Исчезнувшая красота Часовни нашего города



Исчезнувшая красота. Часовни нашего города.

«Памятники – это всегда открытая страница, где народ

может черпать во все времена знания о прошедших событиях,

проникаться справедливой гордостью при виде

замечательных примеров, которые ему завещаны

славными предками… Граждане будут больше любить города,

обогащённые памятниками, которые им будут

напоминать о славе Отчизны».

Огюст Монферран



Руководитель: преподаватель истории и ОПК

МБОУ «Лицей № 6» города Курска

Колесникова Елена Васильевна.

Авторы: учащиеся 10Б класса

Коновалова Анна, Ивушкина Яна.

Курск – один из старейших русских городов. Своеобразие, неповторимость его облику придают сохранившиеся здания храмов и монастырей, которые выделяются своей особой архитектурой из окружающей застройки. Именно церковные здания во многом определяют лицо города. Созданные пожертвованиями, трудом, талантом народа, храмы являются гордостью, символом не только Курска, но и курского края в целом. В то же время они – памятники нашей российской истории, нашей духовности и культуры.

К сожалению, многие замечательные здания были утрачены. Время оказалось жестоко к городским храмам. Особенно активно процесс разрушения церквей, колоколов, икон осуществлялся в 20 – 30-е годы, когда борьба с религией свелась к уничтожению церковных сооружений, массовому закрытию и уничтожению храмов. Всё это было типичным явлением для того времени, и не обошло оно стороной и курскую землю.

Тем самым был нанесён урон не только самой православной церкви, но и культуре нашего народа, его нравственному воспитанию, многовековым национальным традициям. Ведь кроме основного назначения – совершения богослужения в храмах происходили встречи и общение людей. В храмах общались, чтобы получить благословение перед каким-либо важным делом, чтобы покаяться в грехах или вспомнить об умерших. Духовные беседы и проповеди способствовали нравственному воспитанию прихожан. В храмах хранились исторические и национальные святыни.

Писатель Владимир Алексеевич Чивилихин, автор романа-эссе «Память» – романа-раздумья, романа-проводника в суть нашей истории, утверждал, что памятники культуры и архитектуры не просто объекты любования или научных исследований – «… в них хранится наш генетический код, они продолжают участвовать в нашей жизни и влиять на неё…».

Мы в своей работе хотим пройти по тем местам Курска, где когда-то стояли часовни, украшавшие город.

Среди церковных построек в нашем городе можно было увидеть миниатюрные церквушки или сооружения в виде открытой беседки с куполом и крестом. Это часовни, они предназначены для общественной молитвы, а не для богослужений, так как, в отличие от храма, построены без алтаря. В часовне выставляют икону или крест, чтобы любой желающий мог зажечь перед ним свечу и помолиться.

Вообще, часовни и храмы иногда возводят на местах важных событий в жизни Православной Церкви и народа, тогда церковное строение приобретает черты памятника. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии.

Часовня на Красной площади

1 марта 1881 года погиб император Александр II, взорванный и убитый самодельной бомбой на Екатерининском канале в Петербурге террористической группой во главе с Софьей Перовской. Курская городская дума в связи с этим трагическим событием решила построить согласно желанию горожан часовню-памятник по убитому царю па Красной площади. По открытой по этому поводу подписке среди местного населения было быстро собрано 2571 рубль 34 копейки. Нашелся в городе даже курянин, который пожертвовал для этой цели две тысячи штук кирпича.

Здание часовни было заложено 30 августа 1886 года в том месте, где располагалась известная в городе свечная лавка. Это место примерно находилось в нынешней западной части площади, прилегающей к эстрадной сцене, обычно собираемой к праздникам у Дома связи, но несколько сдвинутой от осевой сцены на север. Воздвигнутая часовня оказалась на красной линии, мысленно проведенной от углового здания гостиницы Полторацкого, стоявшей на месте нынешней гостиницы «Центральная», до гостиницы «Петроградская», которая тогда была построена на месте всем известного административного здания «шестерки» (Красная площадь, дом 6).

Цоколь новенькой часовни был выложен белым камнем, оставшимся после постройки каменного моста через реку Кур на Херсонской улице (ныне ул. Дзержинского), долго пролежавшего без употребления. Постройка часовни-памятника обошлась в шесть тысяч рублей. Иконостас и икона святого благоверного князя Александра Невского были пожертвованы для нее иконостасным мастером И. В. Терезой из Москвы.

2 сентября 1889 года было совершено торжественное освящение часовни. После поздней литургии, совершенной архиепископом Иустином в кафедральном Знаменском соборе, он в сопровождении протоиреев, иеромонахов направился в большой процессии крестного хода из мужского Знаменского монастыря к сооруженной на Красной площади часовне. Под гулкий звон колоколов люди несли икону Знамения Божьей Матери, хоругви. У только что выстроенной Александровской часовни к этому времени собрались представители городского управления и множество курян.

После Октябрьской революции, согласно постановлению Совета Народных комиссаров, должны были быть снесены все памятники или мемориальные доски последним русским императорам. 12 апреля 1918 года СНК в «ознаменование великого переворота, преобразившего Россию», принял, подписанный В. И. Лениным, декрет «О памятниках республики», в котором была поставлена задача «мобилизовать художественные силы… по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». В этом декрете говорилось не только о сносе царских памятников, но и о необходимости замены царских эмблем, гербов, надписей на улицах и площадях.

Курянам было жаль расстаться с красивой часовенкой на Красной площади. Была выдвинута наивная аргументация, что часовня-памятник воздвигнута в память русских воинов, погибших в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Но ничто не помогло, и в конце двадцатых годов она была снесена. Исчезла с площади часовня, как яркая шкатулка, окрашенная в светло-зеленый цвет, с золотыми дугами закомар, в которых виделись лики святых, с голубой шатровой кровлей, по которой пролегли золотые лучи как бы исходившие от позолоченного креста, водруженного на золотой главке. Часовня имела два входа. Южный был открыт постоянно, а северный открывался только в церковные дни.

Святой колодезь на берегу Тускари

Дальше мы пройдём в Стрелецкую слободу по Мурановскому спуску, чтобы познакомиться со Святым колодезём. Для этого нам надо будет спуститься от Набережной улицы (ул. Сонина) по южному склону холма исторического центра города. Здесь по склону всегда были протоптаны дорожки, по которым к Святому колодезю ходили молодые и выносливые.

В духовной истории России почитание мест, связанных с именами святых угодников, всегда имело особое значение. Именно здесь, как нигде, чувствуется их незримое присутствие.

Одним из таких мест в старом Курске был колодезь, находившийся на правом берегу Тускари, над которым возвышалась старинная монастырская башня. История его в народной памяти связывалась с именем одного из покровителей Курска – святым Феодосием Печерским. Выросший и получивший воспитание в Курске Феодосий Печерский стал одним из создателей Киево-Печерского монастыря, основателем русского общежительного монашества, строгим подвижником благочестия. Он третьим, после Бориса и Глеба, причислен в 1108 году к лику святых в Русской Православной церкви.

Из всех курских колодезей он, по-видимому, был самым древним и славился прекрасной водой. По преданию, преподобный Феодосий, живя в Курске, использовал эту воду для приготовления просфор. Другая легенда утверждает, что сам будущий святой выкопал этот источник. Видимо, по этим причинам колодезь и стал именоваться «Святым». В народе он также назывался «феодосиевским», «монастырским».

Знатоки города Анатолий Танков и Николай Златоверховников в начале ХХ века сообщали, что до 1870-х годов над источником стояла «каменная ротонда», которая к тому времени пришла в ветхость и разрушилась. С инициативой восстановления колодезя выступил тогда курский полицмейстер, неравнодушный к местной истории – Тит Иоильевич Вержбицкий. По его призыву в 1889 году были собраны частные пожертвования на сумму 619 рублей для обустройства колодезя. Городские власти тоже не остались в стороне – ими было ассигновано 300 рублей.

Проект и план предполагаемой «ротонды» над родником летом 1890 года составил младший инженер губернского правления Владимир Слесарев. Подряд на постройку был сдан купцу Ф.А. Захарову.

Осенью на собранные средства была устроена и Крестным ходом освящена деревянная часовня на каменном основании в строгом русском стиле, с нишей для забора воды. Под четырьмя скатами крыши были помещены образа: иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, иконы «Живоносный Источник», преподобного Феодосия Печерского и равноапостольного князя Владимира.

Убранство часовни отличали богатые резные орнаменты. Над водоемом в нише на мраморных досках были сделаны две надписи.

Первая из них гласила: «Жаждущiи идите на воду и елицы не имате сребра, шедше пiйти безъ цены и сребра (Ис. 55, 1)».

Вторая надпись представляла собой фрагмент стихотворения «Ключ», написанного известным славянофилом Алексеем Хомяковым:

«Онъ течетъ неизсякаемъ,Как тайна жизни невидимъ,И чистъ, и миру чуждъ, и знаемъЛишь Богу, да Его святымъ».

Отличительной особенностью этого колодезя было наличие солоноватой воды, благодаря чему курские жители могли заниматься приготовлением искусственных минеральных вод, а также использовать ее для соления огурцов.

После революции колодезь явил свое последнее чудо. Здесь были обретены чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная и ее список, похищенные из монастыря 25 апреля в 1918 году. Их обнаружила 15 мая около 9 утра, возвращаясь домой, белошвейка Клавдия Дмитриевна Худокормова. В часовенке она заметила какой-то мешок, заинтересовалась и, развязав его, к великому изумлению увидела в нем две иконы. После некоторых раздумий она решила принести их домой к себе на квартиру в дом Андрея Даниловича Овсянникова, находившийся рядом на улице Набережной (ныне эта усадьба № 12 по Нижней Набережной). Размышляя над своей находкой, она увидела из окна дома похоронную процессию, двигавшуюся от Николаевской церкви Стрелецкой слободы. У обитателей дома мелькнула идея обратиться к священнику с сообщением о необычной находке. Отец Леонид Иваницкий приостановил шествие и, войдя в дом, осмотрел иконы. С волнением и душевной радостью он узнал в них украденные святыни. Вскоре, оповещенный о находке, в дом прибыл владыка Феофан и убедился в истинности обретенных святынь. Крестным ходом они были перенесены в Знаменский собор и заняли свои привычные места.

Символично, что произошло это светлое событие накануне дня памяти преподобного Феодосия Печерского, отмечаемого 16 мая.

В 1920-годы годы часовенка была снесена, а сам родник засыпан и забетонирован в 1950-е. Было сделано все, чтобы забыли о существовании источника.

Мысль о его возрождении не раз посещала сердца многих курян, любящих свою историю и дорожащих святынями веры. Приближавшийся 900-летний юбилей канонизации преподобного Феодосия Печерского в очередной раз поставил вопрос о поиске утраченного колодезя. Этой проблемой в начале 2008 г. озаботилась региональная общественная организация «Православное общество преподобного Серафима Саровского». Одновременно той же весной в местной прессе вышли публикации

Юрия Озерова, посвященные истории колодезя и определению его местоположения. С большим трудом колодезь был обнаружен.

Со времени нахождения места колодезя прошло несколько лет. Регулярно, в день памяти преподобного Феодосия, здесь служатся молебны. Память об этом месте живет, как и надежда на восстановление некогда утраченной духовной святыни.

Часовня у Ямского вокзала

В конце улицы Шоссейной располагался Ямской вокзал. Справа от вокзала располагалась часовня.

Она была поставлена в 1890 году ямским обществом в память избавления Императора Александра III и его семьи от гибели во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. Эта часовня была главным украшением привокзальной площади.

Кирпичная пятиглавая в псевдорусском стиле. К четырехъярусному высокому восьмерику центрального объема увенчанному шатром с главкой с четырех сторон примыкали малые четверики также под шатрами с главками. Ярусное уменьшение объемов восьмерика, необычайно высокие постаменты главок, обильный декор, кокошники, пояски, переборки – всё это создавало образ высокого стройного и торжественного храма.

Часовня была снесена в 1920 году. Камень и гранит часовенки был использован для памятника погибшим в дни гражданской войны.

Часовня при богоугодных заведениях

Среди больничных зданий на улице Семёновской стояла маленькая часовенка, сооружённая в 1838 году при Богоугодных заведениях. Она была построена как отдельное краснокирпичное здание, увенчанное небольшой главкой и золотистым крестом. Содержание часовни возлагалось на настоятеля Скорбящей церкви и смотрителя.

После революции, в 1918 году, часовня лишилась купола, к зданию пристроили одноэтажную прачечную. Долгое время часовня терялась в серой каменной застройке, только своим западным фасадом давая понять, как выглядела первоначально. Уличный фасад бывшей часовенки был грубо оштукатурен, скрыв от глаз нехитрый рельеф кирпичной кладки.

Время изменило внешний вид бывшей часовенки. Небольшая прямоугольная ниша над входной дверью для иконы долгое время напоминала людям, что в одноэтажном домике когда-то находилась часовня.

До 2004 года здание относилось к строениям городской больницы №1.

2 января 2004 года по благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия, была образована община в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с целью возвращения и восстановления храма.

В июле 2004 года указом митрополита Курского и Рыльского Ювеналия настоятелем прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был назначен священник Вадим Санин. Первое богослужение было совершено на праздник Преображения Господня 19 августа 2004 г.

В настоящее время после реставрации в здании бывшей усыпальницы храма во имя иконы Всех Скорбящих Радости возобновлены службы.

Заключение

Сегодня в нашем городе действуют 30 храмов и 3 часовни. Но часовни стали украшением нашего города относительно недавно.

Например, часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» была построена в Северо-Западном микрорайоне в 2000 году. Митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием была освящена эта часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Часовня Серафима Саровского возведена на территории Сергиево-Казанского собора в 2004 году. Выстроена она на месте дома купцов Мошниных – родителей преподобного Серафима Саровского.

Самая «молодая» часовня – Неопалимая Купина. Она возведена в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Чудотворная икона «Неопалимая Купина» считается защитницей людей от пожаров и иных стихийных бедствий. За помощью к ней обращаются и те, кто хочет уберечь свой дом, и те, кто по долгу службы борется с огненной стихией.

Владимир Детков, член Союза писателей России писал: «… Мир – наше зеркало. Мы отражаемся в нём своими мыслями, чувствами, делами, поступками. Но прежде – мир отражается в нашей душе, закладывая по образцу и подобию грядущее отношение к миру вещей и людей.

Красота природы, произведения искусства и архитектуры, доброта и благородство – зеркала преобразующие для душ человеческих, особенно юных. Они подключают нас к опыту ума и сердца великих предков».

Литература

Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. Религии мира. – М.: Аванта+, 1996

Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004

Владимир Детков. Родники духовные. В кн. Холодова Е.В. «Усадьбы Курской губернии. Историко-архитектурные очерки». – Курск: редакция межрегиональной газеты «Славянка»; ТОО «Крона», 1997

Губернский Курск на старой открытке / Донченко Ю.В. – Курск, 2008

Озеров Ю. Тайна святого колодца // Городские известия. 2008. № 58. 15 мая.

Озеров Ю. Тайна святого колодца // Городские известия. 2008. № 59. 17 мая.

Озеров Ю. Тайны Святого колодезя // Курские епархиальные ведомости. 2008. № 12–13. Июнь.

Степанов В. Памятники Курского здравоохранения // Славянский дом. Приложение к межрегиональной газете «Славянка». 1998. №17(97), апрель.

2012 – 2013 учебный год








sitemap
sitemap