Использование игровых методов в деятельности педагога



Использование игровых методов в деятельности педагога

06.02.2013, 20:57

В настоящее время школьные учреждения находятся в процессе поиска новых средств, форм и методов социальной адаптации детей.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые,

— во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру,

— во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности,

— в-третьих, интересны детям,

— в четвертых, органически вписывается в современные учебно-воспитательные системы.

Таким средством воспитания, на наш взгляд, является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет развивающую, познавательную, диагностическую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, толерантности (терпимости), гуманного межнационального общения.

В современной ситуации общественного развития обращения к народным истокам, прошлому является весьма современным.

Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и, наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные различия между игровой и неигровой деятельностью. Хотя, например, Й. Хейзинга понятие игры интегрирует в понятие культуры.

У каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у каждого поколения свои любимые игры. Анализируя игру в ее историческом развитии, мы можем сказать, что изначально, издревле игра формируется как народная игра.

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых и пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры – игротерапия. Игра рассматривает здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключение и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

И в то же время именно народная игра входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: трудовые, семенные, празднично-игровые и прочие. Другими словами, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры.

Народная игра может выступать результатом всех жизненных позиций ребенка.

Как известно, дети недоигравшие в детстве, страдают, по словам академика В.П. Зинченко, «игровой дистрофией» и сохраняют ее на всю жизнь. Такая социальная психологическая «ущербность» позднее уже практически не поддается коррекции.

Многие авторы единодушно признают наиболее «игровым» младший подростковый возраст. Именно в играх можно ненавязчиво откорректировать искаженное понимание нравственных качеств, если поставить ребенка в ситуацию, где он сможет проявить и смелость, и терпимость, и самостоятельность, и мужество. Об этом свидетельствуют и заповеди народной мудрости, выраженные в пословицах и поговорках. В них бережное отношение к игре, ее роль в воспитании детей, указание на необходимость, возрастного подхода к игре, соблюдение меры, недопущение опасных крайностей: «старый хочет спать, а молодой — играть», «ребенок играет куклой, мышка – мышью, а всяк – любимой мечтою», «игра потеху любит», «то не игра, что взаправду пошла», «в игре да в дороге узнают людей», «игра расчетом красна», «делу время – потехе час», «тем не играют, от чего умирают», «играй, да не заигрывайся». Нравственные характеристики, заложенные в них, пронизывают не только игровую деятельность ребенка, включенного в народные игры, но всю деятельность в целом.

Однако занять ребенка – еще не значит воспитывать, — подчеркивает С.А. Беличева. Чрезвычайно важную роль при этом играет характер отношений, который складывается в процессе этой деятельности, насколько гуманизированы отношения сверстников, взрослых и детей, как и какие духовные ценности культивируются в коллективе.

И в этом народная игра может выступать уникальным средством социализации детей, поскольку позволяет:

— принимать игровые роли, отражающие социальные отношения;

— оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения детей в игровой деятельности;

— имитировать ситуации, адекватные эталонам гуманистических отношений (сопричастность и переживание за собственными действиями товарищей; стремление каждого к установлению гуманистических отношений; участие в регулировании этих взаимоотношений; открытость и понимание других, солидарность; признание права других быть иным, чем ты);

— овладеть культурой собственного народа через игровую деятельность и знакомиться с многообразием других народных культур и традиций.

Ребенок познает игру через мир, человеческие отношения, в игре формируются его фантазия, воображение, творческие способности, воля. Однако, для того, чтобы игра выполняла роль ведущей деятельности, необходимо, чтобы она проходила не под диктовку взрослого, а спонтанно, чтобы она доставляла ребенку непосредственное удовольствие.

Развитие игровой деятельности у детей обычно понимаются как обучение игровым навыкам, как передаче некоторого опыта. В то же время педагогу необходимо создать условия для того, чтобы обеспечить игру как свободную, спонтанную деятельность, для чего необходимо, как минимум, следующее:

— создание обстановки максимальной безопасности;

— наличие свободного, нерегламентированного времени;

— возможность самому ограничить пространство для игры. Перечисленные условия достаточно просты. Неумение детей играть – первый яркий показатель их неготовности к школьному обучению.

Но, поскольку существует взлет игровых интересов у детей, связанный с возросшим значением коллектива в дошкольном возрасте, нам необходимо уделять как можно больше внимание к данному направлению.

Ребенок в игре проверяет (самодиагностирует) свои силы, имеет возможность проверить их в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности. Огромное количество игр построено на интриге «познай себя», «проверь себя».

Для педагогов и воспитателей игра – законный и наиболее удобный метод диагностики потому, что она – форма поисково-экспериментального поведения детей. Известно, игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений друг с другом (симпатии и антипатии).

Игровая деятельность дает педагогу возможность увидеть проявление индивидуальности и способности детей. «В игре обнаруживается активность, инициативность, самостоятельность, справедливость, коллективизм ребят и пассивность, индивидуализм, комфортность других».

 

Литература:

1.     Конникова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе. Л., 1966

2.     Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.1995.

3.     Фришман И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях. Дис. …канд. пед. наук. Казань, 1992.



4.     Шмаков С.А. Ее величество – игра. М. 1992.








sitemap
sitemap