Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы



Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы

Яковлева Е. А.,

учитель начальных классов ГБОУ школы № 534

Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Оно направлено на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Для решения задач патриотического воспитания в школе применяются различные формы и методы. Один из них — это использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Современное человечество включилось в процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность источников информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

•рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;

•сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

•построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;

•вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;

•использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

•интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации процесса воспитания — изменению его содержания, форм и методов.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Наличие современных технических средств способствует модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагогов и классных руководителей.

Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

В нашей школе мы пытаемся нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. «Нет худа без добра», гласит русская народная пословица. Использование информационных технологий имеет положительные аспекты:

•подготовка и организация презентаций — работа в малых группах «ученик-учитель», «ученик-родитель-учитель»;

•посещение сайтов научно-популярных журналов;

•возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира;

•Участие в творческих конкурсах, проектах, в исследовательской деятельности..

Все классные руководители используют компьютерные технологии во внеклассной работе. Сейчас каждый педагог не мыслит воспитательную работу без использования ИКТ — подбор информации для классных часов осуществляется через Интернет, используются различные презентации для проведения классных мероприятий, например, по правилам дорожного движения, по профилактике вредных привычек (ОМ), для уроков Мужества, литературных викторин, праздников и др.

В нашей школе создан сайт, на котором размещается информация о внеклассной работе школы — сценарии мероприятий, информация о победителях соревнований и конкурсов.

Внеучебная работа в школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагога-организатора, библиотекаря учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

•внеучебной деятельности школьников,

•внеучебной работы учителей со школьниками,

•системы управления внеучебной деятельностью.

Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность:

встречи с интересными людьми

экскурсии, посещение музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции.

Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

•формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества ;

•формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (компьютерные презентации);

•развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (презентации по предметам и классные часы, встречи и уроки «Мужества», «Знаки дорожного движения»);

•развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

•формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

•развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

•повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности (Азбука прав человека, уроки патриотизма и гражданственности);

•организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

•развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);

•внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

•осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

•развитие способности свободного культурного общения;

•обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

•всестороннее развитие личности ребенка;

Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников организовано:

проведение и консультирование проектной деятельности;

доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность обучающихся);

внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, организация конкурсов и встреч, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);

работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ;

досуг детей в школьном компьютерном кружке.

Информационная культура обучающихся и учителей растет.

Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность. создают условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам.

Средства информационно-коммуникационных технологий позволяют сделать уроки, классные часы, внеклассные мероприятия яркими и незабывающимися, помогают детям проживать события, связанные с тематикой мероприятия.

С использованием ИКТ в 3 классе в прошедшем учебном году были проведены следующие классные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание — приобщение к истории, культуре и традициям России:

«Русское наследие» — об обычаях русского народа;

«О красоте и мужестве»;

«Урок доброты»;

Проект «Кто нас защищает»;

«Музей путешествий»;

«Города Золотого кольца России»;

«Мой город»;

«День Учителя»

«День народного единства».

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют как синонимы. Поэтому важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Именно родители помогают ученикам найти материал в Интернете, оформить его и представить в виде докладов-презентаций.

С использованием компьютерных технологий в нашем классе были проведены уроки Мужества на основе презентаций, сделанных учащимися самостоятельно дома и на кружке «Математика и информатика»:

«Мы не должны забывать подвиг наших прадедов»

«Война, блокада глазами детей»

«Войны священные страницы»

«Идут по войне девчата, похожие на парней»

«Памяти узников концентрационных лагерей»

Прикосновение к истории своей семьи, встречи с интересными людьми, причастными к важнейшим событиям страны , заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Во время проведения нескольких уроков-встреч таких как: «Мой дедушка — архитектор-конструктор»; встречи с детьми блокадного Ленинграда Ивановой Ниной Федоровной и Умиковой Вандой Карловной (см. Приложение фото. 1, фото 2,) дети открыли для себя смысл таких важных понятий, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» на конкретных фактах из жизни старших членов семьи, отцов, дедов, прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Учитель и родители стремились подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц и площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Средства ИКТ позволили сделать яркой и незабываемой встречу с представителем МЧС (см. Приложение фото 3, фото 4) на которой дети узнали о людях, служащих Родине в настоящее время, рискующих своей жизнью ради спасения жизней других людей. На этой встрече дети имели возможность обсудить такие темы, как «долг», «честь», «самопожертвование», «помощь людям», что очень важно для нравственного воспитания подрастающего поколения.

Использование ИКТ позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, закрепления его в практической деятельности.

За прошедший год были реализованы проекты:

Игра по станциям «Осторожно дети!» по профилактике детского дорожного травматизма.

«Память за прошлое держится цепко» — вечер-диалог.

«Этикет поведения».

«Чудесные сказки Андерсена».

«Новогодний пирог».

«Страна вежливых слов»;

«Новогоднее настроение»;

«Книга поможет везде: в учёбе, отдыхе, труде»

«Как прекрасна эта осень» и др.

Информационно-коммуникационные технологии используются в работе с родителями — это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд-презентаций:

•«Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания»;

•«Учитель и родитель» — игра;

•«Организация летнего отдыха» и другие.

ИКТ в творческой деятельности дают возможность ученику:

реализовывать и развивать свои креативные способности;

расширять знания в разных областях;

проявлять организаторские умения;

закреплять коммуникативные навыки;

формировать способность к рефлексии.

Учитель с помощью средств ИКТ имеет возможность:

развивать творческий потенциал;

совершенствовать организаторские способности;

объединять учащихся, учителей и родителей;

управлять процессом развития школьника.

Сегодня невозможно представить воспитательную работу без использования проекторов, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, компьютерных средств обработки мультимедийной информации.

Любой урок или мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в электронную-«копилку».

Таким образом, использование ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха рождает добрые чувства, сопереживание, чувство патриотизма.

Очевидно, что воспитание патриотизма — трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности ИКТ, осваиваемые и используемые детьми осмысленно, в соответствие с важной для их духовного развития целью. Совершенствование развития творчества у детей с использованием информационных технологий — важная задача классного руководителя.



sitemap
sitemap