Использование информационно-компьютерных технологий на уроках физической культуры



Содержание

Введение (стр. 3 – 4)

Основная часть (стр. 5 – 7)

Заключение (стр. 8)

Список литературы (стр. 9)

Введение

Государство предъявляет требование к учебному предмету «Физическая культура» и другим формам физического воспитания в общеобразовательной школе — целенаправленно формировать гармонично развитого школьника с высоким уровнем физической культуры, способного использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В Государственном образовательном стандарте основного общего образования по физической культуре (2004) указывается, что общие цели по физическому развитию, формированию у школьников интересов и потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями реализуются при переходе от суммы «предметных результатов», достигаемых по отдельным учебным предметам, к межпредметным результатам на основе интеграции физического воспитания с современными технологиями обучения.

Публикации ученых (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, А.А. Горелов, Ю.Д. Железняк, Н.А. Карпушко, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненко, В.И. Лях, Ф.И. Собянин, В.В. Черняев, В.Н. Шаулин и др.) свидетельствуют, что особый методологический смысл имеет технологическая установка на формирование физической культуры школьника как комплекса актуализированных ценностей физической культуры. Подчеркивается необходимость освоения учащимися образовательного компонента физической культуры, овладение основами знаний о построении и развитии движений, правилах выполнения физических упражнений, истории олимпийского движения и др.

В Концепции информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2003) предусматривается, что при освоении технологии физического воспитания предстоит решить комплекс масштабных и в то же время разноуровневых задач от преодоления инерции традиционных представлений о физическом воспитании школьников до нахождения точечно адекватных подходов к личности каждого учащегося, его интересам, склонностям, потребностям и потенциальным возможностям совершенствования в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности.

Анализ школьной практики и научно-методической литературы показывает, что практических решений отмеченных разноуровневых задач в физическом воспитании недостаточно.

Неиспользуемым резервом для решения задач целенаправленного формирования практических умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями является их образовательный потенциал, реализуемый на основе современных информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

Образовательный потенциал физических упражнений, на важность которого указывал основоположник физического образования в России П.Ф. Лесгафт, пока не задействован в полной мере. Косвенно об этом свидетельствуют недостаточное количество учебных пособий для учащихся младших классов по предмету «Физическая культура», ограниченные возможности для трансляции знаний и образов двигательных действий во время самостоятельного выполнения ими физических упражнений вне урока. Вместе с тем в современном обществе уже сформировались необходимые условия для более широкой информатизации школьного физкультурного образования, обусловленные наличием персональных компьютеров в большинстве школ.

Однако в перечисленных исследованиях не в полной мере решена проблема приобретения младшими школьниками практических умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями с использованием мультимедиа технологии, интегрированной с педагогическим контролем.

Таким образом, выявлено противоречие между требованием государственных программных документов максимально использовать все имеющиеся в распоряжении школы возможности для формирования у младших школьников практических умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и недостаточной реализацией мощного потенциала информационно-компьютерных технологий в школьном физическом воспитании.

Выявленное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в недостаточной реализации информационно-компьютерных технологий в школьном физическом воспитании, значительно снижающей эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями младших школьников.

Применение компьютера возможно на всех этапах урока: при изучении нового материала. Учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста, школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений (собирает на компьютере пазл), что делает урок более содержательным и увлекательным. На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учёта знаний, а так же способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае. В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т д.), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала. На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем. Компьютерный контроль знаний, по сравнению, с традиционным, имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем: используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценивания, фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников. Вывод: За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением. Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образование, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные и другие инновационные технологии. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения по физической культуре. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Задачи: Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т п. Информационная компетентность. Интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств. Развитие исследовательских способностей детей. Диагностика (тестирование, экспресс-диагностики; мониторинг). Проведение компьютерной диагностики позволяет не только высвободить время, затрачиваемое на обработку данных, но и производить сравнение с результатами обучающихся предыдущего учебного года, делать определенные выводы. Разработка грамот, дипломов и пр. Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний, спорт. праздников и пр.) Портфолио школьника. Компьютерные карты здоровья. Олимпиада по предмету, игры, конкурсы, викторины. Обобщение опыта. При проведении школьных соревнований (использование таблиц, графиков, итоговых протоколов, звука ) Информационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных , в том числе с применением вычислительной техники. Информационные технологии на уроках – это искусство, мастерство, умение, это не что иное как процессы. Под процессом стоит понимать определённую совокупность действий направленных на достижение поставленных целей. Информационные технологии обучения – это совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития. 1 этап – визуальный (5-7 классы) — предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов. 2 этап — технический (8-9 классы) предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съёмки двигательного действия, а затем его изучения и обработку в программе «Покадровое движение». На 3 этапе – аналитическом (10-11 классы) — старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления) у них формируется адекватная самооценка. Этапы освоения компьютерной грамотности. Использование ИКТ в образовательном процессе. Информационные компьютерные технологии могут применяться на уроках всех типов, а также в комбинированном уроке на всех его этапах и во внеурочное время. Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям –учителям и учащимся – громадные возможности . Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени. Для работы заранее подготавливаются презентации по изучаемой теме, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке.

Заключение

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему. Повышение познавательной активности. Повышение учебной мотивации. Повышение плотности урока. 100 % включенность учащихся в деятельность. Повышение наглядности изучаемого материала. Создание системы педагогической поддержки и ситуации успеха. Экономия времени. Эффективность учебной деятельности. В данный момент очень эффективно учителя используют электронные дневники. В настоящее время интерес к здоровому образу жизни резко увеличился: строятся спортивные комплексы, открываются новые направления спортивных секций, возрастает количество желающих заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Вредные привычки. Способы укрепления здоровья. Противостоять ассоциативным проявлениям. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для укрепления своего здоровья и его профилактику. Хочется закончить словами Пьера де Кубертена: «О Спорт! – Ты Мир!»

Список литературы

Исследования педагогического контроля за индивидуальной физической подготовленностью школьников с использованием компьютеров (СВ. Фролов, 1988, 1993).

Компьютерных консультаций по оздоровительной физической культуре (Ф.В. Викторов, 1990; В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин, 1990, 1995; СИ. Изаак, Т.В. Панасюк, 2004).

Использования информационных технологий при занятиях физическими упражнениями со школьниками (СП. Кир-шев, 1993; П.А. Виноградов, В.П. Моченов, 1998).

Оценка физического состояния школьников (А.Н. Тяпин с соавт., 1993, 2000; СП. Левушкин, О.Ф. Жуков, 2007).

Применения информационно-компьютерных технологий в физическом воспитании старших дошкольников и младших школьников (СВ. Гурьев, 2006).



sitemap
sitemap