Использование элементов программированного обучения при изучении курса естествознания



Использование элементов программированного обучения как способа

активизации учебной деятельности учащихся коррекционного учреждения

при обучении естествознанию

Учитель школы-интерната VIII вида

№42 г. Ростова-на-Дону Матюхина Т.Ю.

I. Сущность программированного обучения,

его достоинства и недостатки.

Оптимизация управления процессом учения человека — это содержание и одновременно цель программированного обучения. Современная психология и техника — средства достижения этой цели.

Идея программированного обучения состоит в повышении эффективности управления процессом учения, с использованием для этого достижения экспериментальной психологии и обучающих машин. В функцию учителя входит не только сообщение знаний, но и управление процессом их усвоения. Внедрение программированного обучения может быть успешным лишь при опоре на общую теорию управления и психолого-педагогическую теорию обучения [6].

Сущность идеи программированного обучения состоит в повышении эффективности управления процессом учения с помощью современных знаний об управлении и специфике процесса обучения при опоре на современную технику[6].

Идея программированного обучения приводит к оптимизации управления учебно-воспитательным процессом в целом. В программированном обучении объектом управления выступает процесс учения. Главная задача состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. В ходе использования заданий программированного характера создается возможность реализации дифференцированного подхода в обучении, создание оптимального режима обратной связи.

Функция обратной связи состоит в получении информации управляющим о состоянии управляемого объекта, но и регулирующее (корректирующее) действие последних. Управление процессом учения используется реагирование на ошибки учащихся. В программу вносятся изменения, учитывающие характер ошибок и позволяющие их ликвидацию в следующих заданиях[1].

Обратная связь осуществляется по параметру — правильности выполнения задания учащимися. Для программированного обучения характерно:

Расчленение строго отобранного материала на отдельные небольшие группы.

2.Включение системы предписаний по последовательному выполнению

определенных действий, направленных на усвоение каждой части.

Предъявление заданий по проверке усвоения каждой части.

Соблюдение ответов, информирующих учащегося о степени правильности его ответа.

Наряду с достоинствами имеются и недостатки этого метода. Прежде всего, ограничено речевое общение между учителем и учащимся, что снижает коррекционное значение речи как средства развития мышления и его регулирующей функции в процессе обучения. Кроме того, длительная интенсивная самостоятельная работа утомляет учащихся. Тем не менее, умелое использование программированных заданий в сочетании с традиционными методами обучения и контроля способствует повышению эффективности обучения, особенно на этане закрепления знаний.

II.Методика применения элементов

программированного обучения при изучении курса

естествознания в коррекционном учреждении.

Программированное обучение, которое постепенно входит и практику преподавания в школе основ наук, является одним из приемов обучения учащихся и контроль за усвоением ими учебного материала. Этот прием позволяет вовлечь в процесс активной самостоятельной работы большое количество учащихся, обеспечивает быструю и объективную проверку их знаний. Эффективность использования программированных заданий обеспечивается тем, что учащийся может выполнять предложенное ему (письменное) задание по изучаемой теме только в том случае, если он достаточно глубоко усвоил материал предшествующих тем

Методика применения программированного обучения включает ряд этапов:

Составления в столбик задания;

Составление методических указаний по их выполнению;

Составление проверочных карточек.

Задания составляются таким образом, чтобы учащийся в процессе его обучения мог самостоятельно (группа детей, имеющих более сохранные процессы ориентировки в задании, способных к самостоятельным обобщениям невысокой сложности, в дальнейшем именуемая 1-ой группой учащихся), запомнить новые понятия и термины, а учитель имел бы возможность проверить степень усвоения учащимися этого материала. Вопросы задания должны быть сформулированы четко, чтобы ученик на каждый из них мог дать однозначный ответ. Характер задания определяется содержанием изучаемого материала. В начале урока целесообразно выполнить с привлечением учащихся всего класса одно из заданий.

Программированное обучение как целостная система не может быть полностью реализована в коррекционном учреждении, отдельные его элементы, используемые на уроках, активизируют учащихся, содействуют развитию самостоятельности и повышению чувства ответственности за результат работы.

Одной из главных задач коррекционного учреждения является формирование у детей с ограниченным интеллектом, а достаточной мере активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этих качеств во многом зависит динамика личностного развития детей с ограниченным интеллектом, его адаптивные возможности в процессе социализации. Одним из средств достижения цели является использование элементов алгоритмизации, т.е. элементов программированного обучения, Это позволяет сочетать коллективные формы работы с индивидуальной работой каждого ученика, обеспечивая в рамках единого для всех обучения разную степень глубины и разный объем изучения учебного материала в зависимости от способностей учащихся. Это достигается с помощью подбора заданий и упражнений разной системы сложности. Кроме того, в ходе выполнения самостоятельной работы программированного характера возможна реализация дифференцированного подхода в обучении.

Именно возможность создания оптимального режима обратной связи, а также возможность реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении даст возможность использовать программированные задания как дополнительную систему приемов учебной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Программированные задания при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должны отвечать следующим требованиям:

Включать в себя вполне конкретную учебную задачу.

Содержать достаточно полную (конкретную или обобщенную — для разных групп учащихся) ориентировочную основу умственных действий.

3. Содержательно и методически соответствовать уровню подготовленности учащихся, особенностям их познавательной деятельности, те. находиться в зоне ближайшего развития конкретного ученика.

4. Иметь в своем содержании оперативные приемы, обеспечивающие обратную связь.

Программированные задания могут использоваться на различных этапах урока и иметь при этом различные дидактические задачи. Так, на этапе формирования новых знаний учитель использует программированные задания в работе с группой детей, имеющих более сохранные процессы ориентировки в задании, способных к самостоятельным общениям невысокой сложности (1-я группа учащихся). Руководство познавательной деятельностью данной группы учеников с помощью алгоритмов учебных и умственных действий способствует развитию самостоятельности и активности мышления, формирует рефлексивно-личностный компонент учебной деятельности.

Школьники с более выраженным недоразвитием ориентировочной

деятельности и мыслительных операций, так называемые средние (2-я группа учащихся), не смогут работать с программированными заданиями на этапе формирования знаний, здесь они выступают лишь слушателями, усваивающими логику суждений, раскрывающих взаимосвязи или свойства изучаемого объекта, явления,

Однако на этапе закрепления знаний эта работа будет им посильна. Они смогут или сформировать ответы на вопросы программированного задания, или находить правильные, нужные ответы из совокупности ответов. Дети с выраженным недоразвитием познавательных процессов, так называемые слабые (3-я группа учащихся), работают с подобными программированными заданиями только на этапах закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения вопросов и соответствующих им ответов. Дидактические задачи обучения детей с интеллектуальной недостаточностью этой группы с помощью программированных заданий будут заключаться в усвоении логики размышления, формировании умений устанавливать простейшие логические связи в содержании учебного материала, развитии способности к элементарному абстрагированию.

При составлении заданий учитывалось, что для детей с ограниченным интеллектом характерна недостаточность развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение. Они не умеют выделить главное, существенные признаки, проанализировать их и последовательно логически описать. Отражение действительности у детей с интеллектуальной недостаточностью отличается бедностью выделяемых признаков предмета.

При усвоении естественнонаучных понятий дети с интеллектуальной недостаточностью не могут дать полную характеристику органов, не умеют классифицировать живые объекты; затрудняются в установлении причинно-следственных связей, затрудняются в усвоении знаний о предметах, не попадающих в поле чувственных восприятий, затрудняются в осмыслении биологических выражений и терминов. Главной причиной этого недостаточного усвоения является то, что на уроках доминирующее место занимает слово учителя. Необходимо ставить цель научить самостоятельно, получать, закреплять и проверять новые знания в процессе организованном учителем, выполнения программированных заданий (подбор заданий, место которых определяется логической последовательностью хода урока, содержанием учебного материала и определенно выполненных задач урока), а так же определять характер и меры помощи, которые необходимо оказывать учащимся, учитывая их индивидуальные возможности.

Для стимуляции у детей с ограниченным интеллектом процесса познания использования карточек и перфокарт можно сочетать с натуральными объектами, моделями объект, таблицами, гербарием.

Перфокарты должны быть наглядными, чтобы процесс приобретения знаний опирался на ощущения, которые учащиеся получили в результате чувственного познавательного опыта. Нижеприведенные задания являются взаимодополняющими. Одни из них содержат ориентировочную основу умственных действий и направлены на формирование знаний (карточки лит. «А»). Другие содержат материал, закрепляющий знания и формирующий практические умения учащихся (карточки лит. «Б»).

Каждый вид программированного задания изготовлен для каждого ученика в двух вариантах. Карточки под литером «А» содержат четкие задания, которые должен выполнить ученик при изучении нового материала, опираясь на определенный текст и иллюстрации учебника в сочетании с опорой на натуральный объект, модель объекта, таблицу, гербарий. С помощью этих вопросов и заданий акцентируется внимание учащихся на наиболее важных сторонах изучаемого вопроса, помогает им самостоятельно разобраться в материале темы. При любом затруднении ученики должны обращаться за помощью к учителю. С помощью материала учебника и предложенных рисунков, таблиц ученики заполняют прорези перфокарт. На поставленные вопросы учащиеся отвечают письменно в тетрадях. Проиллюстрируем примерами: при изучении темы «Органы цветкового растения» учащиеся обращаются к алгоритму карточки 1-а, при выполнении которого они используют текст и рисунок учебника на стр.7, 8, а также натуральный объект и схему, выполненную на листе ватмана, который размещен на доске. Необходимая информация выделена в тексте учебника крупным шрифтом, а в конце параграфа в виде вывода урока, ограниченного красной чертой сверху и снизу. В течение работы учащиеся задают вопросы учителю, которые вызвали у них затруднения. В конце урока учитель подводит итог, останавливаясь на значении каждого органа цветкового растения, уделяя особое внимание классификации органов на органы питания (корень, стебель, лист) и органы размножения (цветок, из которого образуются плоды и семена). Карточки под литером «Б» содержат конкретные вопросы, ответы на которые ученик вписывает в прорези перфокарт. Варианты ответов размещаются учителем на доске. Учащиеся должны самостоятельно выбрать правильные слова и вписать их. Ответы на поставленные вопросы они формулируют устно, В данном случае на уроках естествознания реализуется принцип коммуникативности. Развивается речь учащихся, мышление и его регулирующая функция в процессе обучения. Дети с выраженным недоразвитием познавательных процессов, так называемые слабые (3-я группа учащихся) выполняют эти задания с помощью рисунков и текста учебника. Ответы на поставленные вопросы находят в материале учебника на указанной странице.

Например: при работе с алгоритмом карточки 1-6 учитель может проверить знания учащихся. В качестве вариантов ответов учитель размещает на доске текст, который содержит основные термины: стебель, корень, лист, цветок, плод, орган питания, орган размножения. Используя эти термины, учащиеся заполняют перфокарты. На вопросы задания 1,4,5 учащиеся формулирую устные ответы. Учитель проверяет правильность заполнения перфокарты и прослушивает устные ответы. В конце урока он оценивает работу каждого ученика.

III. Результаты использования элементов программирования при обучении естествознанию в коррекционном учреждении.

Использование программированных заданий способствовало повышению интереса к работе и большей активности, формированию системы знаний. Улучшилась способность выделять главное, существенное в тех сведениях, которыми они располагают. Учащиеся стали легче устанавливать причинно-следственные связи. Все это поэтапно формирует умственные действия у школьников, развивает аналитические процессы мышления, способность к обобщению и абстрагированию, позволяя учитывать индивидуальные и типологические особенности познавательной деятельности учащихся. Кроме того, развитие познавательной и учебной деятельности в целом происходит при большей активности и самостоятельности, проявляемой учащимися в учебном процессе.

Библиографический список:

1.Лифанова Т.Н. Использование программированных заданий на уроках естествознания во вспомогательной школе. М., 1984.

2.Мирочник М.П. Элементы программированного обученияестествознанию во вспомогательной школе. « Дефектология», 1986 №6.

3.Молис С.С, Молис С.Л. Активные формы и методы обучения биологии.М., 1988.

4.Печерский В.Г. Программированные задания как способ организации учебной деятельности учащихся коррекционной школы « Дефектология», 2000 №1.

5.Синев В.Н., Стожок Л.С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. М., 1984.

6.Талызина Н.Ф. Теория программированного обучения. М., 1975.



sitemap
sitemap