Исчезнувшая красота Утраченные храмы Курска



Исчезнувшая красота. Утраченные храмы Курска.

МБОУ «Лицей № 6» города Курска



Руководитель: учитель истории, обществознания и

Основ Православной культуры

Колесникова Елена Васильевна.

Авторы: ученицы 7 А класса

Долгополова Василина; Сидорова Ксения.

2012 – 2013 учебный год

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…»

А.С. Пушкин

Тема нашего проекта «Исчезнувшая красота. Утраченные храмы Курска». В нём мы продолжаем работу по духовному воссозданию в сердцах курян и всех православных России былой нравственной глубины и широты души русского народа.

В своей работе мы хотели не просто прикоснуться к истории нашего древнего города. Мы хотели найти те материалы, которые помогли бы ощутить красоту исчезнувших православных храмов.

Перед нами стояли непростые задачи: исследовать немногочисленные письменные источники по православной архитектуре древнего Курска; исследовать и обобщить Интернет-ресурсы по данной теме. Также нами проделана работа по систематизации и обобщению фактологических материалов.

Старые церкви – это не только архитектурные украшения города, не только многолетний труд многих сотен людей – искусных мастеров-каменщиков, плотников, жестянщиков, кузнецов и живописцев, среди которых были и наши прадеды, носители наших фамилий, – это, в первую очередь, источники нравственного и духовного очищения, ковчег, где спасаются души людские, кузница духа, который возрождается силой исторического мужества нашего народа и веры в своё предназначение. Храмы – это не просто здания, а носители самой идеи России, которая укрепляет веру людей в будущее. Мы верим, что звон колоколов оживающих, преображающихся храмов есть начало новой вехи в жизни города, голос возрождающейся русской земли…

Всего в начале XX века в городе действовали 21 православная и одна единоверческая церковь, католическая церковь, две синагоги, лютеранские церкви, мужской и женский монастыри.

В этой работе будет описана трагическая и непреходящая судьба четырёх храмов, которые на протяжении нескольких веков служили духовной опорой в жизни многих поколений наших предков.

Храм Преображения Господня

Храм Преображения Господня (Преображенская церковь, Спасская церковь, Спасо-Преображенская церковь) — православный храм в городе Курске, располагавшийся в южной части квартала между улицами Спасопреображенской, Старопреображенской и Золотаревской (теперь соответственно улицы Красной Армии, Софьи Перовской и Гайдара).

Первоначально на этом месте находилась возведённая в 1594 году деревянная Спасская церковь, покрытая тёсом, с рубленой колокольней и обшитыми гонтом стенами. Храм дважды упоминается С. Ларионовым в списке деревянных церквей в связи с концом Смуты в Русском государстве в 1612 году: «Спаса за Куром, построенная более полутораста лет… ныне весьма ветха и вместо ея строится церковь каменная…». В списке каменных церквей: «Преображения Господня, в Закурной же части на Спасской площади. Строится вновь о двух этажах пятиглавая, тщанием купечества, ко окончанию уже приходит».

Церковь была покрашена в красный цвет. Она заметно обветшала к концу XVIII века, и курские купцы приняли решение вместо неё построить новый каменный храм. За образец для будущей постройки был взят тобольский соборный храм, увиденный купцами во время поездки по торговым делам и поразивший их своей архитектурой. В 1776 году был заложен новый храм протопопом Захарием (Поповым), а через семь лет, в 1783 году, — освящён его нижний престол во имя великомученика Димитрия Солунского. Достройка храма велась и позднее, окончательная отделка закончена в 1793 году. Старая деревянная церковь была перенесена на Херсонское кладбище, где она была заложена уже во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и в прежнем ветхом и недостроенном состоянии оставалась до 1813 года, пока не была разрушена в связи со строительством храма, посвященного мученице Екатерине.

Яркий, оригинальный памятник в стиле барокко отличался богатством и разнообразием декоративных украшений. Крупный двухэтажный объём здания завершил высокий четверик с пятью главками на гранёных барабанах. С востока примыкала трёхгранная апсида в два этажа. Небольшая двухэтажная трапезная соединила храм с трёхъярусной колокольней, увенчанной куполом с главкой.

В 1832 году по проекту архитектора Грознова храм был расширен пристройкой приделов. Во время более поздних перестроек была изменена колокольня. В 1906 году вдова городского головы купца первой гильдии Григория Ивановича Лаврова Александра Алексеевна в память о муже открыла при храме на свои средства церковно-приходскую школу.

Достопримечательностью храма был колокол, весивший до 400 пудов и славившийся особым звучанием.

В 1934 году храм был закрыт, а через год разобрана колокольня. В 1937 году здание храма было перестроено в хлебозавод, а 30 октября 1941 г. взорвано при отступлении частей Красной Армии.

«…приятно осознавать, что некоторые наши граждане чтут еще и память о тех храмах, которые остались разве что на дореволюционных фотографиях. Подтверждением этой памяти служит недавно устроенный кем-то металлический крест в середине квартала улиц Гайдара, С. Перовской и Красной Армии».

Надпись на одиноко стоящем кресте повествует: «Здесь находился ХРАМ Преображения Господня. Заложен – 1776 г. закрыт – 1934 г. взорван – 1941 г. Прости нас, Боже…»

Покровская церковь

Покровская церковь – Покрова Пресвятой Богородицы располагалась в юго-восточном углу улиц Луговой, Набережной и Покровской, ныне ул. Верхней Луговой и Большевиков.

Впервые храм упоминается под 1635 г.: «Вел. муч. Егория да тёплая

ц-вь Покров святей Богор. За Куром в Казачье слободе…».

Существовавшая ещё в 1930-х гг. церковь у Покровского базара (сейчас Центральный рынок), представляла собой по меньшей мере свой четвёртый облик.

Первоначально на этом месте в 1712 г. была выстроена деревянная одноимённая церковь. Она просуществовала до пожара 1725 года.

Через два года состоялась закладка новой каменной церкви, а через шесть лет – освящение двухпрестольного Покровского храма. Главный престол был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, а второй – святителю Димитрию Ростовскому, Чудотворцу. К 1762 году храм обветшал, и в 1764 году на его месте была заложена каменная двухпрестольная церковь. В 1770 году храм был окончательно выстроен и освящён. Престол Покрова Богородицы остался главным, второй – Димитрия Ростовского располагался в трапезной.

Храм был создан в формах раннего классицизма – одноглавый, с небольшой трапезной и четырёхъярусной колокольней. За более чем полуторавековой период церковь неоднократно перестраивалась. На пожертвования прихожан и колежского асессора Андрея Семёнова в 1827 году пристроены два придела – Иконы Тихвинской Божией Матери и святителя Димитрия Ростовского, с перенесением его престола из трапезной. В том же году пристроен к западному фасаду портик с четырьмя парами колонн.



В 1834 году на средства купцов Ивана Сляднёва и Нила Мухина по проекту архитектора Грознова устроена тёплая церковь с престолами: иконы Феодоровской Костромской Божией Матери и трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. После этого изменился план и фасад здания. Почему он был посвящен именно Феодоровской иконе, существует трогательное предание.

В начале XIX века одна знатная особа, страдавшая тяжелой болезнью, от которой ее не могли излечить даже искусные врачи в Москве, проезжая через Курск, остановилась в постоялом дворе Зикеева, напротив Георгиевской площади. Во сне больная увидела, что она приобрела святой образ Феодоровской иконы Божией Матери и, отслужив перед ним благодарственный молебен, почувствовала себя лучше. На следующий день она отправилась к известным в Курске церковным живописцам Черкашиновым с просьбой написать эту икону. Но они не смогли выполнить ее просьбу, потому что не знали, каков этот образ.

После тщательных расспросов курян знатная госпожа отыскала двух братьев, которые хоть и слыли за юродивых, но изредка занимались живописью. Они с радостью согласились ей помочь. Через два дня образ Пресвятой Богородицы Феодоровской был написан на полотне. Женщина поспешила освятить новую икону в Георгиевском храме, что находился на углу нынешних улиц Дзержинского и Гайдара, но там служба давно прошла и священников не оказалось. Ей указали на Покровский храм, в котором эта икона и была освящена. Образ был подарен этому храму.

Через некоторое время госпожа вновь приехала в Курск и, рассказывая всем о своем чудесном исцелении, попросила отслужить перед чудотворной иконой Богородицы благодарственный молебен.

Прошло время. В некоторых местах полотно, на котором был написан образ Божией Матери, порвалось, его сняли с доски и положили в ризницу, где хранились другие ветхие иконы. Но однажды…

15-летняя слепая девочка во сне услышала голос, призывающий ее отслужить молебен перед Феодоровской иконой, находящейся в ризнице Покровской церкви. Родители дважды обращались в храм с настоятельной просьбой отыскать эту икону, но всякий раз попытки были тщетны. После повторного видения дочери родители решили не отступать, пока в храме не найдут именно эту икону. Как только принесли из ризницы запыленную холстину и раскрыли перед больной девочкой, она вмиг прозрела.

С того часа Феодоровская икона считалась величайшей святыней Покровского храма. Помолиться перед святым образом Богородицы люди ехали из самых дальних мест и всегда получали просимое.

Попытки отыскать Феодоровскую икону оказались тщетными. Возможно, придет время, когда куряне восстановят на прежнем месте знаменитый и любимый горожанами Покровский храм. И Бог даст, чудотворная икона отыщется.

В дальнейшем, на средства купцов Сляднёвых, Сапуновых и других, на пожертвования прихожан храм неоднократно «подновлялся»: приобретён большой колокол весом 315 пудов (1835 год), выполнены чугунные ворота и ограда (1854 год), построена церковно-приходская школа (после 1888 года), позолочены иконостасы, выполнена роспись во всём храме, приобретена различная церковная утварь. Таким образом, к концу XIX века, как отмечают современники, Покровская церковь была одним из лучших храмов города.

В 1890-х годах была разобрана тёплая церковь, в результате чего храм вновь претерпел планировочные изменения. Эти и другие переделки исказили первоначальную архитектуру здания.

В 30-х годах XX века храм закрыли, иконы и другую утварь верующие успели перенести в Вознесенскую церковь Казацкой слободы. В 1937-1939 годах церковь была разрушена.

«Колокола были сняты, – писал очевидец горьких событий 1937 года Владимир Ковалев. – Началось разрушение с креста, маковки, а затем купола алтарной части храма. Из окон нашей квартиры как на ладони было видно много орудовавших кувалдами и ломами здоровенных мужиков. Использовали и взрывчатые вещества, правда, в малых зарядах – ведь кругом были люди. Потом взялись за колокольню храма. Сначала ее с обеих сторон «подрубали», видимо, до возможного предела. Под самую ее маковку влез какой-то молодой смельчак и опустил к земле веревку. Затем ее растянули по диагонали к дому № 26 по улице Верхней Луговой. Таким способом была проверена возможность свалить колокольню целиком. Через пару дней тянули наверх уже тяжелые стальные канаты. Обмотали ими самые верхние ярусы колокольни. В начале улицы стояли сцепленные между собой четыре гусеничных трактора ЧТЗ. К ним и прикрепили тросы. Удар упавшей колокольни о землю был настолько силен, что в нашей квартире воздушной волной сорвало дверь и выбило во всех окнах стекла. Их потом вставляли за казенный счет. От падения колокольня раскололась на несколько огромных кусков. Поднявшаяся при этом пыль стояла в воздухе два дня. Человек двадцать мужиков работали весь световой день, разбивая кувалдами, ломами добротную кирпичную кладку. В течение двух летних месяцев храма как не бывало: остался пустырь, усеянный щебенкой».

На месте красивейшего Покровского храма ныне располагаются гаражи (квартал улиц Верхней Луговой и Большевиков). О знаменитой церкви напоминает лишь здание церковно-приходской школы, занятое сейчас под торговлю.

Флоровская церковь

Флоровская церковь – мучеников Флора и Лавра (сев.-вост. угол. Флоровской и Гостинной, ныне Радищева и Марата).

Церковь называлась также Сретенско-Флоровской.

Церковь упоминается в источниках под 1632 годом: «Вел. муч. Флора и Лавра да в приделе верх. ап. Петра и Павла да ц-вь тёплая Афанасия и Кирилла Александрийских чуд. …». Новое здание храма вносит в описание города С. Ларионов в «Описании курского наместничества»: «Св. Флора и Лавра, за рядами, состроена купечеством в 1779 г.; подле неё ж была каменная церковь того, во имя, когда строенная неизвестно, коей развалины и до днесь находятся».

Кирпичный, одноглавый храм, с трапезной и высокой пятиярусной колокольней. К четверику основного объёма примыкали прямоугольные приделы и апсида. При компактной планировке здание отличалось вытянутыми пропорциями. Закруглённые апсиды, фигурные наличники окон, высокие своды создавали богатую пластику и парадность фасадов.

В целом, Флоровская церковь, выстроенная в эпоху раннего классицизма, была примером гармоничного сочетания традиций барокко, заложенных в основном объёме здания, с классической колокольней, которая считалась самой высокой в городе.

В апреле 1860 года в приходской церкви святых Флора и Лавра при великом скоплении горожан проходило отпевание усопшего астронома Ф.А. Семенова.



Издавна на Флоровской площади близ церкви располагались торговые ряды.

Храм был закрыт в августе 1935 года, а 15 сентября он был взорван.

Недавно в центре Курска появилась еще одна мемориальная доска. Установили ее на старинной арке, ведущей во двор дома № 13/15 по улице Радищева, где до 1935 года стояла Сретенско-Флоровская церковь, одна из самых красивых в городе.

Георгиевская церковь

Церковь великомученика Георгия Победоносца (юго-восточный угол перекрёстка Херсонской и Золотаревской, ныне Дзержинского и Гайдара).

В списке городских храмов С. Ларионов под номером 6-м помещает: «Благовещения Богоматери с приделом Великомученика Георгия, почему она просто более и называется Егорья; есть за Куром по Херсонской улице построена в 1754 году на месте ветхой деревянной». Иной год называет И.Ф. Башилов – 1757. Возможно обе даты – начало и конец строительства или возведение и освящение.

В путеводителях по городу начала ХХ в. храм называется Георгиевским или Смоленским, и место его расположения – южная половина Георгиевской площади.

Храм был кирпичным, одноглавым – восьмерик на четверике, с трёхъярусной колокольней. Он был выстроен в формах раннего классицизма: прямоугольный объём здания прорезан в уровне окон крупным горизонтальным рустом и акцентирован с четырёх сторон четырёхколонными портиками; в обработке восьмерика храма и четверика колокольни, завершённых сомкнутыми сводами с фигурными главками, присутствовали черты барокко.

В 1858-м к церкви была приписана Казанская домовая церковь в доме губернатора. В 1881 году вокруг храма устроена была каменная ограда, включавшая сторожку и небольшую часовню. Позже здесь, в ограде, была выстроена каменная одноклассная церковно-приходская школа. Кроме нее в ведении церкви также находились: образцовая церковно-приходская школа при духовной семинарии и школа-приют ведомства учреждений императрицы Марии. При храме имелась библиотека, насчитывавшая 98 томов книг религиозно-нравственного содержания.

Содержание храма и притча обеспечивалось в немалой степени от частных вкладов, находившихся в кредитных учреждениях и составлявших в банковских билетах на 1916 год сумму в 19898 рублей. Кроме того, в пользу церкви шел сбор с разворачивавшейся ярмарки. Часть получаемых средств шла на раздачу бедным прихожанам к праздникам Рождества Христова и Пасхи.

После революции, в 1936 году Смоленско-Георгиевская церковь была сломана. На ее месте решили выстроить гостиницу для сотрудников НКВД. При первой же бомбежке города 29 августа 1941 года она сгорела.

До середины 50-х годов простояла часовня Георгиевской церкви, приспособленная под трансформаторную будку. В 1953 году на этом месте был построен дом, где не так давно размещался 4-й гастроном.

Заключение

Сказочное богатство форм, любовь к расцвеченному, непростому, замысловатому — это черты живого народного творчества, своеобразно сказавшиеся в церковном строительстве на Руси.

И в завершение, уместно привести слова академика И.Э.Грабаря: «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм — словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так повсеместно и постоянно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».

Литература

Владимир Степанов. «Пешком по городу» / Путеводитель по историческому центру г. Курска. – Курск: ОАО «ИПП Курск», 2006

Златоверхников Н. – Памятники старины и нового времени, и другие достопримечательности Курской губернии. – Курск, 1902

С. Ларионов. Описание Курского наместничества…; Путеводитель и деловой справочник по г. Курску. Курск. 1913

Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории церквей Курской, Харьковской, Орловской… М., 1913

Курск. Краеведческий словарь-справочник. Гл. ред. Ю.А. Бугров. Курск. 1997

Губернский Курск на старой открытке / Донченко Ю.В. – Курск, 2008

Интернет-ресурсы:

http://www.kursk.nash-ostrov.ru/razrushen

http://funnyspot.ru/?p=1947

http://yuri-ozerov.blogspot.ru/2011/10/blog-post_24.html

http://yuri-ozerov.blogspot.ru/2011/10/blog-post_24.html

http://www.archmuseum.ru/

http://old.kurskcity.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_храмов_и_часовен_Курской_области#.D0.A0.D0.B0.D0.B7.D1.80.D1.83.D1.88.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.85.D1.80.D0.B0.D0.BC.D1.8B_.D0.B8_.D1.87.D0.B0.D1.81.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D0.B8_.D0.9A.D1.83.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B0








sitemap
sitemap