Использование магнитных плакатов Спектрана уроках_6470



Использование магнитных плакатов «Спектра» на уроках

И.П.Кузина,

Учитель начальных классов ГБОУ средняя образовательная школа №1035

Восточного административного округа г. Москвы.

Современные школы с каждым годом оснащаются новым оборудованием, позволяющим наглядно знакомить детей с окружающим миром, закреплять и углублять эти знания. Данное учебное пособие «Спектра» состоит из рулонных плакатов:

— Природное сообщество леса

— Природное сообщество луга

— Природное сообщество поле

— Природное сообщество водоёма



— Природное сообщество приусадебного участка

Птицы зимой.

К каждому плакату прилагаются магнитные карточки.

Учебное пособие «Спектра»

-помогает учащимся овладеть знаниями и навыками, которые пригодятся в жизни;

-развивает у учащихся способности к дальнейшему обучению;

-воспитывает стремление к постоянному развитию;

-способствует выработке навыков разумного и ответственного поведения по отношению к окружающей природе;

-способствует развитию индивидуальности учащихся.

При изучении природных сообществ особое внимание необходимо уделять взаимосвязи, взаимозависимости между населяющими их организмами. Ребята могут наблюдать эти связи во время экскурсий на луг, в лес, самостоятельно изучать растения и животных в естественных условиях их обитания. С помощью учебных пособий можно воспитывать у учащихся ответственное отношение к природе, заботе о лесах, полях, лугах, о диких животных, растениях.

С первого класса необходимо учащимся рассказывать о наиболее распространённых видах растений и животных. В дальнейшем идёт более детальное изучение этих видов, сопоставление их внешнего облика и образа жизни.

В первом классе пособие «Природное сообщество леса» я использую уже на первых уроках окружающего мира.

На уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Что такое хвоинки?» знакомим учащихся с хвойными деревьями, учимся распознавать ель, сосну, лиственницу по внешнему виду, хвоинкам, шишкам, сопоставлять деревья и веточки с листьями.

С помощью плаката и магнитных карточек можно рассмотреть вопрос о сезонных изменениях в лесной экосистеме на примере бука, представленного в разные времена года.

В дальнейшем школьники знакомятся с устройством лесного сообщества и ролью разных организмов. На уроках ребята изучают условия существования и особенности питания разных животных, связанных друг с другом не только цепями питания, но и предоставлением укрытий, убежищ. Учащиеся самостоятельно начинают конструировать цепи питания, характерные для данной экосистемы.

На следующем этапе изучается значение леса в формировании климата, почво-охранная функция леса и значение лесных массивов, «зелёных лёгких» промышленных городов, в охране окружающей среды.

Очередным шагом в изучении сообществ является приобретение знаний об основных воздействиях человека на природные сообщества при эксплуатации разных угодий, а также о наиболее типичных изменениях экосистем в ответ на интенсивное сельскохозяйственное использование (избыточное удобрение, осушение, ранний сенокос и т. д.).

Центральное изображение на плакатах служит отработке навыков распознавания и описания отдельных растений и животных. Ориентируясь на номер на оборотной стороне иллюстрированных карточек, учащиеся могут самостоятельно проконтролировать, правильно ли они подобрали карточку. В дальнейшем ребята сами конструируют цепи питания из организмов разного систематического положения, относящихся к различным жизненным формам: потребителям зелёной массы (насекомые и их личинки), потребителям семян (грызуны), питающихся насекомыми (крот) или мелкими зверьками (канюк).На плакате «Природное сообщество луга» можно наблюдать за развитием одуванчика: цветки одуванчика опыляются шмелями и другими насекомыми. В завязях центральных цветков в корзинке одуванчика начинают развиваться семена. «Воздушный цветок» одуванчика развивается из вывернувшейся наружу корзинки с созревшими семенами–парашютиками. Из упавшей на землю семянки пробивается росток, развивающийся в маленькое растение. Виден остаток «парашютика», который может будет съеден дождевым червём.

Магнитный плакат « Природное сообщество водоёма» позволяет изучить темы, связанные с жизнью растений и животных, обитающих в воде и у воды, учатся распознавать отдельных обитателей пруда, называть и описывать их. В дальнейшем учащиеся начинают разбираться в условиях существования и в способах питания отдельных животных, участвующих в пищевых цепочках.

При изучении следующего природного сообщества нам представлен приусадебный участок, служащий примером «естественного земледелия», когда высокого урожая достигают без применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Учащиеся знакомятся и изучают однолетние садовые цветы и первоцветы, садовые многолетники и ползучие растения, фруктовые деревья, овощи и зелень. Перед ребятами раскрывается разнообразная жизнь животных и растений на приусадебном участке, с их характерными признаками и важными отличиями. Старшеклассники могут заняться сравнительным изучением систематических или экологических групп. Календарь ухода за садовыми растениями помогает получить больше экологически чистых продуктов земледелия.

Учебное пособие «Птицы зимой» знакомит учащихся с птицами, обитающими в средней полосе России: с их названиями, образом жизни, размерами, характерными особенностями окраски оперения и строением, а также учит детей заботиться о птицах (устраивать кормушки, развешивать дуплянки, организовать зимнюю подкормку птиц). Для учащихся 3-4 классов раскрываются возможности наглядного изучения сезонных явлений в жизни птиц, такие как их миграции, размножение птиц летом и их жизнь зимой. С помощью пособия можно научить распознавать этих птиц, правильно называть, давать характеристику и классифицировать, подробно отработать строение тела птицы, используя оборотную сторону плаката, постройку гнезда и поведение в период высиживания птенцов. Успешная организация подкормки птиц в период зимних холодов делает заботливое отношение ребят к природе действенным. Правильно выбранный корм не причинит вреда птицам. Полезно отработать на практике изготовление и развеску кормушек( об устройстве кормушки- колокола и калачика для синиц можно узнать из пояснений к иллюстированным карточкам).

Возможности комплекта магнитных плакатов и рабочих карточек далеко не исчерпываются только данной темой зимней подкормки птиц, этот комплект позволяет наглядно представить жизнь птиц в разное время года.

Работа с данными учебными пособиями помогает учащимся на доступном уровне познакомиться с природными сообществами, рассмотреть экологические связи изнутри. Использованные материалы способствуют повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного, бережного отношения к природе.

Для подготовки использовались материалы Сайта Института Новых Технологий

http://www.intoks.ru/product_info.php?cPath=28_128&products_id=61








sitemap
sitemap