Использование изотерапии в работе с кадетами Изотерапия – путь движение к внутренней г



Использование изотерапии в работе с кадетами.

Изотерапия – путь (движение) к внутренней гармонии.

Тезисы к докладу.

Н.В. Афанасьева,

Кронштадтский морской кадетский корпус

Ребята поступают к нам в кадетский корпус в младшем подростковом возрасте. Подростковый возраст – это этап формирования личности человека, подготовка к взрослой жизни. И перед подростком стоят определённые возрастные задачи, которые он должен решать. Однако самостоятельное решение этих задач для кадета чрезвычайно сложно и ему необходима грамотная помощь взрослых. Под словом «грамотная» мы имеем в виду не только знание этих задач и особенностей подросткового возраста, но и умение осуществлять помощь с душевной теплотой, терпением в оптимальной и интересной для подростка форме.

Оптимальная форма помощи всегда учитывает основные потребности подростка:

Потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, т.е. в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;

Потребность в чётких правилах и границах, которые должны удерживать взрослые, несмотря на бунт и сопротивление подростка, т.к. без чётких границ подростку трудно самостоятельно удерживаться от деструктивных форм поведения, трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться;

Потребность в развитии и обучении через жизненную практику — подросток должен получать жизненный опыт, он не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт;



Потребность в интересных жизненных событиях – интерес – это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения;

Потребность в удовольствии – подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремится к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия – это наиболее желаемые переживания;

Потребность в уважении и признании – когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе, как в ценной личности, и это ложится в основу успеха во всех сферах его жизни;

Потребность в общении и в принятии сверстниками – подросток стремится получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться, чувствовать себя уверенно, получать любовь, симпатию, признание; подростку важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение; он готов сделать всё, чтобы реальная или воображаемая группа людей, к которой он хотел бы принадлежать (референтная группа), признала его своим, даже если при этом придётся наступить на горло собственному «Я»;

Потребность в умении уверенно отстаивать своё мнение (которое основано на общей уверенности в себе) – именно неумение это делать ведёт к многим проблемам в жизни подростка, ограничивающим его самореализацию и развитие, — к застенчивости, зависимости от дурного сообщества, переживанию беспомощности и никчемности, отказу от будущих профессиональных успехов и т.д.;

Потребность в постановке жизненных целей – несмотря на стремление жить «здесь и сейчас», чёткое определение подростком своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определённое русло;

Потребность в творческом самовыражении и самореализации. Творческая самореализация – это сильнейшая движущая сила в развитии подростка; если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные. Творчески самореализуясь, подросток получает практический жизненный опыт, ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получая результаты своего творчества, его принимают окружающие и ему легко жить в чётких границах своего творчества.

Все эти потребности одновременно являются колоссальным ресурсом личности подростка. Поскольку потребность всегда создаёт определённое напряжение, подросток чрезвычайно активен, желание удовлетворить потребности постоянно держит его готовым к приёму любой информации, которая поможет это сделать. Он открыт, гибок и готов к восприятию всего нового.

Учитывая важность удовлетворения потребностей в подростковом возрасте, педагогом-психологом организуются занятия с использованием терапии творчества или арт-терапии метода, предоставляющего огромные возможности для самореализации.

Термин «арт-терапия» (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Сочетание слов «арт-терапия» (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Кадеты, проживающие в ситуации отрыва от родных и близких, особенно нуждаются в эмоциональном комфорте и благополучии, внутренней гармонии и спокойствии.



Арт-терапия — это обретение гармонии, развитие личности. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, игротерапия, песочная терапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и многие другие. В период прохождения летней лагерной практики в развивающей работе с кадетами педагогом-психологом активно использовались методы изотерапии (терапии изобразительным творчеством), а именно — работа с рисуночными матрицами. Суть методики состоит в том, что кадеты получают рисуночные чёрно-белые матрицы где «скрыты» различные изображения, которые они должны увидеть и раскрасить. (фото DSCN2723, DSCN2526) Сделать это достаточно сложно, но очень интересно, так как для того, чтобы «собрать» образ из элементов необходимы терпение и внимательность, да и сам процесс раскрашивания достаточно кропотлив. Но, начав работу над раскрашиванием матрицы, подростки настолько увлекаются процессом, что останавливает их лишь полностью выполненная работа, удовлетворяя свои потребность в получении удовольствия от выполнения интересного задания. В процессе рисования ненавязчиво формируется важнейшее для кадет качество – целеустремлённость, т.е. способность доводить начатое дело до конца, причём базируется оно на важную подростковую потребность – в принятии установленных правил, которые задаются перед началом работы. Обязательно учитывается в работе с матрицами и потребность подростка в принятии, поддержке, как со стороны взрослого, так и со стороны сверстников – ребята обязательно получают позитивное подкрепление со стороны ведущего, который обращает внимание на оригинальность в раскрашивании рисунка каждым из кадет. Эмоционально это подкрепляется тем, что в результате работы получаются разнообразные, уникальные в своём роде рисунки, несмотря на то, что в начале занятия все получают одинаковые рисуночные матрицы. ( фото DSCN2720, DSCN2587) Процесс работы с матрицей настолько увлекателен, что к нему с удовольствием приобщаются и взрослые – воспитатели, работающие с кадетами. ( фото DSCN2523 ) Совместный творческий процесс, безусловно, способствует сближению взрослых и подростков, укрепляя доверительные отношения и улучшая взаимопонимание между ними.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, где негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, рисование помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и негативных чувств и посмотреть на них со стороны.

На этом творческий процесс не заканчивается – выполненные кадетами работы обсуждаются (в группе и индивидуально), авторы рассказывают о своих работах, а психолог поясняет, какие особенности или трудности подростка он увидел в его работе и, при необходимости, помогает найти способ решения имеющихся затруднений. ( фото DSCN2581) При обсуждении работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Подростку непросто решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он решился и сделал первый шаг. И задача педагога-психолога в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой подросток сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему. Таким образом, в процессе обсуждения удовлетворяются потребности подростков в общении и в принятии сверстниками, а также в комфортной для себя атмосфере кадеты учатся представлять свои работы, отстаивая, при необходимости, собственное мнение, что является очень важным для них.

У тех, кто впервые сталкивается с изотерапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Задачей же наших занятий является – помочь подростку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на бумагу, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных «блоков» и быть живым. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё невидимое подсознательное в видимое визуальное выражение. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — «Кто я? Что я?«, а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе. Замечательно, что кадеты, смело взявшие в руки карандаш и бумагу, смогли реализовать на занятиях эту важнейшую для человека потребность, встав на путь обретения внутренней гармонии.

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка, которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, «высокие заборы» и говорит, — «нет, через этот забор я не перепрыгну» или «рисовать не умею» или «петь не могу, мне медведь на ухо наступил». А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе, полная, интересная жизнь, — это ли не повод активнее использовать изотерапию или терапию творчества?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арт-терапия: Хрестоматия / Под. ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. Вальдес Одриосола М. С. Арт-терапия в работе с подростками: Психотерапевтические виды художественной деятельности: Методическое пособие. — М.: Владос, 2007.

2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: Речь, 2006.



3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

4. Кори Дж. Техники групповой психотерапии. СПб.,2001.

5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — Когнито-центр, 2007.

6. Копытин А.И. «Системная арт-терапия». — «Питер». — 2001.

7. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. – СПб.: «Доверие» — «PRI», 2004.

5. Коган Сьюзи «Оздоровление звуковым и изобразительным искусством». — Москва. — 2000.

6. Пиханова Г.В. «Психологическая помощь подросткам». — Москва. — 1993.








sitemap
sitemap