Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков_27276



Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНой компетенции МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

А.А.Батарина

Учитель начальных классов и английского языка

МБОУ Соловьевская СОШ имени П.М.Васильева

Театрализованные игры – форма развития коммуникативной компетенции младших школьников.

«Игра – школа будущего» А.С.Макаренко

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. Наши сегодняшние дети развиты, говоря современным языком, продвинуты в плане овладения информацией. У большинства из них имеются персональные компьютеры, которыми они умело, пользуются порой даже лучше и проворнее, чем взрослые их родители. Все активно смотрят, слушают средства массовой информации, которые, безусловно, положительно влияют на развитие современного ребёнка. Но имеют и свои отрицательные стороны. На ребёнка сваливается груз негативной информации — это реклама лёгкой жизни. употребление алкогольных напитков, курения сигарет и употребление наркотических веществ, но это ещё не весь перечень пагубного влияния СМИ. Нельзя забыть и жестокость, безразличие человека друг другу, но и в отношении к природе, к окружающему миру. Как отмечают учёные, сегодняшние дети развиваются со скоростью ветра. Общеизвестно, что духовно не развитый человек не будет счастлив и успешен в ЖИЗНИ, чем у которых намного больше развита духовная культура.

Существуют разнее вид игр. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, треть конструкторские навыки. Есть игры направленные на развитие творчества у ребёнка, где ребёнок проявляет свою смекалку, выдумку, фантазию, инициативу и наконец, самостоятельность. Одними из таких игр является драматизация или театрализованная игра.

А сегодня во что играют наши дети? Мы понимаем, что нашим детям необходима правильная эмоциональная разгрузка. А игра является той самой эмоциональной разгрузкой — в этом и заключается актуальность нашей работы.

Гипотеза — если использовать средства театральной педагогики в работе классного руководителя в обучающей и воспитывающей деятельности, то у учащихся будут развиты основные психические процессы, в результате которого дети научатся быть гибкими , мобильными и способными реализовать себя не только в одном виде деятельности, но и в другой сфере. И одним из важных слагаемых «успешности» личности является коммуникативные навыки;

— работа учителя будет эффективна, которая сегодня заключается в наличии учебной мотивации у школьников, ведущая к положительным результатам работы педагога. А успешность работы учителя и успешность учащихся существуют параллельно. И использование средств театральной педагогики, несомненно, приведёт к успешной работе обеих участников образовательного процесса.

Перспективу нашей работы можно определить необходимостью в современной школе учёт здоровье сберегающего подхода к каждому ребёнку. Задача каждого педагоги охрана не только здоровья и жизни учащихся , но их психического состояния. Мы знаем, что сегодня наши дети находятся в очень небезопасном положении в мире взрослых. Нынешнее поколение детей очень ранима и беспомощна к воздействию окружающей среды. Защитой и опорой являемся мы — взрослые; родители и учителя. Но бывает так, что некоторые родители не понимают ответственности перед своими детьми, а таких людей очень много. И кто если не учитель возьмется за воспитание и защиту ребёнка.

В настоящее время нет необходимости говорить о том, что , как важно считаться с основными законами психологии. Для того, чтобы умело содействовать правильному развитию детской души. Недостаточно только желать этого, недостаточно даже при этом искренно любить ребёнка, — для этого нужно ещё обладать определёнными психологическими знаниями, которые помогли бы понять его. Такие знания каждый из нас, любой педагог может получать двумя путями: теоретически — из лекций и книг, и практически — из наблюдений над своими учениками. Но очевидно учителю необходимо использовать оба эти пути , так как теория, оторванная от живых наблюдений, легко превращается в бесплодную мёртвую схему, а личные наблюдения, не освещённые теоретическими знаниями , нередко приводят к односторонним. И ошибочным выводам. Овладевая основами педагогических и психологических знаний, учитель закладывает фундамент своего профессионального мастерства. Но это не означает, однако, что он тем самым уже заранее получает на все случаи жизни набор готовых рецептов, помогающих бездумно, легко и быстро разрешить любую педагогическую проблему.

Задача каждого педагога – создание благоприятной атмосферы в коллективе детей. А как атмосфера создается? С помощью общения доброжелательного, спокойного и доверительного. Общение является необходимым и всеобщим условием формирования личности.

Оказывается, что общение ребёнка с взрослым, и его общение со сверстниками не однородны, а предполагают внутри себя разного рода отношения. В нашей работе общение рассматривается в двух ипостасях: во- первых, как особый тип деятельности, во — вторых, как условие осуществления любой деятельности. Общаясь, разговаривая, следя, как общаются дети, учитель делает свои выводы, исходя из которых, выполняется ряд работ в формировании личности ребёнка. В развитии личности у ребёнка происходят множество психических процессов. Всякая деятельность человека как субъекта включает в себя те или иные психические процессы и регулирует ими. Только в такой деятельности реализует отношение человека к окружающему миру — к другим ЛЮДЯМ, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Это отношение проявляется в мотивах вообще в его личностных установках. Мышление, восприятие, общение и т .п. процессы выступают тогда уже в качестве деятельности познавательной, эстетической , а не просто психической. Психической она является только, по своему процессуальному и мотивационному составу, но не по задачам, которые она как деятельность разрешается.

Психические процессы — восприятие, работа памяти, мышление, воля, а также психические свойства личности проявляются одновременно. В умственной деятельности детей младшего школьного возраста больше места занимает процесс восхождения от конкретного к абстрактному — от рассмотрения самих предметов и явлений к формированию понятий о них. И усвоению определений, правил, законов, к отвлечению обобщенных классов предметов, понятий об общих свойствах и качествах. Таким образом, именно психические процессы являются самыми главными в развитии личности ребёнка, а также развитию мировоззрений и способностей ребёнка.

Мировоззрение – это система взглядов на явление природы и общественной жизни. На своё место в мире, на отношение к действительности. В наш век мировоззрение формируется на основе научных знаний, то есть знания отражающие действительность.

Следует заметить, что ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый здоровый ребёнок способен получить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы. Однако у каждого ребёнка свой путь развития способностей. Ученики с разными глубиной понимания и степенью творчества по — разному справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения. Задача учителя с школьным психологом, особенно в отношении учащихся младшего возраста, состоит не только в том, чтобы выносить суждения о степени и характере способностей ребёнка , сколько о том , чтобы совместно с учителем раскрыть его слабые и сильные стороны, обеспечить полноценное психическое и личностное развитие ученика. Прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой успеваемости делать выводы о неспособности ребёнка, она может быть обусловлена множеством причин. Внимания к себе требуют не только дети. Испытывающие затруднения в учебной работе или выделяющиеся учебными успехами, но и те, кто учится средне, которые на первый, вернее невнимательный, взгляд ко всем предметам относятся одинаково безразлично и усваивают их весьма посредственно. Развитие ребенка не может происходить без развития его способностей. С.Л. Рубенштейн подчеркивал, что «развитие человека в отличие от накопления опыта, овладение знаниями, умениями, навыками- это и есть развитие способностей , а развитие способностей человека — это есть то, что представляет собой развитие как таковое , в отличие от накопления знаний и умений». Способности во многом определяют и личностное развитие ребёнка, обуславливая становление его индивидуальности. Развитие способностей и развитие личности — взаимообусловленные процессы. Как отмечают психологи: «Развитие способности даёт не только практический эффект, повышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от её процесса, который выступая подкреплением оказывается , в свою очередь , условием способности.» (К.А. Абульханова — Славская). Различают способности общие — умственные свойства, которые проявляются везде или во многих областях знаний. И специальные – те свойства , которые обнаруживаются в какой-то одной области. Несформированные способности и интересы тормозят развитие прогрессивной самооценки, а следовательно, и склонностей школьников. Это ведёт к учебным перегрузкам и шире, к недоразвитию личности. Таким образом, наиболее существенным фактором психологического развития школьника выступают способности: общие как база формирования всесторонне и гармонически развитой личности, специальные — как основа формирования индивидуальности ученика. Весьма значимыми представляются нам данные о том, что уже не ранних этапах школьного детства возможно выявление не только объективно, но и субъективно значимых способностей каждого ребёнка, опора на которые в учебном воспитательном процесс е способствует становлению индивидуальности учащихся. Основание ребёнком своих интересов и способностей, вне зависимости от степеней их развития , значительно влияет на формирование личности.

А для развития личности ребёнка учитель должен создавать благоприятный психологический климат, который является результатом взаимодействия многих компонентов. Его составляющим, но центральным компонентом здесь предстает общение детей с взрослым. И опять мя возвращаемся к общению. И так, что представляет собой общение между учителем и учеником? Как показало исследование психологов как Н.М.Неупокоева, М.Г. Клагина, характер общения младших школьников с учителем на начальном этапе обучения, с одной стороны , существенно определяется прошлым опытом общения ребёнка со взрослыми, с другой формирует у учащихся различное отношение к учителю, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним; отрицательное , при котором ученик «не принимает» личность учителя , ведя себя агрессивно, грубо; конфликтное , при котором у учащихся возникает противоречия между неприятием личности учителя вызывает желание заниматься познавательной деятельностью, способствует формированию познавательного мотива, отрицательное отношение препятствует этому.

В младших классах отрицательное отношение к учителю встречается редко, а конфликтное — весьма часто. У этих детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому , а следовательно , и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях — со трахом перед учителем. Результаты исследования показали, что такие дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться.

Для предотвращения стен в общении учителя и ребёнка мы избрали игру. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливо е ожидание чего — то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. В своих работах А.С.Макаренко неоднократно подчёркивал : «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой вся его жизнь. Вся его жизнь — это игра». Игра благотворно влияет на здоровье ребёнка. Она единственная форма его деятельности. Никогда игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не мог бы выполнить , И вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым , жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость — залог здоровья. Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

В младшем школьном возрасте ребёнок даже в семье продолжает играть. И это психологически для него очень важно. Л.С. Выгодский на примере игры подчёркивал, что игра — ведущая, но не преобладающая деятельность. Эта особенность любой, в том числе и учебной, деятельности в младшем школьном возрасте связана с тем, что ребёнок ею только овладевает, только учится общаться, играть, учиться и т.п. А в остальное время он занимается той деятельностью, которая у него уже сложилась. Для младшего школьного возраста это игра. Причём играет младший школьник по-разному. С одной стороны, это уже знакомые ему с дошкольного возраста или аналогичные им игры — больница, магазин и Т.П. Большое место в играх младших школьников занимают так называемые игры с правилами, куда входят и футбол, и волейбол со сложными для этого возраста правилами, и традиционные «десяточки», лапта, настольно — печатные игры, среди которых есть и типично взрослые игры — шашки, шахматы, даже карты и т.п.

Эти вышеперечисленные игры имеют свои определённые правила. Игры с правилами очень важны для становления и развития теоретической позиции младшего школьника. (Кравцова Е.Е.) Помимо того, что в игре с правилами на первый план выдвигаются правила, этот вид игры имеет ещё две очень важные характеристики.

Игра с правилами в отличие от других видов игр имеет специальный подготовительный этап. Если проанализировать, как дети начинают играть в самые первые виды игр, то легко увидеть, что игровая деятельность часто возникает спонтанно. Например, малыш манипулирует с папиным ремнем , и вдруг он становится змеей или поездом, который едет к морю. Совсем по-другому обстоит дело с игрой по правилам. Дети решают играть в классики и в первую очередь выясняют, как они будут играть: например, если кто-нибудь попал битой на черту, то он будет начинать сначала или может продолжать в зависимости от того, на каком ходе раньше он сделал ошибку. И поэтому подготовительный этап очень важен и следует отметить две вещи. Во-первых, на этом этапе ребёнок направлен на способ игровой деятельности, то есть реализует теоретическую позицию. Во-вторых, сама эта деятельность по освоению способа по своим характеристикам очень похожа на учебную деятельность — ведущую деятельность младшего школьника.

Другой характеристикой игр с правилами является то, что способы их реализации выделяются ребёнком в самостоятельную деятельность.

Д.Б. Эльконин подчёркивал, что основной задачей начальной школы является обучение детей умению учиться. При этом он особое внимание придавал частице «ся», которая показывает, что ребёнок должен уметь учить себя. Для этого необходимо не просто обращать внимание на способ, но уметь его структурировать в зависимости от целей и задач деятельности. Выделение в способе главного и второстепенного является основой для возникновения психологической базы для последующего мышления в научных понятиях.

Помимо этого, умение выделять способ к концу школы касается и не только собственной деятельности ребёнка, сколько деятельности других людей. Эта способность открывает детям возможность перейти к другому, более высокому способу обучения, где реактивное обучение уже надо будет каждый раз трансформировать в спонтанное. Реактивное — это обучение по инициативе взрослого, то есть по программе взрослого, а спонтанное — это обучение по инициативе ребёнка.

В этом случае теоретической позиции в младшем школьном возрасте непосредственно связаны с использованием большого числа разнообразных игр с правилами, где, с одной стороны, одни и те же правила могут быть использованы в разных видах игр, с другой стороны, одна и та же игра может быть реализована с помощью разных правил. Помимо этого, развитию теоретической позиции младшего школьника будет способствовать личностно ориентированное обучение.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребёнка психолог, педагог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Обобщая вышесказанное, хочется вспомнить высказывание В.А. Сухомлинского: «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная , неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В нашей работе приняло участие всего 10 учащихся младшего школьного возраста, а в самом кружке было записано 22 учащихся. Дети были подобраны тестированием, по результатам которых были видны «знаки тревоги» в психологическом состоянии ребёнка и по наблюдениям учителя.

Во-первых, было проведено тестирование на выявление торможений в психологическом развитии. Из чего следовало, что из 22 учеников только у 11 детей практически не были выявлены отрицательные стороны в развитии ребёнка. Таким образом, первый этап работы был проведён.

Самым длинный второй этап состоял из таких методов и способов исследования, как индивидуальные наблюдения, про ведения индивидуальных бесед, общеразвивающие мероприятия, итоги которых были занесены в дневники наблюдений. Во время второго этапа были использованы средства театральной педагогики. Это ролевая игра — куклы, пантомимы, театрализованные игры: «Узнай меня», «Волшебный живой лес». Поскольку, мы считаем, что тот метод способствует улучшению психического состояния ребёнка, также будет способствовать к формированию личности ученика. Как известно, сформировавшаяся личность не может во взрослой жизни полностью реализоваться как личность.

И поэтому на каждом занятии нашего кружка мы использовали этот метод. Во время использования этого метода ребёнок раскрепощается, с помощью игры начинает развиваться его речь, мышление , память, коммуникативные навыки, которые очень важны для человека. Только с помощью игры можно привлечь детей к коллективным представлениям и спектаклям. Некоторые дети только во время игры начинают правильно говорить, когда как с вами они практически не разговаривают.

Мы пришли к выводу, что с помощью ролевых игр ребёнок чувствует себя в другом мире, фантазирует. Дети начинают придумывать. сказки, истории. Специально, чтобы использовать театрализованные игры и чтобы детям было интересно создать кукольный театр: родители помогли сшить куклы, ширму, атрибуты для представлений.

Примерный план хода занятий:

1. организационный момент — расспросить ребёнка о его учёбе и будничных делах, о новостях в семье. Это обязательная часть занятия.

2.Объявить план работы занятия.

3.Распределение ролей детям или по желанию. Несколько минут даётся для разминки, то есть детям выделяется свободное время для игры с куклами – ролевая игра. Обязательно должна быть смена ролей. Только после этого мы начинаем репетировать постановки сказки, представления.

4. Обязательная похвала в конце занятий. Как известно, работа педагога полностью зависит от заинтересованности и участия в воспитательной и учебной деятельности родителей учащихся. И поэтому среди родителей были проведены следующие мероприятия: совместные работы по изготовлению кукол, костюмов и декораций для представлений, а также тематические родительские собрания, активное участие в постановках, организация вечера отдыха.

Проведенная работа показала, что именно средства театральной педагогики, а именно театрализованные игры способствуют к формированию коммуникативных навыков ребёнка. По результатам исследования гипотеза работы подтвердилась. По проведённым тестированиям и наблюдениям было замечено улучшение психического состояния детей, то есть дети уже могли самостоятельно высказывать свои мысли.

А эффективностью мы считаем активное участие на школьных мероприятиях, походы с представлениями в детские сады «Ымыы» , «Туорахчаан», успешное участие на фестивале «Театральный фейерверк» в с. Ожулун в апреле 2012г. и самый большой фактор — из 22 детей практически все остались на протяжении всего учебного года, что является доказательством эффективности работы кружка.

В новом учебном году состоялся новый набор ребят на вторую группу. Ребята также занимаются по той же программе, что и первая группа, но теперь средства театральной педагогики используются и на уроках. Что приводит к формированию учебной мотивации у младших школьников.

Использованная литература:

Амоношвили Ш.А. Педагогика воспитания: Ленинград 1985.

Выгодский Л.С. Возрастная психология: М.1991

Г «Первое сентября» «Начальная школа» №4 2011

ж «Иитии кыьата»- («Воспитание» на якутском языке) ;№2 2012

ж «Классный руководитель» №2 2011

Кравцова Е.Е.Психологические особенности младших школьников: М.: 2008

Н.М.Неупокоева, М.Г. Клагина «Психологические особенности младших школьников» .:М..2006

Сухомлинский А.В. Мысли о воспитании: М.:1982

Эльконин Д.Б. «Основы развивающего обучения» .:М..1999



sitemap
sitemap