Интегрированный урок технологии изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м



Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства в 3-м классе на тему » В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки

1.Предмет: Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства.

2. Класс: 3 класс

3. Продолжительность урока: 2 урока по 45 минут

3. Вид занятия: лепка, декоративно-прикладное рисование.

4. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

5. Тема урока по учебно-тематическому плану: Лепка из солёного теста Дымковской игрушки.

6. Проблема урока: Что это за игрушка?

7. Изделие: Барыня

8. Номер урока по теме: данный урок является первым по теме «Путешествие в Город Мастеров».

9. Форма урока: урок изучения нового материала.

10. Использование видеоматериалов: на каждом этапе урока.

11. Цели урока:

Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.

Познакомить с особенностями дымковского орнамента.

Закрепить у учащихся знания об особенностях дымковской росписи (белый фон, сочетание синего, желтого, малинового, чистых цветов), использовании геометрического узора (круг, овал, горошина, кольцо, полоски, клетки, волнистые линии).

Закрепить у учащихся знания о декоративно – прикладном искусстве, скульптуре.

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.

Формирование навыков работы с пластическими материалами, художественной росписью.

Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

Воспитывать любовь к Родине и её истории, уважение к труду.

12. Задачи:

создание художественного образа (свой оригинальный, неповторимый образец создаёт каждый ребёнок);

научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России;

добиться единства формы и декора (внешнее оформление не мешало форме, конструкции игрушки, а наоборот, работало на неё).

13.Оборудование и материалы:

Магнитофонная запись русских народных песен.

Авторская работа – презентация по теме «В мастерской Дымковской игрушки»;

Глиняные и пластилиновые изделия;

Для учителя – солёное тесто, компьютер, экран, мультимедиа проектор, стеки, гуашь, кисти, словарь Ожегова (скульптура).

Для учащихся — дощечка-подставка, солёное тесто, стеки, тряпка, банка с водой, спички, заточенные и ватные палочки, салфетки, краски, кисти для рисования, салфетка, гуашь, кисти, фольга от конфет.

Стол, накрытый светлой скатертью.

14. Ожидаемые результаты:

Привести имеющиеся знания детей в систему, расширить и углубить их.

Повысить интерес учащихся к изучаемой теме.

15. Этапы урока:

Урок № 1.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

История возникновения дымковской игрушки.

Знакомство с игрушками.

Словарная работа.

IV. Физкультминутка.

V. Формирование умений и навыков (продолжение работы).

Последовательность изготовления игрушки.

Повторение правил техники безопасности и личной гигиены.

Самостоятельная работа учащихся (лепка игрушки).

VI. Итог урока.

Урок № 2

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Характерные цвета и узоры Дымковской игрушки.

Основные и составные цвета.

Обобщение знаний о Дымковской игрушке.

IV. Физкультминутка.

V. Формирование умений и навыков (продолжение работы).

Повторение правил техники безопасности.

Последовательность выполнения работы.

а) Особенности росписи барыни.

б) Этапы росписи барыни.

Самостоятельная работа учащихся (роспись игрушки).

VI. Выставка и оценивание работ учащихся.

Требования к работам:

соблюдение пропорций;

работа над мелкими деталями;

общая выразительность;

завершённость;

аккуратность

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

Девиз урока: “Работа хороша, если в ней польза и душа.”

Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок!Тут затеи и загадки, Игры, шутки, всё для вас!Пожелаю вам удачи –За работу, в добрый час!

Сообщение темы и целей урока.

Звучит народная музыка.

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. Земля русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своим руками сказочную красоту.

И сегодня я хочу воспеть и восславитьСердце доброе, щедрость и разум,Руки искусные люда русского.

Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.

– Вспомните, какие?

— Из чего сделаны? Где?

Вот мячик! Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.

А вот игрушки, которые у меня в руках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» — игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите! (Демонстрация игрушек)

Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научимся определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. Кроме Дымковских игрушек существуют ещё Тверская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. О них мы поговорим на следующих уроках. Работа хороша, если в ней польза и душа. В гости к нам пожаловала дымковская игрушка.

— Какова тема нашего урока?

Слайд 2.

Слайд 3.

Тема урока: Дымковская игрушка.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

— Что такое декоративно-прикладное искусство? (Работа со словарём Ожегова).

Декоративно-прикладное искусство – это художественно оформленные предметы, которые человек использует в быту. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся утварь (посуда, предметы быта), мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, ювелирные изделия, витражи и многое другое. В декоративно-прикладном искусстве ярко отражаются традиции народного искусства.

Слайд 4.

1. История возникновения дымковской игрушки.

В Дымково любили песни, пляски,В селе рождались чудо сказки.Вечера зимою длинные, И лепили там из глины Все игрушки непростые,А волшебно расписные.И пошла о Дымке слава,Заслужив на это право.Удивительному чудуМы поклонимся не раз.

Чем знаменито Дымково?Игрушкою своей!В ней нету цвета дымного,Что серости серей.В ней что-то есть от радуги,От капельки росы.В ней что-то есть от радости,Гремящей, как басы!Удивительному чудуМы поклонимся не разИ о дымковской игрушкеПоведем сейчас рассказ.

Наше путешествие начинается у реки Вятки.

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода.

По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Земля вятская не особо богата на урожай. А чем же славится село Дымково?- Отгадайте загадку.

Посмотрите – пышный хвостУ него совсем не прост –Точно солнечный цветок,А высокий гребешок,Красной краскою горя,Как корона у царя.

— Проверим. Так чем же славится, догадались?

Правильно, игрушками. А называют эти игрушки «дымковскими»

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.

Лепили из местной красной глины. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали.

Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу.

Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

игрушками

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

2. Знакомство с игрушками.

В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия — веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех — у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Свистулька.

Вятка вздрогнула от свиста,Всяк свисток к губам прижал.И пошла базаром сказка –Родился в веселый часВятский праздник – “Свистопляска”,Город весь пустился в пляс!

Слайд 14.

Барашек-свисток,

Левый бок-завиток,

Правый рог-завиток,

На груди – цветок.

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорока.

Слайд 15.

Козонька – рогатая,

Козонька – бодатая,

Бежит по дорожке,Разминает ножки.

Слайд 16.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.Щечки алые горят, удивительный наряд.Сидит кокошник горделиво,Барышня так красива.Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях, барыни, уточки, лошадки, расписные птицы.

Слайд 17.

Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный.У большого индюка Все расписаны бока.

Слайд 18.

Какую бы из игрушек мы не взяли в руки, видно – неповторимая дымковская. Нарядные важные барыни, няньки с детьми – это неповторимые произведения искусства.

Наши руки крендельком, Щеки будто яблоки. С нами издавна рядком Весь народ на ярмарке.

Слайд 19.

Мы игрушки расписные,Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские.

Слайд 20.

3. Словарная работа: скульптура. (Работа со словарем)

А чем рисунок на бумаге отличается от вылепленных изображений? Рисунок на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а вылепленное изображение «живет» в пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется — … .

скульптура

IV. Физкультминутка («Под весёлые напевы»)

Под веселые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг. И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

V. Формирование новых умений и навыков (продолжение работы).

Последовательность изготовления игрушки.

1. Лепим торс с головой.

2. Лепим юбку-колокольчик. Она круглая, просторная.

3. Примазываем торс к юбке. Лепим руки, придаем им нужное положение.

4. Оформляем голову: лепим кокошник или шляпку.

5. Помните, что пряди волос, скрученные в спирали, прикрепляются перед кокошником, а если вы делаете барыню в шляпке, то волосы лепим сначала, а затем надеваем шляпку.

6. Делаем оборки на кофте, юбке или фартуке . Лепим колбаску толщиной от 0,8 до 1 см и длиной примерно 10—15 см, проглаживаем пальцами или скалкой. Получаем плоскую ленту. Затем прикладываем оборку к юбке или кофте и заглаживаем только с одной стороны, стараясь не помять деталь.

7. Выглаживаем изделие. Пальцами, смоченными в воде, мягкой губкой, тряпочкой, кисточкой заглаживаем впадины, царапины. Не берите много воды, так как от ее избытка изделие может потрескаться и развалиться.

8. Просушиваем от 4 до 7 дней (в зависимости от величины куклы)

Слайд 21.

Повторение правил техники безопасности и личной гигиены.

– Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при работе со стеком?

– Какие правила личной гигиены вы будете соблюдать при работе солёным тестом?

Самостоятельная работа учащихся (лепка фигуры)

Слайд 21.

VI. Итог урока.

— С каким материалом мы сегодня работали?

— С какой игрушкой мы сегодня познакомились?

На какой реке находится село Дымково?

— С чем можно сравнить роспись дымковской игрушки?

— Материал, из которого изготавливают игрушку?

— Что делают мастера для того, чтобы игрушка была прочной?

— Каким узором украшены дымковские игрушки?

С солёным тестом.

С Дымковской.

На Вятке

С радугой

Глина

Обжигают на огне.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap