Использование активных методов обучения в развитии мышления на уроках биологии



Использование активных методов обучения в развитии мышления

на уроках биологии.

Хороший урок — это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять — бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак.

«Знание – сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, а действительно давали ему силу и радость – в течение всей жизни? Учащиеся в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «своя» реальность, — полученное знание уже никогда не забудется. Более того, «переоткрытие» гениального решения может привести к принципиально новому результату – столь же неожиданному и не менее гениальному. И тогда учащийся, еще сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем – исследователем в подлинном смысле этого слова!

Такой подход к образованию, к знаниям близок настоящим ученым, в своей деятельности и в своем собственном образовательном движении они обязательно пользуется этим принципом переоткрытий.

Превратить это тайное искусство работы со знаниями отдельных выдающихся ученых во всем доступную технологию это великое дело!

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование таких методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Здесь выстраивается своеобразная «машина», которая нацелена на формирование у учащихся ряда способностей, без которых невозможно делать новые открытия и вообще получать какие-либо знания – именно знания, а не информацию.

Для того чтобы организовать процесс мыследеятельности в построении нового знания приходится искать такие технологии, которые бы способствовали развитию у школьников базовых способностей (мышление, воображение, различительная способность и т.д.). Формирование способностей идет через определенные способы деятельности. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразование их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Уроки мастерские помогают организовать работу с деятельностью учащегося, где происходит передача непросто знаний, а именно деятельностных способов работы со знанием.

Открытие совершенное самостоятельно в ходе мастерской, помогает поверить в собственные возможности, ощутить потребность в сотворчестве, развивает диалогичность. Наибольший интерес представляют мастерские, «запускающие» ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей в понимании важных процессов происходящих на разных уровнях организации живого. Рефлексивный характер мастерской развивает способность к аналитической деятельности, к анализу, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия.

Использование активных методов обучения при проведении мастерских позволяет значительно активизировать процесс обучения.

Работа мастерской имеет определенные этапы, на каждом из которых усложняется изучение темы и действий в создании творческого продукта. Действие в мастерской организуется средствами малой группы (7-8 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности. Состав групп меняется, это могут быть группы, ориентированные по интересам (мастерская художников, певцов, писателей), и группы с разными интересами и уровнем творческой активности; в результате каждый приобретает «живой» опыт принятия любого партнёра, навыки толерантности и взаимопомощи.

В ходе мастерской предпочтительны разноуровневые индивидуальные задания, ориентированные на учащихся в той сфере, которая востребована на данном этапе деятельности.

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача учителя – создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.

Основные этапы мастерской:

Индукция. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Например, в мастерской «Баллада о зеленом головастике» учащиеся знакомятся с интереснейшим текстом К. А. Тимирязева. На основе прослушанного текста, учитель предлагает записать личные ассоциации, создать ассоциативный рисунок. Деятельность основана на сопоставлении эмоционального восприятия образов: от ассоциативности фрагмента простого текста к восприятию и ассоциативности научного знания.

Этап деконструкции направлен на создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы. При подборе заданий следует сохранять смысловое пространство урока, и учитывать возможность каждого прийти к вершинам смыслов «своим путём».

На этапе социализации происходит соотнесение своей деятельности с деятельностью других и представление всем результатов труда, для того чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. В результате дети развивают свои предварительно выращенные понимания, либо преодолевают их, выбирая близкую им позицию другого ученика или ученого. В любом случае происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.

Резкое приращение к знаниям и новое видение предмета приводит к креативности мышления, возникает «разрыв». Особенно тщательно следует продумать этот этап мастерской. Для того чтобы привести к качественно новому знанию, в задании должна быть заложена интрига. Например, в мастерской «Баллада о зеленом головастике» учитель предлагает рассмотреть модель опыта М.С. Цвета «Радуга под лезвием ножа» с окраской растительными пигментами порошка сорбента и ответить на вопрос: «Что вы думаете о последовательности операций, позволяющая создать эту радугу?», таким образом, рождается «новое знание».

Заключительный этап работы сопряжён с собственными раздумьями учащихся по теме урока, с обретёнными наблюдениями и переживаниями. В зависимости от уровня подготовки класса и других факторов формулировки заданий этого этапа могут варьироваться, но в любом случае они сопряжены с созданием собственного текста учащимися (баллада о зеленом головастике).

При проведении мастерских происходит восхождение ученика к новым знаниям, формируется мировоззрение, а вместе с ним происходит становление личности.

Мастерские «дают» образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действия в этой среде. Главное же нужно предоставить ученику, открывать знания самостоятельно. А уже после открытий или их попыток, можно подходить к ученику с так называемыми культурно-историческими аналогами — достижениями человечества в области решения тех же вопросов, на которые отвечал ученик. В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения, тем самым осваивая и их также, но через сопоставление со своим продуктом и пониманием.



sitemap
sitemap