Использование кейс-технологий в образовательном процессе



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Разумная Елена Владимировна, учитель биологии

МКОУ Куйбышевская ООШ.

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс – технологии. На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай.

Кейс – технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. В кейс – технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. При использовании кейс – технологий в средней школе у детей происходит: развитие навыков анализа и критического мышления; соединение теории и практики; представление примеров принимаемых решений; демонстрация различных позиций и точек зрения; формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию; сортировать ее для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

К методам кейс – технологий, активизирующим учебный процесс, относятся: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс – стадии); метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции.

Особенность метода инцидента в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся.

При использовании метода разбора деловой корреспонденции ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Самый распространенный метод – метод ситуативного анализа, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, для анализа их целесообразности. Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему: В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшую ситуацию? Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля.

Новые информационные технологии, широко используемые во всех сферах жизни современного человека несут в себе огромный образовательный потенциал.  

Список литературы.

Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе. [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

 Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. / Под редакцией Г.Н. Прозументовой [Текст] – Томск – 2003. – C. 56.

 Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. [Текст] / Е.И. Михайлова // Маркетинг – 1999. – №1. – C. 12-13.

 Окно в ситуационную методику обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.casemethod.ru, свободный.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Ф.И.О. автора

 Разумная Елена Владимировна

e-mail

[email protected]

Телефон для связи

 8(47365)4-81-82

Шифр конференции

ПП-4

Номер секции

 12

Тема доклада

 Использование кейс – технологий в образовательном процессе.

Количество страниц в докладе автора

 3

Требуемое количество экземпляров сборника

 1

Предоставить сертификат участника конференции

Да/нет

Адрес, на который высылать сборник (с указанием индекса и Ф.И.О. получателя)

 397687 Воронежская область



Петропавловский район хутор

Индычий улица Зелёная дом 24

Источник, из которого Вы о нас узнали

www.kon-ferenc.ru








sitemap
sitemap