Использование интерактивной доски на уроках биологии



«Использование интерактивной доски на уроках биологии»

Данилова Ирина Адольфовна

учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

МО «Котлас»

В условиях введения новых стандартов обучения учитель ищет формы и методы в рамках образовательных технологий, позволяющие с наибольшей отдачей выполнить образовательный заказ общества. Наличие интерактивной доски позволяет учителю перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса.

Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень, предоставляя преподавателям возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. На интерактивной доске можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске.

Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки. Интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки более динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использование интерактивной доски — достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.

Школьный урок — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.

В рамках урока биологии учитель использует доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

В ходе проверки домашнего задания заготовленный материал позволяет:

— провести тестовый иллюстрированный или текстовый опрос и проверить его выполнение — самостоятельно или взаимопроверкой (можно закрыть ответы «шторкой»);

— выполнить задание на соотнесение понятий;

— установить соответствие между ключевыми моментами нескольких тем ранее изученного материала;

— посмотреть на домашний материал под другим углом зрения путём представления учебного исследования;

— проверить решение задач;

— решить несколько типов задач, используя схемы;

— провести устный диктант на основе изображений и символов;

— иллюстрировать выполнение домашних заданий по тетради с печатной основой.

При актуализации опорных знаний, обеспечивающих лучшее восприятие и понимание новой темы, положительный эффект даёт прием выбора нужных понятий из пройденного материала при формулировании учителем задающих направление систематизации вопросов. Актуализированные понятия могут складываться в кроссворд, головоломку, ребус, отгадывание которых обозначит тему урока. Удачным связующим звеном пройденного и нового материала может стать фотофакт или краткий видеосюжет, объяснение которого поможет применить изученные понятия в ином контексте. Возможности интерактивной доски позволяют накладывать записи и пометки поверх изображения, что повышает информативность этого материала, придает ему статус общеклассной рабочей тетради.

Возможности интерактивной доски позволяют варьировать из урока в урок методику подачи нового материала или же сделать упор на закрепления одного способа для сокращения времени вхождения учащихся в процесс изучения нового.

Изучение нового материала можно строить в зависимости от того, насколько были задействованы возможности доски на предыдущих этапах урока.

Звуковое и музыкальное сопровождение, видеоматериал, реальные изображения, движущиеся объекты, несомненно, повышают мотивацию к обучению, работает непроизвольная память, ученик получает уже отобранную систематизированную информацию. Повышению качества и эффективному усвоению знаний этот момент урока будет содействовать только в том случае, если учащиеся имеют установку от учителя на активную обработку информации, представленную в форме вопросов, таблицы, требующей заполнения. В ходе объяснения изучаемый материал систематизируется с учётом причинно-следственных связей в виде схем, таблиц.

Биологические процессы сложны для аудивосприятия (пластический, энергетический обмен, кровообращение и т.д.). Поэтому использование интерактивной доски способствует лучшему усвоению и пониманию сути, механизмов биологических процессов и явлений. Отдельные группы учащихся медленно усваивают абстрактные обобщения, без визуализации не способны формировать представления, не вникают в суть процессов и явлений. Использование анимационных моделей из галереи изображений или коллекции интерактивных ресурсов формирует целостную картину биологического процесса, способствует пониманию его закономерностей.

Видеосюжет может быть предложен для анализа в группах по определённой схеме, или как основное смысловое ядро для мозгового штурма. Отдельные кадры останавливаются и используются в качестве конкретизирующих фрагментов для доводов, выдвигаемых учащимися. Уместно здесь использовать функцию «лупа», позволяющую заострить внимание на важных деталях.

Усвоение нового удобно организовывать и с использованием ресурсов интернета. Дополнительный образовательный и анимационный материал можно взять с портала «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http//www.schcool-collection.edu.ru). Положительный эффект в усвоении достигается при повторном использовании одних и тех же слайдов при изучении нового, когда информация к ним дается в полном объеме, содержит подписи, схемы, таблицы, ряды данных, и при закреплении, когда эти же слайды даны без подписей или частично скрыты «шторкой».

В случае использования электронных учебников доска позволяет управлять интерактивными таблицами, схемами, тестами. Такую форму можно использовать при фронтальной работе с классом или, вызывая ученика индивидуально к доске. В этом случае учитель или ученик не привязаны к компьютерной мыши, а класс следит за ходом работы.

В урочной практике возможности доски позволяют организовывать релаксационные паузы, физминутки. Используются специальные графические объекты для восстановления зрительной функции глаз, запись оздоровительного двух-трёхминутного комплекса упражнений для восстановления кровообращения. Если нет видеосюжета физминутки, можно включить музыку с набором слайдов, отражающих позитивные природные явления или изображения животных.

Заметный восстановительный эффект на работоспособность во время выполнения письменных работ оказывает демонстрация сюжетов природы, сопровождающаяся пением птиц, журчанием ручья или шумом прибоя.

Этапы осмысления и закрепления нового материала легко организовываются с использованием функций доски: сборка объектов, схем, заполнение таблиц из отдельных частей, рисунков; выполнение тестов, отгадывание кроссвордов; поиск ошибок в текстах и рисунках.

В ходе рефлексии удобно вернуться к целям и задачам урока, обсудить, удалось ли выполнить намеченное и какой материал требует повышенного внимания при работе дома.

Таким образом, возможности интерактивной доски позволяют осуществлять преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку; создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся; записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования; динамично и наглядно продемонстрировать сходства и различия свойств и качеств биологических объектов. Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создает новые возможности и для учителя, и для ученика: развиваются воображение, творческие способности ребенка; становится возможным организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; появляется возможность работать эстетично и интересно.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

Активизирует познавательную деятельность учащихся.

Обеспечивает положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста.

Проведение уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

Обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.

Повышение объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.

Усовершенствование системы контроля знаний.

Рациональная организация учебного процесса, повышение эффективность урока.

Доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, можно создавать ссылки с одного файла на другой — например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.

Материалы к уроку можно приготовить заранее — это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

Импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

После занятия файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учеников:

интерактивные доски делают занятия интересными и развивают мотивацию;

предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

помогают легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

помогают детям работать у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.



sitemap
sitemap