Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики_53830



В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории, практики учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям, что способствует гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Овладение ИКТ еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Значит, перед учителем математики возникают новые проблемы, ему приходится осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения. Использование информационных технологий в классе на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы компьютерного оборудования и программного обеспечения.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети

Преподавание математики представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационной технологии. Целью применения компьютера на уроках математики является создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся. В процессе преподавания математики электронные образовательные ресурсы могут быть использованы в различных формах: — мультимедийные сценарии уроков (презентации); — готовые учебные и демонстрационные программы; — проектная деятельность; — исследовательская деятельность; — внеурочная деятельность.

Применение ЭОР предусматривает владение учителем компьютера, умение его работать в программах Microsoft Word и PowerPoint, а также знание проектной методики. Учитель при подготовке ЦОРов к уроку учитывает особенности класса, темы и цели урока. Учитель испытывает радость, когда урок удается, но иногда возникают проблемы. Отметим положительные и отрицательные моменты при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики.

По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint, высвобождает время на уроке, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала. Учитель готовит презентацию урока, которая представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Программа Power Point позволяет строить графики и диаграммы, готовить слайды, а также организовывать показы слайдов. Так при объяснении нового материала с использованием мультимедийной презентации на уроке учитель умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль учащихся к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного – учителя и класса-наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. При умелом использовании компьютера на уроке учитель может преподносить большую по объему информацию интересно и наглядно. На уроках с применением компьютера у учащихся поднимается настроение, повышается интерес к предмету, концентрируется внимание. При проведении уроков с цифровыми информационными ресурсами учитель может охватить большой дополнительный материал. Учащиеся сами могут принимать участие в создании презентаций, которые они учатся выполнять на уроках информатики, а также они могут обратиться к помощи учителя математики. При этом у них развивается эстетический вкус к их оформлению. Такой подход полезен для общения учителя с учениками, несомненно, это большой плюс для развития навыков работы у учащихся в паре, в группе постоянного состава, в частности, и в коллективе вообще.

Но при отмеченных плюсах можно найти и отрицательные моменты. Нет готовых мультимедийных учебных программ по математике с методическими рекомендациями для учителя, которые непосредственно можно использовать на уроках. По этой причине педагоги самостоятельно разрабатывают цифровые учебные материалы: видео, анимации, простейшие модели, презентации и др. По мере накопления материалов из них обычно учителя формируют персональные тематические коллекции. При создании цифровых образовательных ресурсов у учителя уходит очень много времени на создание и оформление презентации в программе Power Point. Все рисунки, графики, таблицы и весь геометрический материал для внесения его в презентацию требует от учителя уверенного знания компьютера. Значит, для этого учителю необходимо время на совершенствование своих возможностей в области использования компьютера. К отрицательным моментам в использовании цифровых образовательных ресурсов можно отнести также ухудшение здоровья, в общем, и зрения, в частности, как у учителей, так и у школьников, занимающихся длительное время компьютером.

На своих уроках я использую тренажёры, такие как «Уроки математики 5-6 класс» и «Домашний тренажер по математике». В данных тренажёрах собраны задания за курс 5-6 класса. Данные тренажеры используются для закрепления знаний или для контроля знаний учащихся по темам. В зависимости от сложности заданий ребенок может сам выбрать по-скольки бальной системе, его будет оценивать компьютер. После выполнения заданий компьютер выставляет оценку и показывает результат в процентном, графическом и оценочном коэффициентах.

В зависимости от оценки, каждый учащийся относится нами к одной из четырех групп, имеющих условные названия: «Успех», «Баланс», «Поиск», «Риск». Заявленные группы имеют следующие краткие характеристики:

•группа «Успех» — учащиеся, проявляющие достаточно высокую степень активности в образовательной деятельности, но и для них необходима педагогическая поддержка и стимулирование их активности;

•группа «Баланс» — учащиеся, основная проблема которых состоит в широте образовательной среды; педагогическую поддержку следует направлять на осознание необходимости расширения собственной образовательной среды;

•группа «Поиск» — учащиеся, основная проблема которых состоит в понимании логики осуществляемой деятельности; педагогическая поддержка должна быть направлена на решение логических учебных задач ;

•группа «Риск» — учащиеся, основная проблема которых в проявлении субъектности – это наиболее сложная группа, требующая стимулирования самостоятельного решения в ситуациях выбора.

К группе «Успех» мы относим учащихся с высокой степенью активности (оценка: 4-6 баллов при отсутствии показателей оцененных в 0 баллов);

К группе «Баланс» — учащихся со средней степенью активности (оценка: 2-3 балла при одном показателе — «широта» или «логика» оцененном в 0 баллов);

К группе «Поиск» — учащихся со степенью активности — ниже средней (оценка: 0-2 — балла при одном показателе — «логика» оцененном в 0 баллов);

К группе «Риск» — учащихся с низкой степенью активности (оценка: 0-2 балл при одном показателе — «субъектность» оцененном в 0 баллов, либо оценка: 0-2 балла при двух и более показателях оцененных в 0 баллов)

Таким образом, целенаправленное использование данной системы оценивания и систематическое использование цифровых образовательных ресурсов позволяет добиться у подростков положительных результатов в конце обучения 6 класса:

Достигнутые результаты.

Дети умеют:

•измерять, вычислять, строить и анализировать, пользоваться лабораторными принадлежностями;

•ставить цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей и чужой учебно-познавательной деятельности, выступать письменно и устно;

•сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, доказывать опровергать, делать выбор;

• самостоятельно получать знания из различных источников информации;

•выделять главное из потока информации;

•заниматься самостоятельной проектной деятельностью.



sitemap
sitemap