Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку студентов педагогиче



Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку студентов педагогического колледжа

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что с развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам, увеличивается объем изучаемого материала, поэтому использование компьютерных технологий в обучении обусловлено требованиями современного мира.

Ключевые слова: английский язык, компьютерные технологии обучения, сайт, скайп.

С развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам. Количество информации, которое должны усвоить обучающиеся, резко возросло и продолжает возрастать. ФГОСы третьего поколения предлагают новый, компетентностный подход ко всей системе обучения. Согласно новым стандартам в образовании, на самостоятельную работу студентов отводится более 50% от общего количества часов. При этом возрастает роль личностно ориентированного подхода, индивидуализации образования. Педагоги в новых условиях ищут и применяют на практике новые методы решения поставленных задач, в том числе используя компьютерные технологии в обучении английскому языку.

Остановимся на таких возможностях компьютерных технологий:

1) использование ряда Интернет-сайтов в преподавании английского языка;

2) применение скайпа в обучении английскому языку;

3) поиск студентами дополнительной информации в Интернете по заданию преподавателя.

Определимся с место применения информационных технологий при обучении:

во время урока

при подготовке

проектная исследовательская деятельность.

Так студенты педагогического колледжа активно используют дополнительную информацию в Интернете по заданию преподавателя для подготовки к докладу или к исследовательской деятельности. На дисциплину «Страноведение: Австралия» на пятом курсе по специальности 050303 «Иностранный язык» отводится по программе 14 часов, 8 часов самостоятельная работа. Курс выстроен таким образом, что на лекционно-практических занятиях даются лишь основные моменты: географическое положение, климат, животный и растительный мир, население, политическая система, традиции. Поэтому студентам предлагается следующий список сайтов http://www.native-english/Australia, http://www.justaustalia.org, http://www.travel.nationalgeographic.com, http://www.australiiya.ru для самостоятельной подготовки к выступлениям на заданную тему. Использование сайта http://www.michellehenry.fr/geoaus.htm значительно упрощало работу студентов, так как здесь собраны последние новости с материка, дана полная историческая справка, много иллюстративного материала, тексты для чтения с заданиями, аудиофайлы и видеофрагменты. Это помогает решать целый ряд дидактических задач: формировать умения и навыки аналитического чтения, используя материалы глобальной сети; пополнять словарный запас; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского

языка; расширять кругозор студента, тем самым формируя его социокультурную компетенцию. Именно отмеченные факторы требуются для успешной организации социокультурной работы студентов. При этом под самостоятельной работой мы понимаем работу, организуемую самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемую в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время [1, с. 113].

В обучении английскому языку студентов преподаватель активно сам использует Интернет-ресурсы при подготовки к уроку. Так, при работе с сайтом bbclearningenglish.net у преподавателя теперь нет проблемы найти современный аутентичный материал по требуемой тематике. Сайт предлагает все возможные учебные и методические материалы. На сайте предлагает раздел «Words in the News», содержащий последние мировые новости в виде коротких репортажей. Студенты имеют возможность не только прочитать, но и прослушать репортаж и отработать лексику по теме. В разделе «Related BBC Links» можно увидеть сюжет из теленовостей BBC по этой теме. Разделы «Read More», «Related Stories» и «Related Internet Links» содержат дополнительную информацию, которая расширяет кругозор студента.

В итоге использование сайтов помогает формированию у студентов следующих

профессиональных компетенций:

– владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка,

его функциональных разновидностей (ПК-1);

– иметь представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

– владеть основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

– владеть основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), предложениями (ПК-4);

– владеть основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

– уметь использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8).

В обучении английскому в современных условиях велика значимость применения скайпа. В условиях педагогического колледжа скайп применяется лишь два месяца, но наблюдается положительная динамика в обучении: обогащается словарный состав языка, происходит практика восприятия речи на слух, снимается языковой барьер, возникает высокая мотивация к изучению предмета. Студенты первого курса прошли регистрацию на сайте http://www.sharedtalk.com/, выбрали для себя собеседника и в рамках учебной задачи или вне урока общаются с носителями языка или лицами, изучающими английский язык. Студенты для подготовки к проекту «Education in my life» по Биболетовой 10класс, готовили ряд вопросов к собеседнику и в ходе живого общения узнавали об образовании а других странах. Рекомендуя студентам общение по скайпу, стоит обращать внимание на факторы, препятствующие полноте восприятия. Это такие моменты:

– слишком беглая речь собеседника;

– тихий голос собеседника/собеседников;

– одновременная речь нескольких человек;

– большое количество новых и сложных слов в речи говорящего;

– сложные структуры предложений;

– сильный акцент;

– фоновый шум;

– другие отвлекающие моменты.

Перечисленные недостатки не умаляют достоинств скайпа, которые, с нашей точки зрения, в первую очередь проявляются в усвоении лексики иностранного языка естественным образом: ни в одном другом источнике нельзя найти такого количества фраз и выражений естественной повседневной речи. [2]

Одной из целей обучения при современном коммуникативном подходе к преподаванию языков является развитие способности иноязычного общения как формы межкультурного взаимодействия, воспроизведение которого в полном объеме в рамках человеко-компьютерного взаимодействия невозможно [3].

Таким образом, компьютерные технологии, становясь неотъемлемой частью учебного процесса, остаются технологиями, предполагающими ключевую роль преподавателя в обучении студентов иностранному языку.

Список литературы

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

Цатурова И.А., Петухова А.А. Коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам. М.: Высшая школа, 2004. 94 с.



3. Сарана Т.П. Компьютерный консалтинг в самообучении иностранным языкам. Пятигорск, 2005. 174 с








sitemap
sitemap