Использование межпредметных связей в изучении биологии



Использование межпредметных связей в изучении биологии

Важность изучения межпредметных связей в курсе биологии обусловлена современным уровнем развития науки, интеграцией общественных, естественно-научных и технических знаний.

Условием систематизации знаний о природе, единстве живой и неживой природы, ее развитии, организации, являются межпредметные связи. Существуют разные виды таких связей : понятийные, теоретические, фактические, философские. Только используя все многообразие взаимосвязей, можно обеспечить решение учебных задач. Особое значение имеет координация обучающей деятельности учителей различных предметов и их совместная работа. Необходимо реализовывать комплексные формы обучения. Это межпредметные конференции, семинары, экскурсии, деловые игры. При подготовке к уроку учитель разрабатывает задания межпредметного характера для учащихся.

Предлагаемые далее материалы необходимы учителям для практической реализации межпредметных связей в обучении биологии.



Планирование межпредметных связей в курсе анатомии человека.

Темы курса

Понятия из смежных курсов



1 Опорно-двигательная система.

Физика. Механическое движение. Сила тяжести. Центр тяжести. Упругость. Плотность. Рычаг. Работа. Единица работы. Динамометр. Химия. Органические вещества. Глюкоза.

2 Кровь. Кровообращение.

Химия. Реакция окисления и восстановления гемоглобина. Растворимость газов в жидкостях. Концентрация солей. Смесь газов воздуха.

Физика. Парциальное давление газов в воздухе. Зависимость обмена газов от давления. Диффузия в газах и жидкостях. Работа и мощность.

3 Дыхание.

Химия. Реакции разложения и соединения. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Окисление. Свойства углекислого газа. Экзотермические реакции.

Физика. Атмосферное давление, его изменение с изменением высоты над уровнем моря. Диффузия в жидкостях и газах.

4 Пищеварение.

Химия. Реакции разложения. Общие свойства кислот. Реакция нейтрализации. Катализаторы. Химический состав пищевых продуков.

5 Обмен веществ.

Химия. Строение молекул белков, жиров, углеводов и их свойства. Понятие о полимерах. Окислительно-восстановительные реакции. Превращение энергии химических связей. Экзотермические реакции.

Физика. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Калория. Калориметр.

6 Выделение. Кожа.

Физика. Работа и теплоотдача. Способы теплопередачи. Количество теплоты. Внутренняя энергия. Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости. Первый закон термодинамики. Закон сохранения энергии.

7 Нервная система.

Физика. Электрический ток. Сила тока. Действие электрического тока.

8 Анализаторы. Органы чувств.

Физика. Световые лучи. Освещенность. Преломление света. Собирающие и рассеивающие линзы. Звуковые волны. Частота колебаний, высота тона. Ультразвук.

9 Высшая нервная деятельность

Физика. Электрический ток. Электрическая цепь.

10 Железы внутренней секреции.

Химия. Физиологическое действие йода.

11 Развитие человеческого организма.

Планирование межпредметных связей в курсе зоологии.

Тема курса

Понятия из смежных курсов

1 Простейшие

Агрегатное состояние. Диффузия. Плотность. Осадочные породы. Углекислый газ.

2 Кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви.

Плотность. Растворимость. Теплопроводность. Коралловые острова, атоллы. Углекислый газ.

3 Членистоногие.

Температура. Трение. Реактивное движение. Полет. Углекислый газ.

4 Моллюски.

Турбулентное движение. Реактивное движение. Углекислый газ.

5 Рыбы.

Влажность. Смачивание. Теплопроводность. Распространение звуков в воде. Плотность. Растворимость кислорода в воде. Диффузия. Давление газов. Углекислый газ.

6 Земноводные.

Влажность. Сила тяжести. Рычаг. Растворимость кислорода в воде. Диффузия. Давление газов.

7 Пресмыкающиеся.

Состав воздуха. Окисление. Превращение энергии.

8 Птицы.

Подъемная сила. Трение. Теплопроводность.

9 Млекопитающие.

Давление. Ультразвук. Теплопроводность. Окисление.










sitemap
sitemap