Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и



Попова Наталия Анатольевна, учитель начальных классов БГОУ СОШ № 571, Санкт-Петербург

Солонская Ирина Алексеевна, учитель начальных классов БГОУ СОШ № 571, Санкт-Петербург

Герасимова Надежда Петровна,

учитель начальных классов БГОУ СОШ № 571, Санкт-Петербург

Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников.

Проблема отсутствия интереса к чтению, поверхностного чтения, отсутствия эмоционального отклика на прочитанный текст у детей разных возрастов волнует педагогов  уже довольно давно. Малый читательский опыт, узкий кругозор, небогатый словарный запас и равнодушие к прочитанному тексту не может не отразиться как на качестве образования, так и на процессе становления подрастающего поколения как личностей. 

Поэтому возникает необходимость поиска более универсальной технологии, позволяющей, не меняя содержания, предусмотренного стандартом, обеспечить решение задачи становления читателя – школьника.

Работая с детьми начальных классов, мы используем технологии мастерских творческого письма и развития критического мышления, а также технологию музейной педагогики. Данные технологии способствуют на основе художественных, учебных, научно-популярных текстов развитию читательских умений,  творческих способностей и устойчивого интереса как к процессу чтения, так и к языку в целом. Заметно повышается степень сопереживания, сопричастности, соучастия прочитанному тексту. Это находит своё отражения не только в учебном процессе, но и в досуговой деятельности. охотно принимают участие

Мастерская способствует возникновению интереса к чтению, дети охотно принимают в ней участие, любят эту форму взаимодействия.

Вот как проходила мастерская письма по рассказу Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

Посмотрите на этот головной убор (учитель достаёт голубую шляпу Незнайки) и подумайте, кому бы он мог принадлежать. Запишите на своих листах, как выглядит хозяин этой шляпы, каков его возраст, каков характер и, возможно, как его зовут.

Индуктор. Задание даёт возможность каждому участнику, глядя на объект наблюдения, погрузиться в пучину своего воображения. Смысл этого шага – обратить участников к своему читательскому, жизненному опыту, создать атмосферу радости, спокойствия, вызвать чувство удовлетворения своим знанием, дать простор воображению.Озвучивание (все желающие).

А теперь я предлагаю вам вспомнить своё любимое стихотворение. Кто может его прочитать? Назвать автора?

Формулировка задания не вызывает трудностей, наоборот, она позволяет почти каждому ребёнку реализоваться; создаёт атмосферу успеха; опирается на личный опыт учащихся. А это очень важно, особенно при проведении первой в их учебной практике мастерской. Озвучивание (все желающие).

Произнесите медленно слово стихотворение». Вслушайтесь в его звучание. Какие слова «спрятались» в нём? Посмотрите на доску. Разделите ваши листы также на две колонки. (Доска:СТИХ // ТВОРЕНИЕ) Я предлагаю вам записать под каждым из этих слов ассоциации, которые у вас возникают при их прочтении. (2-3 мин) Подчеркните в каждой колонке одно самое главное на ваш взгляд слово. Назовите эти слова. (Мастер выносит слова на доску).

Задача этого шага «включить» воображение ребёнка, путём составления ассоциативного ряда; подготовить почву для дальнейшего прогнозирования тематики занятия. Формулировка задания носит неконкретизированный интригующий характер. Неопределённость и неоднозначность заданий побуждают к “вероятностному прогнозированию”.

А теперь закройте глаза, вспомните всё, что вы делали с начала занятия и попробуйте догадаться, с каким произведением мы сегодня познакомимся?

Задача этого шага обобщить материал, наработанный с начала мастерской, проанализировать и высказать своё предположение о названии произведения. Эта работа даёт установку на творчество, способствует возникновению внутреннего диалога, выводит на уровень осознания эмоционального состояния и впечатлений начала мастерской.

Озвучивание вариантов. Предъявление мастером рассказа.

Эмоциональное, выразительное чтение рассказа учителем способствует его непосредственному, целостному и эмоциональному восприятию.

Работа в парах: Обсудите в парах, что, по мнению Цветика, необходимо учитывать, чтобы получились стихи?

Работа в группах: А теперь я предлагаю вам обсудить в группе, опираясь на записи, сделанные на доске следующие вопросы:

-Какими качествами должен обладать истинный поэт?

-Что нужно соблюдать, чтобы стихи получились?

Групповая социализация, межличностный диалог – очень важный этап, это возможность ведения диалога равных, возможность самореализации. Для некоторых детей, особенно интровертов или очень неуверенных в себе, важно быть услышанным и положительно принятым. Поэтому от мастера-учителя этот этап требует серьёзного внимания к работе в группах, установки на доброжелательное отношение детей ко всем текстам.

Индивидуальная работа: А теперь я предлагаю вам занять удобное место в классе, где вам хочется. Посмотрите на доску, на слова, записанные в течение всего занятия, и выберите одно, наиболее вам близкое. Запишите его посередине чистой стороны листа. Это заголовок к вашему тексту. Напишите небольшой текст к этому заголовку.

Итоговый индивидуальный текст – результат всех шагов мастерской, начиная с этапа настройки и кончая групповой работой. Снова участнику мастерской предстоит обратиться к себе, к своему воображению, к своей фантазии. На этом этапе каждый участник может проявить себя автором, творцом. Предъявление текстов.

Цель – самопогружение, самоанализ, работа воображения, диалог со своим “я”, самооценка.

Рефлексия. Что я могу сказать о сегодняшнем занятии?

Смысл рефлексии в обобщении, самоанализе прожитого, в первичной формулировке результатов, в выявлении настроения участников после занятия, их пожеланий и рекомендаций.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Данная технология помогает при работе на уроках чтения по хрестоматии и М.П.Воюшиной. В данной технологии существует большое количество приёмов, касающихся работы с текстом. Рассмотрим поэтапно данную технологию.

Первая стадия (фаза) — вызов. Задача этой фазы не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. Так при изучении басни Ивана Андреевича Крылова мы использовали приём «Верные и неверные утверждения». Детям были предложены 10 вопросов по биографии и творчеству баснописца, ответами на которые были слова ДА или НЕТ. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, в группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Один из таких приемов — «Зигзаг». Цель приёма — изучение и систематизация текста. Одна группа ведёт работу с художественным текстом (басня «Ворона и Лисица»), другая группа — с научно–популярным (информация о баснописце). На этапе обмена информацией идёт процесс взаимного обучения. Данный приём позволяет сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. Таким образом, на данном этапе происходит непосредственный контакт с новой информацией (текстом), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этом этапе информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Наиболее эффективным является приём составления синквейна (в переводе с франц. – стихотворение) из 5 строк, который строится по определённым правилам. Схема построения синквейна выглядит следующим образом:

1. существительное;

2. два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3. три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме;

4. фраза, предложение, высказывающее отношение ученика к теме;

5. слово–резюме, которое даёт новую интерпретацию темы.

Данный приём рефлексии позволяет проверить, насколько внимательно дети читали, так как ученик в кратких выражениях резюмирует изученный текст, анализирует его. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу применения вышеназванных приёмов, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных стратегий.

Преимущества технологии критического мышления заключаются в том, что

— Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; учащиеся овладевают умением интегрировать информацию.

— Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

— Развиваются творческие и аналитические способности, формируется умение эффективно работать с другими людьми, умение ясно, уверенно и корректно выражать свои мысли по отношению к окружающим.

Технология формирует устойчивый интерес к чтению.

Еще одной эффективной формой как урочной, так и внеурочной деятельности, направленной на получение знаний о мире, формирование умений школьников, является музейная педагогика. Еще совсем недавно посещение музеев шло по отработанной схеме: учитель объявлял тему поездки, экскурсовод проводил экскурсию, дети получали информацию, в школе (после посещения музеев) обсуждали информацию, готовили доклады, писали сочинения, рисовали, устраивали выставки. Сегодня деятельность музея качественно изменилась. Появились инновационные технологии в работе на экспозиции музея, используются музейно-педагогические  программы  —  системы интегрированных  занятий  и  других  форм  работы  с  детской  аудиторией,  обеспечивающих  поэтапный  и  последовательный  процесс эстетического, интеллектуального развития  ребенка.  Теперь деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придавая образовательному процессу совершенно новое качество. Как на практике использовать новейшие методы и  формы   работы  в  формате  «школа-музей»? Что дает сотрудничество музея и школы? Вопросы не праздные.

Одно из основных правил музейной технологии – это развитие исследовательской деятельности обучающихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью. Цель учителя – увлечь. Зажечь. Направить деятельность ребенка в нужное русло. Возможности учителя, который использует в своей практике музейную технологию, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, неограниченны.

Проверить это утверждение на практике помог случай. В этом году мы – учителя 3-х классов решили отправить сборную команду на городской конкурс “Большая регата”. О правилах конкурса мы узнали в “официальной группе конкурса” на сайте “в Контакте” (planeta-neptun.ru).

По условиям конкурса в команде играет от 5 до 15 человек. Сборная команда 3-х классов шла по маршруту “Каравелла”. Во время путешествия посетила 8 музеев (2 из них виртуальные), училась заполнять вахтенный журнал, создала “Амулет Времени”, придумала увлекательную историю его появления, описала принцип действия амулета в стихах. “Большая регата” увлекла детей – играть, путешествуя, им очень понравилось. Но без дополнительных знаний выигрывать почти невозможно, и дети это быстро поняли. Вот почему при подготовке к каждой очередной игре они стали пользоваться дополнительными источниками информации — как печатными изданиями, так и ресурсами Интернета. Дети учились выбирать в учебной и научно-популярной литературе необходимые для ответов сведения.

Мы с коллегами поняли – вот он тот “счастливый случай” для самостоятельного толчка к получению новых знаний учащимися. При заказе посещения музея в рамках «Большой Регаты» мы старались стыковать темы музейных занятий или экскурсий с темами урока по тому или иному предмету. В процессе подготовки к игре определяли, какой материал готовит учащийся, в том числе и с помощью родителей, какой подбирают педагоги для урока. Дети учились выбирать в учебной, научно-популярной литературе необходимые для ответов сведения. Изменилась схема получения знаний – теперь это было сотрудничество детей с детьми, детей со взрослыми, родителей с учителями. Собранный материал обсуждался в классе под руководством учителя, отбиралось самое важное и оформлялось в том или ином виде: рассказ, сообщение, музейный словарик, статья энциклопедии, таблица, рисунок, схема и т.д. Лучше всех подготовленные ученики (знатоки) отправлялись на игру. Одним словом, началась серьезная работа над мини-проектами. Напомним, что проект – это пять П : проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация.

Таким образом, по-новому применяемая схема получения знаний с использованием музейной технологии принесла свои плоды: цель учителя – увлечь, зажечь, направить деятельность ребенка в нужное русло – была, как нам кажется, достигнута. Участники «Большой регаты», наши ученики, приобрели навык коллективной учебной деятельности. Рефлексией в использовании музейной технологии для нас, учителей, стал творческий импульс – желание продолжить работу по созданию мини-проектов теперь на уроках Окружающего мира, Литературного чтения и Русского языка.

Использование названных в статье технологий дает свои результаты: дети стали охотнее читать дома и на уроках, проявляют самостоятельность в выборе книг, не боятся работать с текстами любого типа, активны в творческо-поисковой деятельности.

Литература:

1. Белаш Н.А. Мастерская как одна из форм организации учебного процесса. СПб.: гимназия № 526, 1999. 75 с.

2. Педагогические мастерские. Теория и практика./Белова Н.И., Мухина И.А. СПб. 1998. 311с.

3. Можно ли преодолеть неумение и нежелание учеников слышать, читать и осваивать художественную речь./Браже Т.Г. СПб.: 1997. 59с.

4. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». – М., 1997.

5 . Ваюшина М.П. Методические рекомендации к урокам литературы в 3 классе.



sitemap
sitemap