Интегрированный урок-практикум урок пресс-конференция



Тема урока: « Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на Биосферу».

Тип урока: Урок актуализации ранее полученных знаний, с применением современных компьютерных технологий.

Форма урока:интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Проверить уровень усвоения материала «Экстремальные воздействия на биосферу на территории области».

Актуализировать и углубить знания о техногенной экологической катастрофе на примере аварии на Чернобыльской АЭС и мероприятиях по защите человека от радиации.

Обобщить и повторить изученный материал, включить его в систему уже имеющихся знаний.

Стимулировать познавательный интерес учащихся к предметам экология основа опасности и жизнедеятельности.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, умения выражать речью результаты мыслительной деятельности.

Способствовать овладению учащимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе, исследовательскими.

Продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности школьников при индивидуальной и групповой работе, в том числе, подготовке домашних заданий посредством информационных технологий, литературных источников.

Воспитательные:

Воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать друг — друга.

Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, культуре мышления и речи.

Методическая: Показать технологию проведения интегрированного урока.

Обеспечение урока:

— физическая карта «Белгородская область»;

— компьютер;

— проектор;

-комплект карточек с тестовыми заданиями по изученной теме;

— комплект заданий для выполнения практической работы;

— комплект карточек для проведения релаксации на уроке;

— учебник «Экология Белгородской области» Петин А.Н., Новых Л.Л; М, 2002г.

Методы и приёмы обучения:

— методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: беседа, дискуссия);

-методы исследовательской деятельности (приёмы:тестирование);

— методы наглядной передачи зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация);

— метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность );

— методы контроля (приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, практическая и самостоятельная работа);

Принципы обучения: научность, системность, логичность, наглядность.

План урока.

Рефлексия. Организационный момент;

Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного вопроса;

Вступительное слово учителя

Сообщение учащихся о результатах исследования;

Актуализация знаний учащихся о понятиях радиация, радиоактивность, единицах измерения и дозах облучения, а также, сведения об источниках излучения на территории Белгородской области;

Выполнение практической работы;

Сообщение учащихся об аварии на ЧАЭС и её последствиях на биосфере, на территории Белгородской области. Мероприятия по защите человека от радиации;

Контроль усвоения знаний (тестирование);

Подведение урока. Работа в группах;

Рефлексия.

Рефлексия. Организационный момент.

— У каждого из вас есть картинки, которые выявят ваш психо — эмоциональный настрой в начале и в конце урока.

— На картинке, где изображен курятник со сказочными птицами – курами определите себя и своё место в роли одной из птиц, передавая через них своё состояние и настроение здесь и сейчас на уроке.

Пусть такой активный, дружный настрой, как на картинке, останется у вас на весь урок.

Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного вопроса.

Слайд.

Тема нашего интегрированного урока экологии и ОБЖ «Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на биосферу».

Цели нашей пресс-конференции:

проверить уровень усвоения предыдущего материала, «Экстремальные воздействия на биосферу на территории области»;

актуализировать и углубить знания о техногенной экологической катастрофе на примере аварии на Чернобыльской АЭС и мероприятиях по защите человека от радиации.

стимулировать познавательный интерес к предметам экология и ОБЖ через различные методы и приемы обучения.

слайд.

Николай Иванович Лобачевский – великий мыслитель, математик говорил:

«Человек родился быть господином, «повелителем», царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения, она приобретается учениями».

Отсюда возникает проблема, которая формирует современную положительную мотивацию к учению:

«Исследование» является универсальным типом мыслительной деятельности, средством формирования экологической культуры школьников. Справедливо ли это утверждение? – стоит выяснить!

Вступительное слово учителя. Блок экология.

слайд.

Экология изучает взаимоотношения и взаимодействия организмов с окружающей средой в разных проявлениях. На территории Белгородской области существуют антропогенные и природные экстремальные воздействия. К антропогенным относят: военные действия, которые на нашей территории, и территорий близлежащих соседей отсутствуют. Аварии, которые, конечно же, возникают, в основном из-за субъективного человеческого фактора. Это Курская и Воронежская АЭС. Катастрофы – самые мощные по глобальному и экстремальному воздействию и разрушениям. Это Чернобыльская АЭС.

К природным следует отнести природные стихии, которые вероятны, в связи с изменением климата.

слайд.

Изучая тему, учащиеся провели исследование с целью «Изучения информации учащихся школы о радиоактивности»(приложение № 1)

Выступление учеников. (Представление анкеты и результатов.)

слайд.

По результатам, представленным в таблице видим, что из 30 опрошенных учащихся школы с 5 по 10

классы – 100 % знания никто не показал. Поэтому считаем, что необходимо чаще затрагивать сегодняшнюю тему, тем самым формируя экологическую культуру подрастающего поколения, что как раз входит в сегодняшнюю проблему нашего урока.

6-9 слайды .

Давайте рассмотрим основные источники радиации в Белгородской области, повторим основные понятия и единицы измерения.

10 слайд.

Повторим основные понятия и единицы измерения радиоактивности. (Выступление учащихся).

12 слайды .

А что же является источниками радиационного фона, и какие из них присутствуют на территории Белгородской области? (Выступление учащегося)

13 слайд.

Выполнение практической работы по технологической карте (Обсуждение полученных результатов, формулировка вывода).(приложение № 2)

Блок ОБЖ 14-24 слайды.

Сообщение учащегося о трагедии Чернобыльской АЭС и последствиях аварии. (Обобщение выступления учителем)

25-26 слайды

Мероприятия по защите человека от радиации. Приборы для измерения радиоактивности.

(Выступление учителя ).

27-28 слайды.

Контроль усвоения знаний (в виде теста) по карточкам. (приложение № 3)

29 слайд.

Взаимопроверка и выставление оценки. (Работа в группах).

Подведение итогов урока. Работа в группах. (Блиц опрос.)

30 слайд.

— Всегда ли радиация приносит вред человеку?

В чем проявляется положительное использование радиации? Приведите примеры.

Чтение вывода по уроку учителем.

Человек- кузнец своего счастья, и поэтому, если он хочет жить и

выживать, то он должен научиться безопасно, использовать этого “джина из

бутылки” под названием радиация. Человек еще довольно молод для осознания

дара, данного природой ему. Если он научится управлять им без вреда для

себя и всего окружающего мира, то он достигнет небывалого рассвета

цивилизации. А пока нам необходимо прожить первые робкие шаги, в изучении

радиации и остаться в живых, сохранив накопленные знания для следующих

поколений.

Рефлексия

— Ребята, а теперь вы оцените нашу совместную деятельность, настроение и климатический климат, в котором мы работали.

— Что было самое интересное?

— Сможете ли применять свои знания в жизни?

— Как и в начале урока, отметьте на предложенной картинке ту птицу, которая сейчас отражает ваше настроение, и поместите картинку на доску.

Приложение № 1.

«Изучение информации учащихся школы о радиоактивности.»

Метод: анкетирование

Вопросы анкетирования:

1. Что такое радиация?

2. Какие источники излучения радиации Вам известны?

3. Какой прибор измеряет радиоактивность?

4. Как облучение сказывается на состоянии живых организмов?

5. Сколько лет прошло с момента взрыва на Чернобыльской АЭС?

6. Какие последствия обнаружились в результате аварии на

Чернобыльской АЭС?

7. Существует ли опасность радиоактивного облучения на территории

Белгородской области? В чем она проявляется?

8. Как уберечься от чрезмерного облучения?

9. Необходимы ли меры безопасности при работе с компьютером? Почему?

10. Как можно контролировать перемещения радиоактивных веществ?

Приложение № 2.

Источник радиации

Доза за год, Р

Космические лучи на уровне моря

30

Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря:

А)1000 м

Б) 2000 м

В) Белгородская область-200 метров

10

30

3

Выберите материал, из которого построен ваш дом:

А) дерево

Б) кирпич

В) бетон

40

75

85

Радиация от горных пород и почвы

15

Пища, вода, воздух

25

Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране)

4

Медицинские рентгеновские лучи

А) флюорография (умножить на число раз за год)

Б) желудочно-кишечный тракт (умножить на число раз за год)

В) рентген костей, зубов (умножить на число раз за год)

10X…

200X…

10X…

Соседство с АЭС

1

ИТОГО:

Приложение № 3.

Контроль усвоения знаний (тестирование )

1. Единица измерения радиоактивности в системе СИ:

1) беккерель; 2) грей; 3) кюри; 4) рентген

2. Источники радиации, от которых получает основную дозу облучения население Белгородской области:

1) АЭС в соседних обл.; 2) естественные источники

3) радиоактивное глобальное загрязнение;

4) радиационное загрязнение в зоне последствий аварий на ЧАЭС

3. Тяжелый газ, один из значительных естественных источников радиации:

1)ксенон; 2) радон;3) стронций; 4) цезий

4. Мощность экспозиционной дозы гамма излучения на местности составляет, в среднем, для Белгородской области:

1) 0,1 мкР/ч.; 2) 1 мкР/ч.; 3) 11 мкР/ч.; 4) 21 мкР

5. Область РФ, наиболее пострадавшая при аварии на ЧАЭС:

1) Белгородская;2) Брянская; 3) Воронежская; 4) Калужская

6. Наиболее пострадавшая часть Белгородской области при аварии на ЧАЭС:

1) северная; 2) южная; 3) западная; 4) восточная

7. Основной дозообразующий радионуклид, загрязняющий почвы Белгородской области вследствие аварии на ЧАЭС:

1) калий – 40; 2) стронций – 90; 3) углерод – 14; 4) уран — 238

8.Удаление радиоактивных загрязнений с поверхности различных предметов и сооружений:

1) дезактивация; 2) дезинфекция; 3) дезодорация; 4) дератизация

9.Выберите район области, где повышено загрязнение почв

цезием – 137:

1) Губкинский; 2) Корочанский; 3) Ровеньской; 4) Яковлевский

10.Укажите реку области, для которой в донных илах зафиксировано повышение уровня загрязнения цезием – 137:

1) Везелка; 2) Ворскла; 3) Северский Донец; 4) Тихая Сосна.

——————————————————————

Ответы:

1- 1 (беккерель)2 – 2 (естественные источники)

3 – 2 (радон)4 – 3 (11 мкР/ч)

5 – 2 (Брянская)6 – 4 (восточная)

7 – 2 (стронций — 90)8 – 1 (дезактивация)

9 – 4 (Яковлевский)10 – 4 (Тихая Сосна)



sitemap
sitemap