Использование инновационных образовательных технологий в обучении иностранному языку



З.К. Амелина, преподаватель английского языка

ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 Митино

Использование инновационных образовательных технологий в обучении иностранному языку

Концепция модернизации российского образования в качестве ведущего подхода в современном образовании предполагает переориентацию воспитательно-образовательного процесса на формирование у школьника не знаний, умений и навыков, а комплекса компетенций – способностей к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного общества. Уровень образованности в современных условиях определяется не объемом знаний, их энциклопедичностью, а прежде всего способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, способностью учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Существенно выросший интеллектуальный потенциал старшеклассников заставляет выдвигать на первый план такие формы и методы работы, которые обеспечили бы потребность юношей и девушек в самовыражении, самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Учитывая, что психологической особенностью данного возраста является стремление личности осознать свое «Я» в мире явлений и людей, представляется целесообразным в процессе творческой деятельности учащихся использовать педагогическую технологию.

Понятие «педагогическая технология» охватывает такие названия: интерактивное обучение, развивающее обучение, педагогическое сотрудничество, игровое обучение, эвристическое обучение, контекстное обучение, активное обучение, дидактическая эвристика, продуктивное обучение, разноуровневое обучение, метод проектов, учение через обучение, конструктивное обучение, модульное обучение, личностно ориентированное обучение, воспитывающее обучение, персонализированное обучение, дистанционное обучение и др.

Рассмотрим использование мультимедийных возможностей и эвристических методов современного урока.

Учитель использует мультимедийные технологии для достижения образовательных результатов и расширения лингвострановедческого кругозора. Учет мультимедийных возможностей компьютера и мультимедиасредств позволяют существенно повысить эффективность урока, сделать его интересным и повысить мотивацию учащихся, воздействовать на их эмоциональное состояние. Компьютер предоставляет широкий круг возможностей для интерактивного взаимодействия ученика с программными средствами. Мультимедийные средства обучения позволяют повысить информативность и наглядность обучения; стимулировать его мотивацию; повторить наиболее сложные моменты урока; усилить доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных формах: визуальной и слуховой; организовать внимание учащихся в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала урока и последние минуты урока) за счет художественно-эстетического оформления электронного ресурса или за счет разумно применённой анимации и звукового эффекта; провести повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего урока. Безусловно, мультимедийный урок не должен быть полностью демонстрационным.

Чтобы реализовать природные потребности студента в общении, любознательности, самостоятельном познании, самореализации, интерес к конкретным жизненным ситуациям, часто используются игровые приемы и особенно эвристические методы (от греческого «heuristiko» – эвристика, то есть «нахожу, отыскиваю, открываю»). Это такие методы обучения, результатом которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий.

Цель применения эвристических методов – учащиеся должны научиться сами делать открытия, опираясь на ранее приобретенные знания и личный опыт.

Рассмотрим некоторые из эвристических методов и приёмов.

Методика «Mind-Map» (Карта памяти)

Это простая технология записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема – в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество не ограничено, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем внизу справа.

Результат работы – индивидуальный продукт одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования «Mind – Map»:

систематизация, повторение материала;

работа с текстом;

повторение в начале урока;

введение в тему;

сбор необходимого языкового материала;



контроль.

Методика Cluster – Method (Гроздь)

Служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобожденная от какой – либо цензуры. Графический прием систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Технология составления:

Ключевое слово.

Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Возможности использования Cluster – Method:

Кластеры могут стать ведущим приемом на стадии вызова (evocation).

Методика Синквейн

Синквейн – особый вид систематизации информации, стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Методика «5-W» — Method

Заполняется таблица на стадии осмысления по ходу работы с информацией: who |what |when |where |why

Таким образом, из обилия технологий мы рассмотрели использование двух современных образовательных технологий на уроках английского языка, которые являются эффективной формой образования и организации деятельности учащихся, помогают вовлечь в активное обсуждение темы, благотворно влияют на развитие нравственных чувств, формирование эмоциональной сферы, развитие творческих способностей, формирование умения обосновывать выбранное решение проблем.

Список литературы

Орлов В.И. Метод и педагогическая технология. // Педагогика. – 2010. – № 8. – С. – 45

Парфенова А.Е. Иноязычная коммуникативная компетентность. // Исследовательская работа школьников. – 2011. – № 4. – С. 99

Якушин Е.В. Мультимедийные и интерактивные возможности современного урока.// Народное образование. – 2012. – № 2. – С. 86








sitemap
sitemap