Использование дифференцированного подхода в обучении



Использование дифференцированного подхода в обучении.

Люди различаются типом памяти стилем восприятия окружающего мира, доминирующим характером мышления. Индивидуальные различия характеров школьников особенно ярко проявляются в их поведении, работоспособности, трудолюбии. Эти различия школьников определяются не только разными условиями обучения, но и разным жизненным опытом, разной степенью успешности учения на предшествующих этапах.

Хорошо продуманные индивидуализация и дифференциация в учебном процессе призваны сгладить диалектическое противоречие между фронтальными, коллективными формами учебной работы, преобладающими в школе, и индивидуальным развитием учащихся и характером усвоения знаний.

В современной педагогической литературе часто встречаются термины, которые используются разными авторами в различных значениях. К таким терминам относятся «разноуровневый подход», «дифференцированный подход», «индивидуализированный подход». При использовании этих терминов имеются большие различия в их трактовке и в разных странах, и у разных авторов, и в повседневной практике. Иногда их применяют в качестве синонимов. Я буду придерживаться следующих значений этих терминов:

Дифференцированный подход-разделение учащихся на группы на основании их особенностей и учёт этих особенностей в формах и методах обучения.

Разноуровневый подход— учёт различных уровней развития учащихся (в пределах одного класса) и реализация методики предметного обучения на разных уровнях трудности в зависимости от познавательных возможностей, способностей и интересов учащихся.

Индивидуальный подход – учёт психологических особенностей учащихся во всех формах и методах обучения независимо от того, какие именно особенности и в какой мере учитываются.

Выделяют два основных вида дифференциации:

1.Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на разных уровнях. При этом чётко фиксируется уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания изучаемого материала.

Уровневая дифференциация должна отвечать конкретным требованиям:

-Выделение уровня усвоения учебного материала. Результаты обучения должны быть известны учащимся и их родителям.

-Её осуществление должно идти не за счёт того, что одним ученикам предлагают меньше, а другим больше задач, а за счёт того, что предлагая им одинаковый объём материала, педагог устанавливает различные уровни требований к его усвоению.

-Выбор учеником уровня усвоения и отчётности должен быть добровольным.

-Должна быть обеспечена возможность продвижения ученика по уровням в процессе обучения.

2.Прфильная дифференциация предполагает обучение различных групп школьников по программам, отличающихся глубиной изложения материала.

Дифференцированный подход к учащимся на уроках решения задач.

Главная цель дифференцированного подхода к обучению при решении задач по физике — повышение познавательной активности учащихся, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.

Домашнее задание, как и программа, может содержать инвариантную и вариативную части, т.е. постоянное «ядро» и меняющуюся «оболочку». Инвариантная часть является обязательной для выполнения всеми учащимися, а вариативная может выбираться ими с учётом своих интересов и познавательных возможностей. Выбор тех или иных задач – право учащегося, но сам выбор обязателен.

Разделение учеников на группы.

Группа 1. Ученики, входящие в неё, плохо ориентируются в тексте, не видят логических связей, могут делать только прямые выводы из условия задачи. Их отличает медленный темп работы, невразумительная речь.

Группа 2. Школьники, составляющие данную группу, затрудняются в отборе и аргументации материала, но могут делать обобщённые выводы, в условии задачи видят работу законов.

Группа 3. Данная группа объединяет школьников, которые имеют навыки работы с дополнительной литературой, умеют анализировать. Делать обобщённые выводы, чувствуют логику явлений, активны, любознательны.

Следуя этому разделению в соответствии с принципом дифференцированного подхода к обучению, различные группы решают разные задачи: группа 1 отрабатывает только основные закономерности, наиболее существенное в изучаемом материале, причём, в общем количестве решаемых задач 90-95% решаются по образцу; группа 2 решает по образцу уже 70-80% всех задач. Остальные задачи приближаются к творческим, т.е. в их решении происходит применение знаний в нестандартной, новой ситуации; группа 3 по образцу решает только 60 % предлагаемых задач, а остальные – задачи повышенной трудности и творческие.

Технология проведения урока обучения решению задач.

1.Учитель, сформулировав задачи урока, т.е. показав необходимость решения тех или других типов задач, либо сам, либо с помощью сильных учеников подробно анализирует условие задачи, в беседе с классом намечает план решения, записывает его на доске.

2.Один из учащихся, ориентируясь на запись на доске, повторяет логику решения задачи, отмечая главную идею и выделяя вспомогательные операции.

3.Учитель обращает внимание учащихся на то, какими навыками надо владеть, чтобы решить данную задачу.

4.При наличии времени учитель проверяет усвоение этих задач, вызывая учеников к доске или предлагая им самостоятельную работу.

Технология самостоятельной работы.

У каждого ученика есть карточка с набором задач. Набор задач зависит от группы, в которой находится ученик и рассчитан на несколько уроков. Большая часть учеников решает задачу на уроке в тетради по индивидуальной карточке. В это же время учитель вызывает к доске два-три человека из группы 1 и по одному человеку из групп 2 и 3 для решения одной из задач своей группы на доске.

Учитель контролирует, а если надо, и направляет работу учеников у доски, периодически обращая внимание класса то на верное решение, то на ошибки, допущенные учеником. Большую часть своего внимания учитель уделяет группе 1, ученики групп 2 и 3 большинство задач проверяют по карточкам самопроверки, находящиеся на столе учителя. В результате в течение урока учитель опрашивает большее количество учеников, многим из них выставляет оценки в журнал.

Все уроки начинаются с пятиминутной проверки решения одной из домашних задач. Эта проверка на каждом уроке исключает возможность неподготовленности домашнего задания.

Уроки решения задач с дифференцированным подходом к учащимся успешно реализуют не только образовательную задачу. Они имеют большое воспитательное значение: самостоятельная работа развивает самостоятельное творческое мышление учащихся, формирует самостоятельность, активность, творческую инициативу. В сочетании с дифференцированным подходом самостоятельная работа воспитывает ответственность за свои знания, умение оценить свои реальные способности, развивает волю, характер.

Примеры задач по физике. (7 класс.)

Предмет и методы физики.

Средний уровень.

1.запишите, из каких веществ состоят следующие предметы (физические тела): а) книга.

б) резинка, в) парта.

2.Отметьте,какие из приведённых явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч, ночью замерзает пруд.

3.Отметьте, какие из приведённых явлений являются звуковыми: щебетание птиц, горение свечи, музыкант играет на трубе.

4.Запишите, какое из приведённых ниже пяти слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.

5.Отметьте, какое из приведённых ниже пяти слов обозначает физическое тело: молния, автобус, Вода, Радуга, мёд.

Достаточный уровень.

1.Выпишите из приведённых ниже явлений только физические: а) таяние снега, б) кипение воды, в) рост картофеля, г) выпадение снега, д) почернение серебряной монеты.

2.Выпишите из приведённых ниже явлений только химические: а) в чайнике закипела вода, б) стальной гвоздь заржавел, в) в кислоте растворяется стальная гайка, г) кусок мела упал на пол, д) прозвучал звонок с урока.

3.Запишите, какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки.

4.Заполните таблицу из перечисленных ниже слов: мел, молния, рассвет, капля воды, Луна, выстрел, циркуль, ртуть, мёд, наводнение, молоко, авторучка, лёд, таяние льда, вьюга, вода.

Тело

Вещество

Явление

5.Заполните таблицу из перечисленных ниже слов: капля падает, лёд плавится, горит спичка, слышны звуки музыки, тает снег, светит лампочка, поёт канарейка, кипит вода, плывёт лодка, летит самолёт, разряд молнии, булавка притянулась к магниту, мерцают звёзды, шелестит листва, электромагнит поднимает груз, электрический ток в проводах.

Механические

Тепловые

Звуковые

Электрические

Световые

Магнитные

Высокий уровень.

Решите устно.

Какие «чудеса» подарила людям техника? Приведите примеры.

Какие закономерности вы уже подметили в природе? Вы уверены, что это закономерности? Почему? Учитываете ли вы эти закономерности в повседневной жизни? Как учитываете?

Русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А почему народ так решил?

Почему выражения: «пустое ведро», «пустая сумка», с точки зрения физики нельзя считать правильными?

Что общего и в чём различие понятий «наблюдение» и «эксперимент»?

Почему не все явления, которые происходят в природе (железо в воде покрывается ржавчиной, растение растёт) можно называть физическими?

Эксперимент призван проверять и уточнять научную теорию. Приведите пример такого использования эксперимента.

Почему теоретически выведенные законы справедливы не всегда, а только при определённых условиях? Попробуйте привести примеры.

В науке утверждение считается истинным, если оно а) широко известно; б) опубликовано в газетах; в) подтверждено на опыте. Выберите правильное утверждение.

Единицы скорости.

Средний уровень.

1.Автомобиль равномерно движется с севера на юг со скоростью 54 км/ч. Изобразите графически скорость автомобиля (масштаб: 0,5 см – 5 м).

2.С запада на восток при попутном ветре, скорость которого 5м/с, движется мотоциклист со скоростью 10 м/с. Изобразите графически эти скорости ( масштаб: 0,5 см – 1 м/с).

3.Сокол в полёте может развить скорость до 77 км/ч. Можно ли использовать его в охоте на зайца, скорость которого около 17 м/с?

4.Скорость звука в воздухе примерно равна 340 м/с, С какой скоростью должен лететь самолёт, чтобы его можно было считать сверхзвуковым? Выразите эту скорость в км/ч.

Достаточный уровень.

1.Расстояние между двумя километровыми столбами поезд проехал за 36 с. Выразите скорость поезда в км/ч.

2.Разъярённый бык бежит со скоростью 900 км/ч, а сильно испуганный человек – со скоростью 600 м/мин. Кто из них победит в забеге на стометровку?

3.Самолёт летит со скоростью 900 км/ч. Является ли этот самолёт сверхзвуковым? Скорость звука примите равной 330 м/с.

4.Скорость реактивного самолёта 1500 км/ч, а скорость искусственного спутника Земли 8км/с. Во сколько раз скорость спутника больше скорости самолёта?

5.Скорость света в вакууме 300 000 км/с, а рекордная скорость автомобиля 1000 км/ч. Во сколько раз скорость света больше рекордной скорости автомобиля?

6.Запишите названия животных в порядке убывания скорости их движения.

Акула

500 м/мин

Бабочка

8 км/ч

Борзая

16 м/с

Гепард

112 км/ч

Заяц

60 км/ч

Ласточка

17,5 м/с

Муха

300 м/мин

Слон

40 км/ч

Улитка

1,4 мм/с

Черепаха

6 м/мин

Высокий уровень.

1.С какой скоростью идёт человек, если он делает 3 шага за 2 с и длина его шага равна 67 см?

2.Путешественник идёт со скоростью 5,4 км/ч, делая 5 шагов за 2 с. Какова длина его шага?

3.От пункта А до пункта В реактивный самолёт пролетел путь 4050 км за 1,5 ч. Обратный путь он летел со скоростью 715 м/с. В каком направлении скорость самолёта была больше?

Предложенная методика может варьироваться следующим образом: в начале урока учитель предлагает на доске несколько задач или список номеров задач из задачника. Рядом с условием (номером) задачи поставлено число баллов, которое можно получить за каждую правильно решённую задачу. Здесь же указаны критерии оценок. Общая оценка за работу выставляется в зависимости от количества набранных баллов. В этом случае каждый ученик получает возможность правильно оценить свои силы и выбрать те задачи, которые он может решить для получения положительной оценки.

Литература: И.Я.Ланина, Л.А. Ларченкова « Учение с увлечением на уроках решения задач по физике»

Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат «Задачи по физике для основной школы»

Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат « Решения ключевых задач по физике для основной школы»



sitemap
sitemap