Интерактивная доска на уроках физики



Хабарова О.Н.

учитель физики

МОБУ гимназии №25

г. Благовещенска

Интерактивная доска на уроках физики

В век технологического прогресса остро стоит вопрос о максимальном использовании информационных технологий на уроках. Нынешнее поколение уже живет и думает «на других» скоростях. Благодаря информационным технологиям (играм, виртуальному общению через Интернет и др.) они не боятся нового, охотно экспериментируют, поэтому мы, работающие в системе образования, вынуждены гнаться за научно – техническим прогрессом. И здесь приходится сталкиваться с проблемами, в которых есть плюсы и минусы. Разумеется, вести урок легче, когда на экране мультимедийного проектора один слайд сменяет другой; когда не надо проводить опыты, а за учителя это виртуально сделает мульти – герои. Но эффективно ли это? За гонкой по использованию инновационных технологий ни в коем случае нельзя забывать о традиционных методах работы. В гимназии №25, в кабинете физики, установлена интерактивная доска «IQ BOARD», с которой я работаю уже год. Стараюсь по возможности чаще чередовать использование интерактивной доски и наглядных опытов. Так по теме «Агрегатное состояние вещества» в 8 классе использую интерактивные плакаты, которые содержат интерактивные рисунки, формулы, видеофрагменты, виртуальные эксперименты, фотоматериалы, биографии ученых – физиков, таблицы значений физических величин. Особый интерес у учащихся вызывает виртуальный эксперимент «Зависимость температуры кипения от величины атмосферного давления». В ходе эксперимента учащиеся делают предположение о зависимости температуры кипения воды от давления атмосферы, а затем его проверяют. При изучении темы «Плавление и отвердевание» можно построить график плавления, который приобретает четкие формы, а не какие – то вымышленные рисунки. Наглядно видно изменение температуры при нагревании и охлаждении. При изучении темы «Тепловые двигатели» в 10 классе использую ЦОР «Физика 10 – 11 классы, подготовка к ЕГЭ», издательство «Просвещение»(возможно использование ЦОРа «Физика 7 – 11 классы», издательство «Формоза». ЦОР применяю при изучении нового материала. Для активизации познавательной деятельности учащихся использую в качестве доказательного иллюстрированного материала показ анимации, рисунки. Например, рассматривая применение паровых, газовых турбин, демонстрирую интерактивную модель паровой турбины (анимация без звукового сопровождения, поэтому объяснение даю сама). В 7 классе при проведении обобщающего урока по разделу «Первоначальные сведения о строении вещества, Силы» провожу интерактивную игру «Крестики – нолики». Цель этой игры: Обобщить и проверить знания учащихся по данному разделу.

Описание игры:

Готовится игровое поле, состоящее из 9 квадратов. Каждый квадрат либо нумеруется, либо записывается название конкурса (задание)

Вид игрового поля

«Вопрос-ответ»

«Реши задачу»

«О чем речь?»

«Думай быстро»

Стихи и поговорки

«Черный ящик»

«Эксперимент»

«мимика, жесты и знаки»

«Найди лишнее»

Участники делятся на две команды «Крестики» и «Нолики». Игра проходит по принципу игры крестики — нолики. Каждая команда выбирает задание, после того как задание выполнено, поле закрывается тем значком, какая команда выполняет задание. Подведение итогов может быть по правилам крестики-нолики, но тогда не все поля будут открыты. Можно посчитать каких знаков будет больше — тогда обе команды выполняют дополнительные задания.

Проведение игры:

Например:

1) «Вопрос – ответ»

В команде каждому человеку задается вопрос, если участник не знает ответа, право переходит к следующему, и он отвечает на следующий вопрос. Все вопросы, на которые не получены ответы, переходят к зрителям данной команды. Если и в этом случае нет ответа, тогда право переходит к соперникам

Молекула – это…

Физика – это…

Физические явления – это…

Материя – это…

Траектория – это…

Заключение

Работая с интерактивной доской, использую как компьютерные обучающие программы, ЦОРы с разрешенных ресурсов Интернета, так и созданные собственные презентации. Детям учиться, благодаря интерактивному оборудованию, интересно. А ведь мотивация — двигатель процесса! Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, и как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога. Очень хочется, чтобы уроки с использованием интерактивных досок были интересными, понятными и запоминающимися. А минусы… Они конечно есть. Современная молодежь неохотно учит и заучивает. А ведь причина на поверхности – по мнению учеников, в наше время и не надо учить и даже понимать, когда есть возможность просто подключиться к Интернету, где через организацию запроса можно найти ответ на любой вопрос. И вот здесь приходится искать новые пути, новые аргументы, чтобы заинтересовать учащихся. Для учащихся увеличивается объем информации, который они должны воспринимать. Ведь известно, что только около 15 минут мозг ребенка может адекватно воспринимать информацию, значит, необходима смена деятельности. И вот здесь наступает пора для демонстраций не виртуальных опытов по физике, а реальных.

Использованные ресурсы

Сеть творческих учителей. Современный мультимедийный урок. Аствацатуров Г.О, Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске

Тарасова В.А. «Интерактивная доска на уроке – плюс или минус?» г. Барнаул, http://festival.1September.ru

http://interactiveboard.ru/publ



sitemap
sitemap