Исполнение полифонической фактуры на шестиструнной гитаре



Методическая разработка

Преподавателя МУ ДОД ДДТ г. Ржев

Константиновой Ольги Петровны по теме:

«Исполнение полифонической фактуры на шестиструнной гитаре»

На сегодняшний день наблюдается стабильно высокий интерес к методической литературе, освещающей различные аспекты гитарного исполнительства. Но, как правило, в этих работах внимание акцентируется на общих вопросах: постановка, звукоизвлечение и т. д. и практически не уделяется внимание такой проблеме, как исполнение полифонической фактуры на шестиструнной гитаре. Актуальность подробного изучения данной темы обусловлена рядом причин.

Гитара- инструмент, обладающий репертуаром от эпохи Возрождения до наших дней, что ставит перед исполнителем задачу овладения обширным арсеналом технических средств для воплощения художественного замысла. Известно, что искусство игры на четырех — пятиструнных гитарах заложили испанские, французские и итальянские музыканты 15-17 веков: Милан, Мударра, Вальдеррабано, Санз, де Визе, Кампион, Ронкалли.

О непреходящей художественной ценности сочинений вышеперечисленных композиторов свидетельствует тот факт, что крупнейший испанский композитор 20 века Хоакин Родриго создал ряд музыкальных произведений, навеянных атмосферой «Золотого века». «Далекая Сарабанда» с подзаголовком «Дань почтения виуэле Луиса Милано» для гитары соло, «Фантазия для джентльмена» для гитары с оркестром на темы Гаспара Санза, фортепианный цикл «Пять пьес на темы 16 века», «Пассакалия» из цикла «Три испанских танца», все эти произведения помимо сложной современной музыкальной лексики включают в себя изощренную полифоническую ткань, не умея которую исполнить, гитарист значительно обедняет свой репертуар, что создает трудности для дальнейшего технического и артистического совершенствования.

В процессе подготовки исполнителя зачастую гитара трактуется как инструмент изначально не полифонический по своим возможностям, не смотря на то, что есть отдельные оригинальные сочинения этого рода, переложения произведений, написанных для других инструментов. И здесь возникает один из парадоксов современного гитарного исполнительства, когда музыкант, блестяще исполняющий виртуозные пьесы, совершенно теряется, столкнувшийся с музыкой, требующей не только виртуозности как таковой, а также высочайшей музыкальной и слуховой культуры.

Гитарист должен уметь играть на инструменте так, как будто на нем играют несколько человек, что во-первых, не просто в силу физиологии игры, а во-вторых, требует постоянного вслушивания в полифоническую ткань исполняемого сочинения. Отсюда возникает необходимость слушать не одну, а несколько мелодических линий, придавая каждой из них характерные только для нее артикуляцию, тембр, динамику, фразеровку. Поэтому, чем раньше начнется и систематичнее будет протекать процесс полифонического мышления в специальном классе, тем больше педагог будет способствовать формированию грамотного и высокопрофессионального музыканта. О роли полифонии в воспитании исполнителя весьма своеобразно высказывался В. В.Софроницкий: Сыграй нам Вовочка «симфонические этюды». Играл… Говорили : «спасибо, замечательно…Тут сделай больше пиано, а там лучше не замедляй…» А надо было заставить выучить все фуги Баха, как это было бы необходимо». Можно позавидовать пианистам, начинающим освоение полифонической фактуры и необходимых для этого особенностей музыкального мышления с первых шагов в искусстве, и практически через всю их жизнь проходят творения великих мастеров (И. С. Баха, П. Хиндемита, Д. Шостаковича, Р. Щедрина). У гитаристов лишь недавно появился подобный цикл, который охватывает все тональности (Игорь Рехин «24 прелюдии и фуги для гитары соло). Используя сложнейшие средства музыкальной выразительности и сохраняя барочную семантику тональностей, композитор заставляет исполнителя искать решение художественных задач не столько в плоскости инструментальных проблем, сколько на стыке различных видов искусства, философии и науки.

Итак, apriori следует, что полифоническая музыка, обладая высоким образным строем, как нельзя лучше способствует формированию музыканта, а слушателям… остается воздать должное инструменту, который всегда занимал избранное место в испанской музыке и история которого часто связывалась с нашей историей и историей европейской музыки вообще.

Для начала необходимо привести несколько положений , касающихся физиологии левой и правой рук при исполнении полифонической фактуры на шестиструнной гитаре. Так как исполнение на инструменте есть во многом процесс физического действия, поэтому от его совершенства зависит звуковой результат. При исполнении полифонической ткани на гитаре музыканту приходиться сталкиваться с рядом трудностей, как правило кроящихся в физических особенностях звука гитары, ее строя, способах звукоизвлечения и от умения преодолевать эти сложности зависит успех удачного решения поставленных композитором задач.

К одному из специфических моментов звука гитары относится резкая атака звука в момент его извлечения и быстрое затухание амплитуды колебания струны. Та проблема имеет в своей основе как объективные, так и субъективные предпосылки. К объективным предпосылкам прежде всего можно отнести физические особенности звучания гитары. При защипывании струны, амплитуда колебаний быстро возрастает до максимального значения (attac), затем несколько спадает(decay), потом в течение некоторого времени сохраняется практически постоянной (sustain ),и наконец колебания медленно затухают (release).Специфика гитары заключается в том, что стационарная фаза звучания(sustain ), отвечающая за протяженность звука очень короткая и малоопытные музыканты именно поэтому не могут добиться певучести звука. Данная картина возникает по ряду определенных причин. Во-первых, заблуждения касающиеся способов звукоизвлечения. Везде, как правило, подчеркивается роль удара: «извлечение звука на гитаре производится ударами- щипками правой руки», «звук на гитаре извлекается посредством ударов по струнам кончиков пальцев». Подобный способ звукоизвлечения приводит к укорачиванию стационарной фазы звука к резкому возрастанию амплитуды колебаний на начальной (attac).

Поэтому особая роль должна быть отведена с самых первых шагов обучения извлечению звука с помощью касания, ощущения тесного контакта со струной. Так, описывая фазы движений при звукоизвлечении, Э.Пухоль замечает: «палец прикасается к струне», об этом же говорит А. Фраучи «вообще нельзя бить струну, когда начинаешь бить струну на «апояндо», мне хочется закрыть уши. Гитара, которую бьют, это не та гитара, которую я проповедую… только лишь дотронувшись до струны ,вы имеете право на ней играть».

Все перечисленное относится к «физической» материальной картине звучания, то есть субъективная предпосылка, которая играет едва ли не определяющую роль в формировании звучания инструмента у исполнителя. Говоря о качестве звука, чаще всего заостряется внимание на технических приемах: «кантилену на гитаре исполнить довольно трудно, надо очень внимательно проработать ряд приемов, на основе которых можно добиться хорошей кантилены: легато, тремоло, глиссандо, вибрацию. Кантилена также зависит от способа извлечения звуков, плавного перехода из одной позиции в другую и от аппликатуры рук. Комплекс всех упомянутых приемов и даст положительные результаты при ежедневной и длительной тренировке».Если А.Иванов –Крамской рассматривает данную проблему как овладение «комплексом приемов», то большинство авторов: Пухоль, Каркасси, Ларичев, Кирьянов и т.д. об этом вообще не упоминают, считая наличае качественного звука само собой разумеющимся. И никто(!) ни разу не упоминает о значении слуховых представлений и их роли в формировании моторной программы. Неумение слышать всю протяженность звука со всеми изменениями силы, формирование звукоизвлечения, в основе которой лежит удар и приводит к тому, что стационарная фаза(sustain ), отвечающая за протяженность звука, становится очень короткой. Поэтому, слуховые установки и соответственные им игровые действия должны быть выстроены таким образом, чтобы начальная и завершающяя фазы звука (параметры attac и reiease), были как можно более пологими, а фаза sustain протяженнее во времени.



Особая роль при исполнении на гитаре принадлежит левой руке, но именно полифоническая ткань предъявляет особые требования к точности и пластичности действий, обеспечивающих чистоту игры. Следует также учитывать, что гитара является щипковым инструментом и длительность звука ограничена, так как после защипывания амплитуда колебаний струны начинает затухать, а затем полностью прекращается. Если струна прижата, то ее звучание моментально глушится, как только палец, прижимающий струну к грифу, поднимается. Отсюда понятна необходимость постоянного внимания гитариста к действиям пальцев левой руки, особенно при исполнении полифонии, где требуется ритмическая точность воспроизведения мелодических линий.

2012г

Литература, используемая в докладе:

1.И.Я. Мильштейн «Вопросы теории и исполнительства» -музыка,сов композитор 1983г

2.И. В. Никонович «Воспоминания о В.В. Софроницком»-музыка, сов композитор 1969г

3.М. де Фалья «Письмо Э. Пухолю», Школа игры на шестиструнной гитаре, Пухоль 1983г

4.П.С. Агафошин Школа игры на шестиструнной гитаре

5.А. Иванов –Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре- Музыка 1986г

6.Музыка-это состояние души. Беседа Валерия Волкова с Александром Фраучи 1998г

7.О. Шульпяков «О психофизическом единстве исполнительского искусства» 1973г

8. Г. Берлиоз « Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке» 1972г








sitemap
sitemap