Использование Андреевой ОВ системы показателей эффективности образовательного процесса



«Использование Андреевой О.В. системы показателей эффективности образовательного процесса на уроках этикета»

В своей работе я использую систему показателей эффективности образовательного процесса по методикам, разработанным старшим научным сотрудником лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Госнии семьи и воспитания РАО Шемшуриной А.И.

Детский, особенно подростковый возраст, по своей психологической характеристике сензитивен восприятию этических норм в силу бурного развития самосознания и эмоциональной восприимчивости. Процесс овладения этическими нормами поведения у каждого школьника различен. Интенсивность и качественность его находятся в прямой зависимости от того уровня, с которым ребенок включается в этот процесс. Необходимо учитывать этот уровень, чтобы дифференцированно, а, следовательно, и наиболее эффективно строить этическое воспитание школьников.

Реальность и результативность процесса этического развития личности обусловлена необходимостью постоянного изучения нравственного продвижения детей, эффективностью педагогических усилий. Этому служат диагностические методы, выявляющие достигнутый уровень нравственного развития детьми.

В изучении нравственного развития детей мной используются следующие средства и приемы:

наблюдение за проявлениями учеников в повседневной жизнедеятельности гимназии и в специально созданных ситуациях;

проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми;

педагогический срез с использованием комплекса методик.

Наблюдения ведутся в основном в следующих направлениях:

отношения с одноклассниками (доброжелательные, напряженные, невыраженные);

нравственная самооценка (положительная, отрицательная, неопределенная);

проявление в конфликтных ситуациях (адекватное ситуации, пассивно-зависимое, агрессивное)

наблюдение за проявлениями учеников в повседневной жизнедеятельности гимназии и в специально созданных ситуациях.

Материал наблюдений (дневниковые записи, анализ опросов, анкет) собирается в конверты по каждому классу, что позволяет корректировать воспитательную логику влияния на детей и определять перспективы дальнейших наблюдений за конкретными детьми.

Специальными методиками в логике этических занятий с детьми являются: «Продолжи предложение», «Творческий рассказ», «Мой выбор», «Педагогические задачи», «Свиток»

Игры, включенные в канву этических занятий — «Ромашка», «Замри», «Свет мой, зеркальце…», «Молва», «Собери букет», «Солнечный зайчик», «Палитра чувств» и др.

Выше обозначенные методики позволяют фиксировать процесс развития нравственных знаний учеников, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или изменения в ценностных ориентациях личности.

В педагогические срезы, которые проводятся дважды в год, включены тематические опросы и анкетирование. Вопросы анкеты и логика опроса ставят своей задачей определить следующие аспекты в нравственной характеристике личности:

Нравственные знания и ценностные ориентации учеников;

Ориентации на себя или других в процессе эмоциональных переживаний;

Направленность нравственного выбора в повседневных и конфликтных ситуациях (соотнесение альтруистических и эгоистических побуждений);

Нравственная оценка других (доброжелательная, недоброжелательная, нейтральная)

Нравственная самооценка (заниженная, завышенная, адекватная);

Направленность на самовоспитание, самосовершенствование (задание себе, выбор задания);

Самореализация (выражена, не выражена, отдельные попытки). В качестве специальных методик, выявляющих значимость для ученика нравственных качеств, их иерархический статус, динамику развития нравственных представлений школьников, изменение ценностных ориентаций, самооценки применяются: «Пять качеств», «Человечек», «Моя самооценка», «Цветочек», «Ступеньки» и др.

Вышеперечисленные методики позволяют определить эффективность образовательного процесса учащихся по предмету «Этикет»

«О применении Андреевой О.В. здоровьесберегающих технологий на уроках этикета»

Главные направления работы, направленные на здоровьесбережение учащихся в моей работе заключаются в

— создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;

— введение в содержание воспитания и образования учащихся знаний о своем здоровье и навыков ценностного отношения к нему;

— обеспечение двигательной активности учеников;

— способствование созданию комфортной атмосферы в ходе занятий.

Цель уроков по здоровьесбережению:

— формирование у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья;

— применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия

Роль уроков этикета в формировании ЗОЖ и укреплении здоровья – физического и нравственного заключается в следующих задачах:

— сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит на занятия;

— формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

— обеспечение физического и психического саморазвития;

— воспитание ценностного отношения к собственному здоровью;

— обучение основам здорового образа жизни.

В формировании системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру большое значение имеет использование разнообразных форм работы. Одна из форм — эвристические беседы, направленные на формирование полезных здоровьесберегающих привычек.

Но наиболее результативной формой работы являются практикумы. Во время их проведения происходит подробное исследование какого-либо вопроса, обсуждение проблемы. Практикумы побуждают к практическим действиям, способствуют групповой и индивидуальной самооценки. Например, практикум «Вредные привычки»: прогоняя табачный дым через фильтр, ученики убеждаются насколько вредно табакокурение. Просмотрев эпизоды из жизни дикой природы, когда некоторые животные едят плоды «пьяного дерева», приходят к выводу, что употребляя алкоголь, люди становятся похожими на животных и т.д.

В ходе занятия ученики размышляют и выводят правила, которые на их взгляд, необходимо соблюдать всем людям:

— не причинять окружающим вреда;

— быть правдивым и искренним;

— не присваивать чужого;

— быть умеренным во всем;

— избегать накопительства.

Соблюдать правила, значит:

— любить людей, значит бороться с пороками, а не с их носителями;

— не допускать оскорблений, ругани, лжи, клеветы. Если правда в словах может огорчить человека, слова заменить помощью;

— избавиться от зависти и прочих пороков;

— тренировать и закаливать тело;

— поддерживать спокойное настроение;

— расширять кругозор.

В ходе практикума «Здоровые потребности и потребности в здоровье» ученики получают задания:

— перечислить свои привычки и оценить их влияние на здоровье;

— создать свою оздоровительную систему.

Урок этикета имеет интегрированную форму обучения. В него входит изучение норм и правил поведения и общения с окружающими людьми и формирование танцевальных навыков.

Обязательно учитывается ступенчатое повышение нагрузки для учащихся 1 классов с целью обеспечения адаптации к новым условиям.



sitemap
sitemap