Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках



Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8» г. Сыктывкара

Использование элементов здоровьесберегающих технологий

на уроках.

(из опыта работы)

Составила

учитель начальных классов

Бондаренко Н.И.

В период перехода на новые государственные стандарты, предъявляются новые требования к уровню образования и к уроку в частности, который характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках вызвана прежде всего психологическими особенностями младших школьников, которые активно могут работать на уроке в течении 15-20 минут, по истечении которых наступает утомляемость и работоспособность снижается. Одна из задач, которая стоит перед учителем в настоящее время — не только сохранить, но и укрепить здоровье ребенка.

Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения.

1.Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.

2.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.

3.Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.4

4.Чередование методов обучения. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.

5.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются в «потребителей знаний», в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

6.Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).

7.Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.

8.Поза учащихся, чередование позы (следит ли учитель за посадкой учащихся, чередуется ли поза в соответствии с видом работ).

9.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, формирование потребности к здоровому образу жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

13.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный элемент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому и т.д.



14.Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учащимися

15.Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание с комментарием, музыкальная минутка.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, учитываю физиологические и психологические особенности детей, предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, а так же с целью отдыха центральной нервной системы использую оздоровительные моменты:

физкультминутки,

динамические паузы

минутки релаксации



дыхательная гимнастика

гимнастика для глаз

Физминутки. Цель использования- имеют оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждают появление сколиоза, повышают внимание, улучшают мозговое кровообращение, снимают утомляемость с плечевого пояса и рук, снимают напряжение с мышц туловища, способствуют развитию мелкой моторики.

Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. Физкультминутки дают детям возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

Виды физминуток:

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх, 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2.      И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3.      И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 — круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 — то же в другую сторону, 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

5. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1.И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — 2 — круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 — 4 — то же левой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

3.И.п. — стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 — обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 — и. п. то же налево. Повторить 4 — 6 раз. Темп быстрый.

4.И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — повернуть голову направо. 2 — и. п. то же налево. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Особенно нравятся детям физкультминутки в стихах или двигательно-речевые физкультминутки.

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Зайка серенький сидит Вот мы руки развели, Это- правая рука,

И ушами шевелит Словно удивились Это-левая рука.



Вот так, вот так И друг другу до земли Справа-шумная

И ушами шевелит Низко поклонились. Дубрава

Зайке холодно сидеть Наклонились, Слева- быстрая река

Надо лапочки погреть выпрямились Обернулись мы, и вот

Вот так, вот так Налонились, Стало всё наоборот.

Надо лапочки погреть. Выпрямились Слева- шумная

Зайке холодно стоять Ниже, ниже. не ленись, дубрава.

Надо зайке поскакать. Поклонись и улыбнись. Справа-быстрая река.

Вот так, вот так Неужели стала Надо зайке поскакать правой

Зайку волк испугал, Моя левая рука?

Зайка тут же убежал.

Раз, два, три, четыре, пять- Мы топаем ногами, -Как живёшь?

Все умеем мы считать. Мы хлопаем руками -Вот так!

Раз! Поднялись, потянулись Киваем головой. –Как идёшь?

Два! Согнулись, разогнулись. Мы руки поднимаем, -Вот так!

Три! В ладоши три хлопка. Мы руки опускаем -Как бежишь?

Головою три кивка. Мы кружимся потом, -Вот так!

На четыре- руки шире. Мы топаем ногами -Ночью спишь?

Пять-руками помахать Топ-топ-топ. –Вот так!

Шесть- за парту тихо сесть. Мы руки опускаем: -Как берёшь?

Хлоп-хлоп-хлоп. –Вот так!

Мы руки разведём -Как даёшь?

И побежим кругом. –Вот так!

-Как молчишь?

-Вот так!

-А грозишь?

-Вот так!

Важную роль в укреплении здоровья детей играют динамические паузы.

Динамическая пауза — активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональной системы закаливания организма ребенка.

Динамические паузы  выполняют следующие функции:

1.Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное  утомлением;

2.Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;

3.Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;

4.Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки ;

5.Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы  обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.

Динамические паузы обычно провожу после второго урока и после четвёртого.

Минутки релаксации после напряженной. Релаксация- это умение расслабиться умственной деятельности.

Цель её — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.Вот некоторые элементы релаксации, которые я применяю на начальном этапе обучения.1.Зарядка с использованием движения, песен, танца. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят.2.Игра- одна из важных форм релаксации. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению. Одним детям она помогает снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Дети выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь в заданный образ. О расслаблении можно судить по внешнему виду ребёнка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание.

«Шишки»

Вы- медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки.Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам.

«Холодно-жарко».

Вы играете на солнечной поляночке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, охватите себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…

«Муравей»

Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой нужно потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушиваемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги. Ноги отдыхают.

«Мороженое»

Вы-мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твёрдое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела…

«Пчёлка»

Представьте себе тёплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит, пчёлка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчёлку можно энергично двигать губами. Пчёлка улетела. Слегка открыть рот, облегчённо выдохнуть воздух.

«Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот- погладьте его и там. Он не озорник, он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

«Дует ветер»

Исходное положение: выполняется сидя или стоя. Ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч; с закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь, и задержаться в конечном положении на 1-2 секунды; сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение; повторить 2-3 раза.

«Свеча»

Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Именинный пирог»

Сделав глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свече на воображаемом именинном пироге. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали дети воздух при выдохе. Количество коротких выдохов может быть разным.

«Ароматный цветок»

Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок».

«Воет вьюга»

Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание: на выдохе произнести протяжно (у), усиливая (в другой раз – ослабляя) звук.

«Тишина»

Сделать глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: ш-ш-ш.

«Самовар»

Сделать глубокий вдох носом, а выдыхаем также через нос порциями, имитируя шум пыхтящего самовара: пых-пых-пых.

«Воздушный шарик»

Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течении нескольких секунд, затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через рот.

«Озябшие руки»

Пальцы одной руки сжать в кулак, который обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.

Гимнастика для глаз укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз

Упражнение 1. Выполняется в положении сидя за столом на стуле. Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд. Открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить упражнения 6-8 раз.

Упражнение 2. Выполняется в том же положении, что и упражнение 1. Быстрое моргание в течение 1-2 минут.

Упражнение 3. Выполняется стоя. Смотреть прямо вдаль в течение 2-3 секунд. Поставить палец по средней линии на расстоянии 25-30 сантиметров, направить взгляд на палец на 3-5 секунд.

Упражнение 4 Выполняется стоя. Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 минуты. Данное упражнение способствует расслаблению мышц глаз, улучшает кровообращение.

Упражнение 5. Выполняется стоя.

Палец правой руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз.

Смотреть обоими глазами на палец в течение 3-5 секунд.

Левой ладонью закрыть левый глаз на 3-5 секунд.

Убрать ладонь, двумя глазами смотреть н палец в течение 3-5 секунд.

Палец левой руки на средней линии лица.

Правой рукой закрыть правый глаз на 3-5 секунд.

Двумя глазами смотреть на кончик пальца в течение 3-5 секунд, убрав предварительно ладонь с правого глаза.

Данное упражнение выполняется 5-6 раз с каждой рукой.

Упражнение 6. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки обоих глаз. Спустя 2-3 секунды снять пальцы с век.

Упражнение 7. Выполняется стоя.

Отвести руку вправо.

Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево.

Голова неподвижна, глаза следят за пальцем.

3.Обратное движение руки слева на право.

Упражнение выполняется 10-12 раз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.Глазки видят всё вокруг,  Вдаль посмотрим и под ноги,Обведу я ими круг. Вправо, влево побыстрей.Глазком видеть всё дано- Удивимся- что такое?Где окно, а где кино. И закроем их скорей.Обведу я ими круг, А теперь по кругу быстро,Погляжу на мир вокруг. Словно стрелочка часов,

Про ведём

Глазами

Дружно, Ну, а дальше-будь здоров!.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4.Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

.1. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6

2.Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8.2.








sitemap
sitemap