Использование герменевтического метода в курсе начальной школы_1728



Муниципальное образовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1» Ленинского района Волгоградской области

Сообщение из опыта работы

Реализация герменевтического метода на уроках

русского языка в начальных классах

Подготовила Плеханова В.А.

учитель МОУ «ЛСОШ №1»

2010 год

Современные задачи школьного образования требуют не только запоминать информацию, но и понимать её, анализировать, творчески ставить задачи, формулировать проблемы и решать их. Эти задачи связаны с уровнем понимания (интерпретацией). Такой подход в педагогике называется герменевтикой.

Согласно герменевтике, основная задача образования – понимание учебного материала путём проникновения в духовное содержание субъектов и объектов. Слово «герменевтика» происходит от греческого и означает «истолковывать», само же слово происходит от имени греческого бога Гермеса, который согласно древнегреческой мифологии истолковывал людям волю богов. Словом «герменевтика» принято обозначать науку о понимании и истолковании.

Широко известно использование герменевтического метода при изучении истории, литературы, биологии. В своей работе с недавних пор использую герменевтический метод на уроках русского языка.

В связи с этим даю несколько иное определение данному методу. Герменевтический метод – эмоционально – образное представление законов, понятий, выраженных изобразительными средствами. Этот метод рассматривается как самостоятельная творческая деятельность младших школьников, основанная на воображении, активности и требующая развития образного мышления на основе знаний.

Дидактическая функция метода состоит в том, что в процессе рисования уточняются и систематизируются ранее полученные детьми знания на эмоциональном уровне.

Творческая функция состоит в развитии воображения, инициативы, умения работать самостоятельно или согласовывать свои действия с участниками группы, умения устанавливать дружеские взаимоотношения.

Общие принципы:

Метод эффективен в ходе изучения понятий или по завершении темы.

Хорошая организация урока.

Возможно проведение не только на уроках гуманитарного цикла, но и на уроках математики, окружающего мира.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

В ходе урока каждый ученик имеет право выбрать любую из форм, а также перейти из одной группы в другую.

Наиболее интересны и необходимы рисунки на уроках русского языка по следующим темам:

Гласные и согласные звуки. Ударение. Ударные и безударные звуки.

Однокоренные слова.

Состав слова.

Парные согласные.

Непроизносимые согласные.

Синонимы. Антонимы.

Методические рекомендации

по составлению плана урока с использованием герменевтического метода.

1.Сообщение о виде деятельности, пробуждение интереса.

2. Повторение исходной информации (теоретических знаний).

3. Выбор формы работы. Распределение учеников на группы, создание пар.

4. Сообщение (повторение) правил сотрудничества.

5. Вхождение в образ, настрой.

6. Непосредственная работа. ( Учитель пассивный наблюдатель за творчеством детей).

7. Представление результата работы одним или несколькими членами группы.

8. Обсуждение соответствия рисунка понятию, закону.

9. Рефлексия.

Результаты при герменевтическом подходе в обучении имеют

двойное значение: усвоение изучаемого материала (материализованная образовательная продукция) и развитие внутренних качеств детей.

Ученики класса, в котором использовался данный метод, имеют достаточно хорошие знания, умеют общаться без конфликтов, у них развиты творческие способности, воображение.

Итак, сделаем некоторые выводы: 1.Герменевтика — наука о постижении значения (смысла) знаков;

2.Знаки не обязательно являются языковыми (текстовыми), но любой продукт познания (мыслительной деятельности) выражается в знаковой форме (системой знаковых форм).

3. Герменевтика осуществляется посредством понимания, объяснения, «вчувствования».

4. Любая знаково-символическая система — это самостоятельная сущность, индивидуальность: а) продукт мыслительной деятельности, средство объяснения создающего субъекта; б) продукт понимающей деятельности, средство понимания, интерпретации воспринимающего субъекта.

5. Герменевтический метод — диалогичен.

6. В герменевтике человек является субъектом познания, а символически- знаковая система — предметом познания.

7. Основной задачей герменевтики является постижение, т.н. “глубинного смысла”.

8. Т.о. одной из основных задач герменевтического подхода к познанию какого- либо определенного явления, заключается в постижении его модели.

9. Множественность моделей (знаково-символических систем) является положительным фактом только при условии, что каждая из моделей, которая признана адекватной, опирается при своей разработке на систему определенных принципов и правил. Ни один из элементов системы не может быть удален из нее без изменения всей системы в целом.

10. Эффект системности (получение знания более полного, чем суммарное знание, полученное при помощи каждой части системы в отдельности), срабатывает только при одновременном использовании всех принципов, входящих в систему

Смотрите приложение. Рисунки по теме «Антонимы»

Список литературы.

1. Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания: Препринт/ Издание Башкирского университета. — Уфа, 2000, 60 с. 2. Гафаров Х. С. Герменевтика как попытка примирения естественнонаучного и гуманитарного знания// http://charko.narod.ru/tekst/alm1/gafarov.html 3. Кузнецов В. Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.ht 4. Кузнецов В.Г. Русская герменевтика, или прерванный полет (опыт интерпретации философии Густава Шпета)//www.nature.ru

5. Слесинский Р. Поиски в понимании. Введение в философскую герменевтик



sitemap
sitemap