Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих к



Использование метода проектов на уроках информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Н.В. Новолодская, преподаватель математики и информатики

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда»‘

Древневосточная мудрость

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Ни для кого не секрет, что сегодня информация превратилась в стратегический ресурс человечества, единственный из всех ресурсов, который при потреблении не убывает, а возрастает.

С развитием информационной вычислительной техники меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, — акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентости», происходит переориентация на личностно-развивающий, гуманистический подход. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектные задания не только закрепляют практические навыки в использовании различных программ, но и развивают активную познавательную деятельность. 

Основным понятием теории проектного обучения является понятие «проект». Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Без использования средств вычислительной техники невозможно развитие таких направлений медицины, как ранняя диагностика и лечение опасных заболеваний, раскрытие механизмов наследственности, ультразвуковые исследования и т.д.

При обучении информатике возникает целый ряд проблем:

недостаточность и неравномерность общей подготовки студентов;

низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

динамичность развития содержания курса информатики.

Перед  преподавателем возникает необходимость  выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов.  

Метод проектов представляет собой совокупность учебно-познавательных процессов, которые позволяют решать педагогические проблемы в результате совместной деятельности педагогов и студентов с обязательным достижением конечных, вещественных результатов и их последующую, как правило, публичную защиту и презентацию. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.

Проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация

Дидактические характеристики метода проектов:

Наличие значимой, актуальной задачи, требующей самостоятельной деятельности для ее решения.

Практической, теоретическое, познавательное решения для достижения планируемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность.

Умение приложить полученные знания и приобрести новые.

Применение современных технологий, средств, методов, разных компьютерных программ (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Access и др.)

На одном из первых практических занятий формулируются дидактические цели, например «Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации».

Работа над любым проектом включает определенные этапы.

1 этап: организационный. Включает в себя представление темы и создание группы обучающихся для работы над проектом.

2 этап: выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач.

3 этап: структурирование проекта с выделением подзадач. На этом этапе план становится более развернутым, выделяются этапы, определяются задачи каждого обучающегося.

4 этап: работа над проектом.

5 этап: подведение итогов.

Перед студентами ставится задача – приобрести умения пользователя программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Access для оформления результатов проектирования.

Проектную деятельность используется на разных блоках преподавания информатики. При изучении текстового процессора Word студенты создают книжки и буклеты по разным темам.



При изучении программы Excel студенты создают кроссворды по различным разделам курса информатики.

При изучении программы Power Point студенты создают презентации по специальным дисциплинам связанные с выбранной профессией.

При изучении программы Access создают базы данных, позволяющие систематизировать работу в ЛПУ.

На 3 курсе студенты отделения «Лечебное дело» работают над проектом «Социологическое исследование», который является финалом работы с офисными программами и одновременно формой проведения дифференцированного зачета по информатике.

Темы будущих проектов определяется для каждой мини-группы индивидуально. Например: вред «фаст фудов», отношение к курению, алкоголю, сквернословию, ЗОЖ и т.д. Тему исследования студенты выбирают самостоятельно и согласовывают ее с преподавателем.

Цель преподавателя – задать направление поиска достоверной информации. В этих условиях роль преподавателя сводится к консультированию, помощи, направлению деятельности студентов в методически нужное русло. Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Важным звеном является завершающий этап – защита проекта. Студенты с интересом смотрят работы других и учатся их оценивать. Этот этап можно проводить в форме фестиваля творческих презентаций.

Какие результаты видны в ходе выполнения проектов.

Формируются и отрабатываются:

Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи.

Умение работать в группе, в команде

Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения

Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

Студент довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше — программы, которые помогают лучше представить свою работу.

Студенты имеют возможность воплотить свои творческие замыслы.

Повышается самооценка тех студентов, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает студентам возможность, выйдя из стен техникума стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Использование проектной методики позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки студентов. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные  навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им преподаватель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В итоге педагог выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве.

Критерии оценки проектных работ:

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов.

Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте)

Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.

Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему.

Привлечение знаний из других областей.

Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

Проектная методика – педагогическая технология нового образования, обеспечивающая развитие способности студентов к поиску и представлению объективной, конкретной, полной и системной информации, т.е. одной из ключевых компетенций будущих специалистов со средним медицинским образованием.








sitemap
sitemap