У вас все получится!

УЭ-1

Цель: проверить степень усвоения знаний по внешнему и внутреннему строению листьев.

Выполняйте индивидуальные задания на выданном листе по вариантам. Номер вашего варианта написан на нем.

Далее выполните тестовые задания по вариантам.

Проверьте тестовые задания.

Прочитайте цель УЭ-1

Сделайте рисунки карандашом и надписи к ним. На выполнение задания 7 мин.

Внимательно читайте вопрос и предложенные к нему ответы. Выберите один верный.Время7 мин.

На доске ответы. За каждый правильный ответ поставьте в конце своей работы 1бал. Суммируйте балы.

Ваша оценка————

УЭ-2

Цель: определить основные функции листа.

Прочитайте, как развивались представления

ученых средних веков о значении листьев.

Лист называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора, услада слуха». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу. Их обрывали и растение погибало.

На рабочем листе нарисуйте карандашом лист растения.

Прочитайте текст на стр. 71-72, выберите из

него, какие основные функции выполняет лист.

Многие из этих функций вам уже хорошо знакомы.

Нарисуйте на рабочем листе стрелки и

надпишите над ними названия выполняемых листьями функций.

5. Так зачем же растению лист?

Прочитайте УЭ-2

Как вы думаете, почему растение погибало? Поднимайте руку и зарабатывайте 2 бала.

Выполните творческое задание

Обсудите в парах материал. Помогите друг другу.

Проявите аккуратность.

Надписи делайте понятно и грамотно. За правильно выполненную работу вы получите дополнительно 2 бала.

Назовите все функции листа.

Оценку за выполненную работу узнаете на следующем уроке.

Вы хорошо самостоятельно работали. Учитель познакомит вас с дальнейшим планом работы на уроке. Выполните тестовые задания

Урок

Тема «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.

№ учебн. элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий. Оценка

УЭ-0

Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать о значении дыхания, отличии внешнего дыхания от внутреннего, строении органов дыхания; уметь объяснять механизм газообмена в легких и тканях; развивать учебные умения (самостоятельно работать с текстом и практические навыки работы с приборами)

Познакомьтесь с целью урока

УЭ-1

Цель: определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

Прочтите высказывание римского поэта Овидия: «Пока живу- надеюсь» и врача древней Греции Гиппократа «Воздух –пастбище жизни».

Подумайте, почему воздух-« условие и первопричина жизни»

Запишите в тетради дату, тему урока и выполните тестовую работу по теме «Дыхание», используя знания из предыдущих курсов биологии.

Оцените свою работу. Правильные ответы и критерии оценок найдете на доске.

Мотивация урока

Объясните, используя имеющиеся знания.

Работайте самостоятельно

За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

Ваша оценка ———

УЭ-2

Цель: определить значение дыхания и этапы дыхания

1 Поясните схему на доске:

Органические вещества + кислород энергия + вода + углекислый газ.

Ответьте на вопросы:

—Какое значение для организма имеет распад и окисление органических веществ?

—Почему «Жизнь- это горение?»

2. Сформулируйте свое определение дыхания.

Оцените свою работу по 5-бальной системе.

Работайте самостоятельно

Обсудите вопросы в парах и дайте ответ.

Запишите в тетрадь определение, данное учителем.

Ваша оценка————

УЭ-3

Цель: определить взаимосвязь строения и функции органов дыхания

Пользуясь рис.№52 на 102 стр. и дидактической карточкой. Назовите воздухоносные пути.

Найдите в тексте учебника на 101 странице ответы на вопросы:

—Почему правильно дышать носом во время бега на холоде?

—Чем объяснить слабость сосудов капилляров?

3.Рассмотрите интерактивную модель гортани. Найдите голосовые связки.

Прослушайте рассказ учителя о формировании голоса и речи.

Подумайте, как влияют сигаретный дым, алкоголь, простуда на голосовые связки

Заполните дома самостоятельно таблицу:

Название органа строение функции

Работайте самостоятельно

Вывод используйте на уроках физкультуры

Запишите в тетрадь: лизоцим- вещество, обеззараживаюшее микробы в слизистой носа. На 1 куб. см находится 150 желез.

Обсудите в парах и сделайте вывод для себя.

Перечертите таблицу в тетрадь.

УЭ-4

Цель: провести динамическую паузу. Познакомиться с упражнениями на грудное и брюшное дыхание.

Выполняйте упражнения под руководством физорга.

Какие группы мышц задействованы в работе?

Делайте предложенные упражнения дома во время подготовки домашних заданий.

УЭ-5

Цель: изучить строение легких и механизм газообмена в легких и тканях.

Выпишите в тетрадь новые слова из 103 стр.

альвеолы, легочная, пристеночная плевра, плевральная жидкость и объясните их смысл.

Примите участие в выполнении упражнений на тренажере.

Решите биологическую задачу: в больницу попал больной, у которого с двух сторон была повреждена грудная клетка, а легкие целы. Через некоторое время больной умер от удушья. Какую доврачебную помощь ему необходимо было оказать?

Используя интерактивную доску, изучите механизм газообмена в легких и тканях

Ответьте на вопросы:

—В результате какого физического закона воздух свободно проходит через стенки альвеол и капилляров?

—Что такое оксигемоглобин?

—Сколько атомов кислорода переносит молекула гемоглобина?

Оцените свою работу по 5- бальной системе.

Выполняйте самостоятельно

Работайте фронтально.

Подумайте, какую роль играет отрицательное давление?

Внимательно смотрите и осмысливайте

Работайте в парах. Вспомните кровеносную систему.

Ваша оценка———

УЭ-6

Цель: выполнить лабораторную работу.

Определить состав выдыхаемого воздуха

Прочитайте инструктивную карточку на 105 странице.

Выполните предлагаемое задание.

Объясните, почему помутнела известковая вода?

Работайте в группах по рядам.

УЭ-7

Цель: определить степень усвоения знаний по теме урока.

1.Выберите из предложенных суждений пра вильные

2.Проверьте себя

3.Оцените себя

Суммируйте набранные вами баллы за урок.

Критерии оценок: «5»—26-27 баллов

«4»— 21-25 баллов

«3»— 15-20баллов

«2»— меньше 15 баллов

5. Домашнее задание:§ 25-26, заполнить таблицу, объяснить понятия урока.

НА «5» решить биологическую задачу:

Для образования яичной скорлупы необходим углерод крови курицы. Замечено, что в холодное время года толщина стенки скорлупы несколько толще, чем летом. Как можно объяснить данный факт?

Индивидуальное задание: изготовить модель Дондерса

Спасибо за сотрудничество на уроке!

Выполняйте самостоятельно

Работайте по вариантам:

I-вариант –нечетные задания

II вариант- четные задания

Прочитайте на доске номера правильных суждений.

За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

Ваша оценка за урок ———

Обобщающий урок по теме

«Учение об эволюции» 9 класс

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выпол-

нению заданий

УЭ-0

Цель урока: в процессе овладения содержанием модуля вы повторите учебный материал темы «Учение об эволюции»; будете развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроль.

Внимательно прочитайте цель урока. Ознакомитесь со структурой урока (1 мин.). Задайте вопросы.

УЭ-1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap